10 Сфирот

На модерации Отложенный

Основными элементами каббалистической терминологии являются десять сфирот. Это десять эманаций или «излучений», через которые Бог взаимодействует с этим миром. Когда Каббала рассматривает различные события, которые произошли в мире, или Божественные заповеди в Торе, она классифицирует и описывает их в терминах сфирот – способов взаимодействия. Прежде чем мы опишем эти десять сфирот и их значение, мы должны решить фундаментальную проблему.

ЕДИНСТВО БОГА ИЛИ 10 СФИРОТ? Иудаизм ставит во главу всего принцип Единства Бога. Евреи провозглашают дважды в день: «Слушай, Израиль: Господь – Бог наш, Господь Один. Когда мы говорим о погибших праведниках, жертвующих своей жизнью во имя Всемогущего, особенно о тех, кого принуждали перейти в христианство, мы говорим о людях, которые были замучены до смерти за приверженность принципу единства Творца. Как же нам удается объединять идею о единстве Бога с концепцией существования 10 сфирот? Этот вопрос был задан Раби Ицхаку бар Шешету (XIV век): «Неужели вы, каббалисты, не верите во многих богов, когда постулируете десять сфирот?» Мы постараемся перефразировать его ответ. Единство Бога в отношении десяти сфирот можно сравнить с лучом солнца, проходящим через призму. С одной стороны, у нас есть один луч света, а с другой – получаем излучение семи цветов. Человек, сидящий напротив нас, воспринимает происходящее так, будто несколько ламп излучают разные оттенки, но на самом деле это одна лампа. Многоцветная радуга – это «искажение», созданное призмой, сквозь которую проходит свет.

Давайте будем более конкретными в своем обсуждении «Десяти» против «Одного» относительно Божественного взаимодействия с миром. Представьте себе ребенка, который обнимает свою мать, бьет своего брата и списывает на экзамене. Для неспециалиста каждое из этих поведенческих проявлений является отдельным событием, которое имеет свое собственное обоснование и динамику. Тем не менее, профессиональный психолог смотрит на эти 3 происшествия и после их анализа заявляет: «Всё это – симптомы одной основной проблемы. Ребенок желает любви и внимания своей матери. Поэтому он обнимает ее, бьет своего младшего брата, который, как ему кажется, забирает себе все мамино внимание, и обманывает учителя на экзамене, чтобы получить от того внимание и похвалу за хороший результат». Таким образом, целое множество событий – некоторые из которых совершенно противоречивые – приобретает единый смысл.  

КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ Это относится к нашему пониманию взаимодействия Бога с человечеством. Наша жизнь полна противоречий, и часто нам сложно увидеть за ними истинную общую суть, общий источник. Эти противоречия кажутся нам странными и непонятными. Есть Бог, который вдыхает жизнь в уста новорожденного младенца и извлекает последний тяжелый выдох умирающего человека. Существует Бог, который сотворил Холокост, и Бог, сохранивший крошечную, хрупкую еврейскую нацию на протяжении трех тысячелетий. Есть Бог, который дает некоторым людям прекрасные тела, и Бог, который, как кажется, приговаривает людей с врожденными дефектами на пожизненные страдания. С нашей стороны призмы каждое из этих событий видится отдельным. Но мы признаем, что все они – работа Единого Бога с одной целью, с единым планом действий для всего мира. Получается, что Десять Сфирот – это лишь различные способы, с помощью которых мы воспринимаем Бога и его управление нашим миром, в то время как мы твердо верим в Единство Бога.
Ниже приведен буквальный перевод этих десяти “режимов управления миром”. Рекомендуется не воспринимать описания буквально, поскольку большинство из названий очень метафоричны, и их истинное содержание мало похоже на их прямой перевод. Мы постараемся рассмотреть их смысл в следующих статьях.

Итак, 10 сфирот – это: Кетер – Корона, Хохма – Мудрость, Бина – Понимание, Хесед – Милосердие, Гвура – Строгость, Тиферет – Великолепие, Нецах – Вечность, hод – Величие, Йесод – Основа, Малхут – Царство.
Иногда сфирот перечисляются без упоминания Кетер, зато можно увидеть Даат – Знание – тогда эта сфира упоминается между Биной и Хеседом.  
Итак, сфирот десять – а это значит, что мир должен иметь десятичную структуру.
Десятью речениями был сотворен мир, десять заповедей, десять человек в миньяне – источником всего являются 10 сфирот.
Когда мы говорим, что человек «сотворен по образу и подобию Божьему», мы, разумеется, не имеем в виду, что у Всевышнего есть руки, ноги, нос (Бога вообще нельзя связывать с каким-либо зрительным образом) – а то, что у человека тоже есть 10 сфирот. Или 10 «мидот» (качеств – по-русски).

 Итак, начнем с ХАБАДА. В представлении многих , ХАБАД – это религиозные люди в шляпах «борсалино».
А в честь чего они так называются?
Хабад, (ивр. חב"ד‎ — КЕТЕР (Корона)

Самая высшая сфира, которая только есть в системе сфирот, называется «Кетер» – Корона. Корона обычно находится на голове царя – на самом верху.
Но если мы говорили, что у человека тоже есть десять сфирот, то где же «кетер» у человека?

Это желание, замысел. Божественная сфира Кетер называется «желанием Бога». Естественно, в основе всего лежит желание, первичный замысел.

Так же у человека – писатель задумывает книгу, пока она имеется только у него в голове… Глядишь – и перед вами пахнущий типографский краской экземпляр.
Или царь задумал построить город, не прошло и пары лет – и вот его замысел воплощен в массивных стенах крепости.

Что уже говорить о замысле Бога, который неизмеримо могущественнее любого царя? Для него замысел – это уже воплощение… «хохма, бина, даат» — мудрость, понимание, знание — названия трёх верхних сфирот в Каббале).

БИНА

ТЕКСТ ИЗ «СЕФЕР ЙЕЦИРА»:

«Третий Разум называется Освящающим Разумом, Основанием Пер­вичной Мудрости; он называется также Творцом Веры, а его корни находятся в Аминь.
Он источник, из которого проистекает вера».

Бина – мудрость, справедливость, духовность, образованность, сила духа "Знание”, способность "крутить” информацию. Это некая способность, вернее тяга, к избирательности в информационном потоке, склонность к наукам (с увеличенной силой, невозможная педантичность).

ХОХМА.

«Хохма» – «Ум,Разум». Если в Кетере находится корень желания Всевышнего создать миры, то на уровне Хохмы возникают планы Творения. Имена этой сфиры «Свет Лика» и «Разум Всесильного». Это разум, непостижимый для человека. Место сфиры в духовных мирах соответствуют месту «точки» в геометрии.

Точка не имеет измерений, но и не имеет границ – точно так же Хохма не имеет конкретной формы или однозначно определенного характера. Точка является началом любой формы или построения в геометрии – подобно этому сфира Хохма – это начало бытия, возникающего из энергий, излучаемых Кетером.
Именно сюда обращены молитвы людей, попавших в беду:
«Из теснин воззвал я к Г-споду – простором ответил мне Г-сподь» (Псалмы 118 – 5).

ХЕСЕД

Сфира «Хесед» в переводе означает «Милость», имеется в виду – Милость Б-га.

А точнее – процесс распространения Б-жественного Света (энергии, информации, благодати) сверху вниз. От Источника – вплоть до материальных творений. Там, где мы видим распространение Света, мы говорим: «Это проявление сфиры Хесед».

Приведу грубый, материальный пример. Человек нашел хорошую работу, получил крупный выигрыш – это Господь проявил к нему свою Милость, говоря языком Каббалы – сфиру Хесед.

Среди человеческих мидот – качеств – тоже есть хесед. Когда мы помогаем кому-то или даем пожертвование – этим мы проявляем свой хесед, свою милость…

ГВУРА.

Название сфиры «Гвура» переводится с иврита как «сила», «суровость». Однако суровость – это не всегда плохо! Вспомните предыдущий пример, когда человека, просившего пить, окатили ведром воды. Это ведро надо было ужать до одного стакана…

Проще говоря, Гвура – это процесс ограничения Б-жественного Света. На языке Каббалы это называется «цимцум» – сжатие.

Конечно, все виды Б-жественных наказаний за прегрешения связаны с проявлением сфиры Гвура. Но тем не менее мы уже видели, что Хесед – это не всегда хорошо, а Гвура – это не всегда плохо.

Со сфирой Гвура соотносится имя Б-га «Элохим».
Кстати, это же слово (если воспринимать его во множественном числе) можно перевести как «судьи».

ТИФЕРЕТ

Если названия предыдущих сфирот в какой-то степени отражали свойства, которые мы им приписываем, то слово «Тиферет» переводится с иврита как «Красота». Тиферет – третья сфира из «семи нижних», проявленных свойств Б-га.

ПРОЦЕСС УРАВНОВЕШИВАНИЯ между Хеседом и Гвурой именуется сфирой Тиферет.
Как в реальной жизни редко встречается бесконтрольная милость или бесконтрольное ограничение (обычно проводится, так сказать, политика кнута и пряника) – так и в Каббале первая тройка из семи нижних сфирот часто фигурирует вместе, и называется ХаГАТ (от Хесед-Гвура-Тиферет).

НЕЦАХ

Слово «Нецах» с иврита можно перевести двояко. Это и «Вечность» (в молитвах Всевышнего часто называют «каям ла-нецах» – «Существующий Вечно»), и «Победа» (на иврите победитель – «менацеах»).

Эта сфира – один из сосудов для приема того, что называется «ор хозер» («возвратный свет»).

Б-г нам дает все – жизнь, свет, энергию, информацию, Благодать (называйте как хотите, смысл от этого не изменится). Дает и дает, и все это будет называться «ор яшар» – прямой свет

Все наши действия, требуемые и желаемые Б-гом, относятся к категории
«ор хозер» – возвратный свет. Всевышний дал нам жизнь, каждый день дает пропитание, из того, что вы сейчас читаете этот текст, я могу заключить,
что и компьютер у вас тоже есть, и доступ к Сети. И все это – «ор яшар», прямой свет. За это мы должны производить «ор хозер», возвратный свет – молитвы и выполнение заповедей.

Нецаху соответствует Б-жественное имя «Цаваот» (русскоязычные читатели больше привыкли к его греческо-византийскому варианту «Саваоф»). Слово «Цаваот» в переводе с иврита означает «армии» («цава» – армия). Во множественном числе это слово стоит потому, что Господь является Главнокомандующим двух армий.
У Него армия ангелов на небе и армия людей на земле.

XОД (первая буква читается как английская "h")

Второй сосуд для принятия возвратного света – сфира «Ход». Слово «Ход» можно перевести с иврита как «Сияние».
Этой сфире соответствует имя Б-га «йуд-хей-вав-хей Цаваот», и когда оно попадается в Танахических текстах, мы читаем его как «Адонай Цаваот».

ИЕСОД

Слово «Иесод» переводится с иврита как «основание».
И в данном случае название точно определяет то место, которое занимает Иесод в системе сфирот…
… то есть в нашей голове.

Иесод – это точка перехода, своего рода вентиль, через который Энергия-Информация-Благодать от Господа передается в материальный мир.
Со сфирой Иесод связано имя Господа «Шад-дай». Его обычно переводят как «Сильный, Крепкий».

Тот, кто видел мезузы (пергаментные свитки с молитвой «Шма, Исраэль», которые Тора требует устанавливать на косяках дверей) обратил внимание, что на коробочках, предохраняющих их от порчи, часто пишут букву «шин».
Тут подразумевается, что «шин» – первая буква из имени «Шад-дай», которое можно понять как сокращение слов «шомер длатот Исраэль», «Страж дверей Израиля». Каббалисты видят в этом более глубокий смысл: каждая дверь – своего рода переход, такой же, как Иесод – переход от духовного к материальному миру.

МАЛХУТ

Последняя, самая нижняя сфира именуется «Малхут» – Царство.
Сущность этой сфиры – БОЖЕСТВЕННОЕ ПРИСУТСТВИЕ в нашем материальном мире. Все, что происходит на вышележащих «этажах» – это только ради Малхут, ради проявления Б-га в нижних мирах.

В обычных, некаббалистических религиозных текстах сфира Малхут называется «Шхиной», «Обиталищем» (Б-га в нижних мирах). А в старинной каббалистической литературе долурианского периода (например, «Зоаре»)

Люди, знакомые с еврейским Б-гослужением, наверняка знают, что в молитвенниках чаще всего стоит имя Б-га «йуд-кей-вав-кей», которое не произносят, а вместо него говорят «Адонай». Это потому, что на нашем уровне восприятия Всевышний проявляется только через Малхут – в нашем материальном мире.

Говорит «Сефер Иецира» – «Книга Творения»:

«Десять сфирот без ничего подобны искрам, и их конец в их начале, и их начало в их конце, и пламя связано с углями, и Господь один и нет ему второго, а до одного какое назовешь число?»