Трагедия вьетнамской деревни Май Лай
https://t.me/s/darkzotovland
16 марта 1968 года американские солдаты роты C (позывной "Чарли") расстреляли во вьетнамской деревушке Ми Лай сотни людей.
По официальным данным США - 367 человек, по данным Вьетнама - 504, включая 173 ребёнка и 182 женщины (из них пара десятков беременных).
В деревне не было ни одного партизана Вьетконга, военные США целенаправленно и методично уничтожали без разбора беззащитных стариков, женщин и детей: просто тупое массовое убийство.
Жительница Чыонг Тхи Лэ, которой было тогда 33 года, вспоминала:
«Когда американцы пришли в деревню, они вывели нас из домов, толкали прикладами в спину, чтобы мы шли в канаву, туда, где уже стояло больше ста человек. Они поставили нас на колени и сразу начали стрелять сзади из пулемёта. Из нашей семьи в 11 человек остались в живых только я и мой младший ребёнок – я закрыла его собой.
Сверху на меня упали три трупа, и только благодаря им мы выжили: они скрыли нас от американцев».
Как потом оправдывались солдаты США, они были раздосадованы потерями в войне, и хотели преподать урок. Начав убивать, они попросту уже не могли остановиться.
Всё, в общем-то, сошло бы с рук, если бы не присутствовавший фотокорреспондент. Никто ему не мешал, солдаты даже позировали с телами детей. Снимки утекли в печать, и общество США оказалось шокировано.
Расследование было начато в отношении 80 солдат, уголовные дела завели против 25, перед судом предстали 6. В результате, осудили одного - командира роты, лейтенанта Уильяма Келли - в 1971 году он был приговорен к пожизненному заключению: 78 процентов американцев восприняли решение суда как "чрезмерно суровое".
Через 3 дня его перевели под домашний арест, а в 1974 году помиловали.
Советская пропаганда это очень широко использовала (да и глупо было бы не использовать).
Недавно я вспомнил про антигероя того времени Келли, и мне стало интересно, что он делает щас. Келли работал продавцом в ювелирном магазине в Колумбусе, штат Джорджия, у отца своей жены. В 2005-м он развелся с женой, и уехал в Атланту, забрав с собой сына.
Британская газета "Дэйли Мэйл" недавно попросила его об интервью, Келли запросил 25 000 долларов. Когда журналист пришел на встречу без денег, Келли свалил без объяснений.
В 2009 году, больше чем через 40 лет после массового убийства, он принёс свои извинения жителям Вьетнама, заявив -
"И дня не проходит, чтобы я не чувствовал сожалений по поводу того, что я сделал. Мне жаль вьетнамцев и солдат, которым я приказывал убивать. Я прошу прощения. Но я был всего лишь лейтенантом, который получил приказ и следовал ему без рассуждений - это, конечно, было глупо".
Келли рассказал, что посещает вьетнамские рестораны - "я привык к их кухне за время службы, она мне нравится" - но, конечно, не рассказывает, кто он такой.
За всё время не было ни одной попытки привлечь его снова к ответственности за жесточайшее массовое убийство в истории США.
Про рядовых убийц из его роты и говорить не стоит - они, разумеется, остались без наказания.

Эта карательная акция в Май-Лай так и канула бы в безвестность среди несчётного множества подобных боевых операций, проходивших точно по такому же сценарию, но там произошло нечто совершенно неординарное… https://bazara0.com/tragediya-vetnamskoj-derevni-maj-laj-tekst-16-foto.html
В тот день 24-летний Хьюз Томпсон пилотировал головной вертолёт в звене из трёх вертолётов. С ним находилось ещё два члена экипажа — стрелок Лоуренс Колбурн и техник Гленн Андреотта. Они получили приказ оценить обстановку в Май-Лай и в случае обнаружения вьетконговцев вызвать основное ударное соединение и корректировать его огонь.
Подлетая к деревне, они увидели раненую вьетнамскую девочку.
Она лежала посреди дороги и пыталась отползти к обочине.
Томпсон вызвал санитарный вертолёт и сбросил рядом с девочкой дымовой маяк, чтобы позже её было легче обнаружить. Однако девочку обнаружили раньше – но не санитары, а американский офицер.
Экипаж видел, как он подошёл к девочке, перевернул ногой на спину и выстрелил ей в голову. Обследуя дальше окрестности деревни, они увидели тела вьетнамцев — детей, женщин и стариков, сваленные в кучу в канаве. Некоторые шевелились. Рядом стояла группа «Джи-ай»[американских солдат].
Томпсон посадил вертолёт рядом и сказал солдатам, чтобы они помогли раненым. Но те открыли стрельбу по канаве, добивая ещё живых.
Томпсон полетел к деревне. Он заметил, что в одной из хижин находились вьетнамцы. В дверях хижины стояла старуха с младенцем на руках.
Ещё один ребёнок цеплялся за её одежду. В их сторону шла группа американских солдат.
Томпсон обратился к возглавлявшему их офицеру с просьбой помочь ему вывезти жителей из деревни. Однако офицер ответил, что единственное, чем он может помочь вьетнамцам, это швырнуть в хижину осколочную гранату, что он, собственно, и намеревается сделать.
И тогда Томпсон перешёл к действиям. Форсировав двигатель, он рывком поднял вертолёт в воздух, развернулся и в классическом положении «атака с воздуха» повёл его на американское подразделение.
Стрелку Колбурну был отдан приказ дать очередь поверх голов американцев. Стрелок приказ выполнил.
«Джи-ай» остановились.
Сбросив скорость в нескольких метрах от солдат, Томпсон развернул зависший в метре от земли вертолёт так, что под прицелом Колбурна оказалась вся группа «Джи-ай».
— Если они хотя бы шевельнутся — стрелять на поражение, — прозвучало в шлемофоне стрелка.
Тот ответил: «Есть, сэр».
Томпсон по рации доложил обстановку командиру наземного формирования — в ответ тот приказал экипажу вертолёта:
«Валить к чёрту и ни во что не вмешиваться!».
Томпсон этот приказ проигнорировал.
Прикрывая вьетнамцев вертолётом и держа «Джи-ай» под прицелом скорострельного пулемёта M-60, Томпсон связался с двумя другими вертолётами.
Сделав несколько ходок, они вывезли полтора десятка жителей деревни — всех, кто ещё был жив, — в безопасное место.
Закончив эвакуацию людей из хижины, вертолёт Томпсона вернулся к канаве с трупами, проверить, остались ли там уцелевшие. Вертолёт завис в полуметре над землей, и Андреотта спрыгнул вниз.
Пока Колбурн очередями поверх голов удерживал «джи-ай» на расстоянии, Андреотта осматривал тела.
В конце концов, он обнаружил двухлетнего ребёнка, придавленного трупом матери, но совершенно невредимого. Передав мальчика в вертолёт, Андреотта провел в канаве ещё 15 минут.
Больше живых там не было.

Ровно через тридцать лет после событий в Май-Лай, 16 марта 1998г., в Вашингтоне у гранитной стены Мемориала ветеранов Вьетнама в самой торжественной обстановке состоялась церемония вручения одной из высших наград США — «Солдатской медали» Хьюзу Томпсону и двум членам его экипажа.
Характерно, что Томпсон стал героем, а не предателем. Хотя в определенном смысле он очень рисковал попасть под это определение.
Вот отличный пример, когда совесть и честь становится выше приказов и номинальной субординации и верности. Так должен поступать любой солдат в подобной ситуации.
НИКАКИЕ приказы не способны оправдать карательные акции против невиновных мирных жителей.

Комментарии