Опереди того, кто приходит убить тебя, и убей его первым…
На модерации
Отложенный
Лиза Юдин
9 мая в Израиле большой день. Наш день, израильский. И очень, очень жаль, что для большинства русскоязычных граждан страны он проходит мимо. За "боевыми 100 граммами" и черно-оранжевыми лентами забыли. А, скорее всего, и не знали. Нехорошо. Не умаляя достоинств всеми отмечаемого праздника, хочу заметить, что сегодняшним израильтянам, живущим в обстановке непрекращающегося террора, надо было бы историю своей страны знать. Особенно такие страницы. И чтить, и помнить.
Ровно 50 лет назад, 9 мая 1972 года израильский спецназ штурмом освободил в аэропорту Лод (тогда он еще не носил имя Бен-Гуриона) самолет бельгийской компании «Сабена», выполнявший рейс Брюссель - Вена – Тель-Авив, захваченный арабскими террористами из «Черного сентября» (боевики арафатовской ООП). На борту самолета находились сто пассажиров и десять членов экипажа.
Операция "Сабена" (официальное название операция "Изотоп") считается знаковой в борьбе с терроризмом и изучается во всех военных академиях мира. Первый в истории успешный пример освобождения самолета, захваченного террористами.
Так все начиналось. 23 июля 1968 года трое боевиков Народного фронта освобождения Палестины захватили «Боинг-707» израильской авиакомпании «Эль-Аль», следовавший из Рима в Тель-Авив, посадили его в Алжире и продержали вместе с заложниками несколько недель, пока израильтяне не освободили 12 арестованных «борцов за свободу Палестины». Такого позора Израиль еще не испытывал.
Меры последовали немедленно. При «Эль-Аль» срочно создали службу безопасности, куда набрали бывших спецназовцев, в основном из спецподразделения Генштаба «Саерет маткаль». С тех пор и по сей день - даже не делались попытки угнать израильский самолет.
Зато попасть на бельгийскую "Сабену" особого труда не представляло. Двое мужчин и две женщины по фальшивым паспортам с оружием и взрывчаткой на теле (никто ничего не проверял) погрузились в Брюсселе. Сразу же после вылета из Вены поснимали с себя в туалете весь арсенал, и понеслись в атаку. Предводитель банды Абу Снейна ворвался с пистолетом в кабину пилота и объявил о похищении самолёта. В 17:15 самолёт приземлился в Израиле.
Что требовали? Ничего оригинального. Все то же меню – подать террористических братьёв и сестер количеством 315 особей, осуждённых и отбывающих наказание в Израиле. Деньги требовали естественно. Какой террорист без "золотого запасу", иначе… Как говорил Попандопуло: "… Дивизия — во! Морд... Морд полтораста наберётся. В прежние времена было больше, но у пана атамана нема золотого запасу, и хлопцы начинают разбегаться в разные стороны". Беспрепятственное отбытие с Земли Обетованной. В случае невыполнения требования до 9 часов утра следующего дня террористы угрожали взорвать самолёт вместе с пассажирами.
Однозначное "нет" прозвучало в правительстве Израиля, и пока начальник военной разведки Аарон Ярив вел переговоры с угонщиками, министр обороны Моше Даян занялся разработкой спецоперации.
В штурмовую группу "Саерет маткаль" (спецназ Генштаба) вошли 14 человек.
Да-а, это была группа! Командир – 30-летний подполковник Эхуд Барак - будущий начальник Генштаба, затем, премьер-министр Израиля; замкомандира - 28-летний майор Дани Ятом — будущий директор МОССАДА; 24-летний лейтенант Узи Даян, племянник министра обороны Моше Даяна - будущий замначальника Генштаба, затем глава Совета обороны; 23-летний лейтенант Биньямин Нетаниягу – сегодняшний премьер-министр Израиля; знаменитый Мордехай Рахамим.
О нем пару слов отдельно.
В феврале 1970-го четверо террористов аэропорту Цюриха открыли огонь по израильскому самолету, уже вырулившему на взлетную полосу. Охранник-израильтянин Мордехай Рахамим выбивает один из иллюминаторов и открывает по террористам ответный огонь. И когда те стали удирать, Рахамим выпрыгивает из самолета и преследует боевиков на земле. Одного он сумел пристрелить, трех других скрутили подоспевшие швейцарские полицейские.
Мордехая Рахамима, ценой личного мужества и с риском для жизни предотвратившего страшную трагедию, назвали национальным героем. Это у нас, а в Швейцарии его задержали по обвинению в том, что нарушил законодательство страны, использовал огнестрельное оружие на ее территории и убил человека. В процессе следствия по согласованию с Израилем Рахамим признал факт своей принадлежности к службам безопасности. На предварительном слушании в суде он процитировал отрывок из трактата Сангедрин: "Опереди того, кто приходит убить тебя, и убей его первым"
Произвело это – не произвело на вечно нейтральных швейцарцев впечатление, но предъявленное обвинение изменили на "убийство при смягчающих обстоятельствах”. Он провел в тюрьме десять месяцев и под давлением Израиля был освобожден и возвращен на родину. Говорят, встречала его вся страна.
Ладно, вернемся в май 72-го. Пока израильская переговорная группа усиленно общалась с террористами, спецназовцы отрабатывали штурм самолёта на таком же Боинге-707, стоявшем в закрытом ангаре на другом конце аэродрома. За ночь на захваченный террористами самолёт были установлены подслушивающие устройства, спущены колеса и слита жидкость из гидравлических систем.
Короче, террор террором, идея "всеобщего джихада" идеей, а на пустой желудок много не "наидейничаешь". Не зря Баргути втихаря в туалете печеньками поджирается. И утром 9 мая угонщики потребовали еду обыкновенную. В штабе операции сие требование сочли не столько разумным, сколько удобным для начала штурма. Плюс к тому, переговорная группа смогла убедить террористов, что самолёт нуждается в техническом обслуживании для обеспечения возможного отлета.
На летном поле появилась группа "освобожденных террористов" (переодетые наши солдаты). Буквально за ними следом "авиатехники" – спецназовцы, одетые в белые комбинезоны (оружие под одеждой). Весь этот маскарад сопровождал представитель Красного Креста, уверенный в том, что так оно и есть. По крайней мере, официально.
90 секунд вся операция! Полторы минуты! Спецназ тремя группами овладел самолётом. Одного из главарей банды уничтожил майор Дани Ятом. Лейтенант Узи Даян буквально выхватил из рук женщины-террористки гранату.
Ну, и самый знаменитый эпизод операции "Сабена". Главарь группы Али Таху Абу-Санайна, гордо величавший себя "капитаном Рифаат" попытался укрыться в туалете и взорвать самолет гранатой. Мордехай Рахамим, успел выбить дверь и расстрелять террориста в упор. Так и подох мразь с кольцом на пальце. Так что "мочить в сортире" – израильское изобретение.
Во время штурма две террористические особи женского пола были захвачены, мужского пола – уничтожены. Три пассажира получили ранения в ходе перестрелки (одно из них — смертельное). Тяжело ранен лейтенант Биньямин Нетаниягу.
Я вот думаю, какое счастье, что не было тогда "Бецелемов" и всяких прочих "Шоврим штика"...
Комментарии