В российских СМИ и соцсетях началось зубоскальство по поводу новаций нового президента Туркмении

 В российских СМИ и соцсетях началось зубоскальство по поводу новаций нового президента Туркмении относительно введения скрепоносных правил поведения. Которые касаются в первую очередь женщин. Здесь все, как вы любите: и запрет на самостоятельное перемещение без сопровождения мужчины, включая и личный автомобиль (у кого, он, понятно, вообще есть). Это и запрет держаться руками вместе в общественных местах. По всей видимости, скоро дело дойдет и до более жестких установок. В общем, смешно, ага.


На самом деле «все идет по плану ™»

Туркмения на карте вроде бы достаточно крупная по территории страна. Но тут как с Россией: у нас примерно 60% территории просто непригодны для жизни, а еще 20% - для ведения хоть какого-то устойчивого хозяйства. Проще говоря — наша необъятная страна о семнадцати миллионов километров в реальности составляет пять миллионов квадратных километров пригодной и условно пригодной территории, из которых два — просто пригодны. Причем плотность населения даже на этих территориях по европейским меркам — сельская глубинка. За исключением десятка мегаполисов, но даже здесь у нас своя гордость — единственный северный мегаполис в мире Санкт-Петербург.

В общем, Туркмения — это примерно то же самое, только жарко. В реальности население живет на очень небольших, буквально оазисных, территориях. И его, мягко говоря, мало. Сильно мало. И мало в первую очередь для устойчивого национального проекта развития. А потому его, проекта, нет. В составе более крупного образования у Туркмении есть шанс войти в систему разделения труда. Самостоятельно она обречена на прозябание.

И теперь на юге ко всему прочему — Талибан. Жесткий демодернизационный проект собственного развития, который объективно может быть реализован, но на достаточно низком уровне этого развития.

Поэтому Талибан быстрым темпом демонтирует всё, что как-то тянет страну вверх, просто потому, что его проект и существующая инфраструктура несовместимы. Соответственно, вся система пока достаточно нестабильна.

Тем не менее, сомнений нет: у талибов все получится. Они загонят Афганистан примерно в 12-13 века, создадут некоторый задел для колебания до уровня примерно 14-15 веков, и постараются закапсулировать историческое время на этом периоде как можно дольше. Конечно, это будет уже немножечко другое средневековье — с автоматами, БТР, сотовыми телефонами и интернетом (не везде), но в социальном плане талибы — это классический демодернизационный проект развития. Так тоже бывает. Отличительная его особенность — невероятная устойчивость.

Туркмения, объективно не способная на внутренний национальный проект модернизационного развития, имея под боком Талибан, на который собственное население смотрит хотя и с подозрением (все-таки чужаки), но с интересом, должна конкурировать с этим устойчивым, а потому привлекательным соседом. (В скобках могу сказать, что привлекательными являются примерно в равной степени устойчивые и динамично развивающиеся проекты развития. И тот, и другой вызывают живейший интерес у соседей, а потому элиты стран-соседей всегда вынуждены решать одну и ту же проблему конкуренции смыслов: либо быть еще большими демодернизаторами, чем сосед, либо выдвигать свой собственный проект модернизации, делающий соседа неинтересным в глазах своего населения)

Собственно, Туркмения свой выбор сделала. Она не может развиваться вверх, поэтому будет развиваться вниз. Пока под боком был оккупированный и практически никакой Афганистан, он не представлял угрозы. Но теперь всё изменилось. Поэтому приходится быть более ревностным приверженцем традиций, чем талибы. И никуда от этого не уйти.