24 января 1922 года газета «Доар ха-йом» опубликовала статью своего главного редактора Итамара Бен-Ави, посвященную памяти папы римского Бенедикта XV, скончавшегося двумя днями ранее. «Ушел из жизни один из величайших лидеров римско-католической церкви, – писал Бен-Ави. – Для нас, евреев, его имя навсегда останется благословенным».
«Когда западные державы согласились с созданием еврейского национального очага в Палестине, Бенедикт XV сразу же поддержал этот план, – отмечал Бен-Ави. – Мы никогда это не забудем. Бенедикт XV принял в Ватикане Нахума Соколова и выразил свои симпатии сионистскому движению. Благодаря этому ни один из католических центров мира не осмелился резко выступить против решения о создании еврейского национального очага на Святой земле».
«Тем не менее, тут и там раздавались направленные против евреев голоса, – писал далее Бен-Ави. – Некоторые приближенные Бенедикта XV не были нашими друзьями. И его собственные заявления, сделанные в прошлом году, дали повод для рассуждений о том, что и папа римский примкнул к нашим гонителям. Однако он сам развеял эти сомнения, попросив кардинала Пьетро Гаспари направить дружеское письмо в адрес сионистского конгресса в Карлсбаде и пригласить Нахума Соколова вновь посетить Рим. Несомненно, есть католики, пытающиеся создать препятствия на нашем пути. Но точно так же не вызывает сомнений, что иные католики оказывают нам искреннюю поддержку. В памяти евреев Бенедикт XV навсегда останется как праведник народов мира».
Начальник цеха организовал травлю еврейского рабочего
24 января 1932 года газета «Давар» опубликовала подборку сообщений советской прессы, посвященных положению евреев.
В одном из них рассказывалось о еврейском рабочем, на протяжении двух лет подвергавшемся издевательствам со стороны своих коллег.
«Как сообщает газета «Рабочая Москва», антисемитские выходки имели место на текстильной фабрике номер 1, – писала «Давар». – Начальник цеха организовал травлю еврейского рабочего по фамилии Лугач. По его наущению другие рабочие в течение двух лет постоянно подвергали своего коллегу нападкам и издевательствам. Жизнь Лугача стала невыносимой. Он пытался жаловаться в различные инстанции – и в дирекцию завода, и в партийную ячейку. Но все его обращения оставались без ответа. А другие работники, узнав, что Лугач пишет на них жалобы, стали травить его еще больше».
«Ситуация изменилась только после того, как о злоключениях еврейского рабочего узнал рабкор местной многотиражки, – цитировала «Давар» сообщение «Рабочей Москвы». – После публикации материала, посвященного антисемитским выходкам на текстильной фабрике, ее дирекция, наконец, приступила к решительным шагам. Рабочие, досаждавшие Лугачу, были наказаны. А начальник цеха, организовавший травлю своего еврейского подчиненного, был уволен с работы».
Самое южное еврейское поселение
24 января 1943 года газета Palestine Post сообщила о создании нового еврейского сельскохозяйственного поселения в районе сектора Газа. «Отныне это самое южное еврейское поселение на территории Палестины, – отмечала газета. – Оно располагается в девяти километрах от города Газа, возле деревни Бейт-Ханун, на землях, принадлежащих Еврейскому национальному фонду».
«Новое поселение называется Нир-Хаим, – сообщала Palestine Post. – Оно занимает около 40 гектаров. Земля, на которой оно создано, пригодна для ведения сельского хозяйства. Поблизости находятся богатые источники воды. Первыми жителями Нир-Хаим стали 30 репатриантов, прибывших в Палестину из Австрии и Румынии. Все они уже имеют опыт работы в сельскохозяйственной отрасли».
Вскоре после основания новое поселение получило статус кибуца. В 1946 году оно было переименовано в Нир-Ам и после Войны за независимость перестало быть самым южным еврейским населенным пунктом Израиля. Сегодня в кибуце Нир-Ам проживает около 650 человек.
Комментарии