Уже накануне визита сербский лидер заявил, что «ситуация вокруг приезда Лаврова осложняется во всех смыслах». Ожидалось, что 6 июня он выступит с обращением к гражданам республики. Сербский премьер Ана Брнабич назвала ситуацию «исключительной». «Невероятно, что сейчас президент одной страны должен заниматься такими вещами, как логистика путешествия министра иностранных дел другой страны… Когда у вас визит на таком высоком уровне, как визит министра иностранных дел Российской Федерации, то можете подумать, что люди… когда мир на грани третьей мировой войны, будут заинтересованы слышать его позицию. Существует, наверное, что-то, что должно быть услышано, существует, вероятно, хоть какое-то пространство для диалога», — заявила она в эфире телеканала TV-pink.
Российский посол в Болгарии Элеонора Митрофанова подтвердила, что София отказалась предоставить воздушный коридор для Лаврова. «Три балканские страны сорвали ранее запланированный официальный визит главы российской дипломатии в Сербию. Подобные действия могут только дополнительно мотивировать Россию пробить в какой-то момент коридор до своего балканского союзника», — заявила она.
Политолог, балканист, руководитель Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко убежден, что отмена или перенос визита Лаврова в Сербию принципиально не скажется на российско-сербских отношениях.
— Отношения наших государств стоят на крепком фундаменте, и эта неприятность их точно не омрачит, — считает Бондаренко. — Наши политики встречаются регулярно — достаточно сказать, что с президентом Сербии чаще Путина встречался только белорусский лидер Александр Лукашенко. Так что, ситуация с нынешним прилетом Лаврова для двусторонних контактов некритична — ее в Сербии воспринимают как досадное недоразумение. К тому же, насколько мне известно, подписание каких-то важнейших российско-сербских документов, соглашений в ходе визита главы МИДа России в этот раз не намечалось ± это был обычный рабочий визит, чтобы пообщаться, сверить часы, как говорится.
«СП»: — Какие выводы из этой истории могут сделать другие страны?
— Мир увидит, что сателлиты Запада всячески стремятся выслужиться. А мы видим, что из сторон, заблокировавших свое небо для министерского самолета, есть государства, только недавно вступившие в блок НАТО — Северная Македония и Черногория.
И, надо полагать, таким образом Запад их просто использует их, чтобы заблокировать контакты Москвы и Белграда. Но если наши оппоненты действительно хотят мира, то почему они блокируют дипломатические контакты? Хотелось, чтобы они задали себе эти вопросы. Если дипломаты не будут искать пути мирного решения конфликтов, то кто тогда будет договариваться?
«СП»: — Этот инцидент может обострить отношения Сербии с соседними странами, принявшими столь недобрососедское решение?
— Не думаю. По большому счету, ничего неожиданного не произошло. К такому повороту в Белграде и Москве были готовы, хотя и надеялись на благоразумие других сторон. Вообще, на Балканах время от времени возникают такие ситуации, когда самолетам политических лидеров запрещают пролеты в кризисных ситуациях. И поэтому они летают обычными самолетами. Но в данном случае не могу себе представить, что Сергей Лавров полетит обычным самолетом.
Политолог, гендиректор Фонда мониторинга и прогнозирования развития культурно-территориальных пространств Леонид Савин обратил внимание на отсутствие Хорватии в указанном списке трех стран.
— Через эту страну пролегает как морской, так и сухопутный путь в Сербию. Но к ней претензий мы, похоже, не предъявляем. Возможно, это государство не рассматривалось как составляющая маршрута при подготовке визита Лаврова. Вообще, будет любопытно услышать аргументы трех стран, пошедших на этот шаг, который можно рассматривать как нарушение международных правовых норм. К сожалению, подобные нарушения в последнее время происходят — в том числе с самолетами глав государств. Можно вспомнить инцидент с самолетом президента Боливии Эво Моралеса в 2013 году, который был посажен в Вене и досмотрен, поскольку предполагали, что на нем летит Эдвард Сноуден.
«СП»: — Мы должны отвечать на это?
— Конечно, причем в геометрической прогрессии. Нужно давать понять, что мы хотели бы видеть в столицах недружественных государств более вменяемых руководителей, нежели нынешние.
«СП»: — Действия трех балканских стран направлены исключительно на Россию?
— Нет, это еще и способ давления на Сербию, ее лидеров. Белград находится под мощнейшим прессингом Запада и его военного блока НАТО. В Брюсселе и Вашингтоне стараются изолировать дружественную нам страну, сделать более покладистой. Там не оставляют попыток подорвать Сербию изнутри — на ее территории до сих пор действуют различные проамериканские НПО, то же «Открытое общество» Сороса. И эта работа внутри страны сочетается с такими внешнеполитическими ударами как закрытие неба для самолета нашего министра.
Евгений Берсенев
Комментарии