Почему в России производитель не может дорого продать свою продукцию

Почему в России производитель не может дорого продать свою продукцию, а покупатель приобрести её по невысоким ценам?

Сегодня

 

С каждым годом растёт число россиян, начинающих экономить на еде. Таких людей у нас в стране по оценке различных экспертов 48-51%. Кто-то скажет: "Посмотрите на другие страны. У них положение дел не лучше." Да не хочу я смотреть на других и тешить себя мыслью о том, что у нас всё как у многих. У России есть всё для того, чтобы улучшать жизнь россиян без оглядки на мировые тенденции. Есть всё, кроме желания и воли для решения этой задачи тех, кто этим процессом рулит. Это моё субъективное мнение.

 

Вчера зашла на один из сайтов, на которых отечественные сельхозпроизводители предлагают оптом свою продукцию, и ужаснулась. Их отпускная цена на порядок ниже того, что мы видим на полках наших супермаркетов. И морковь там наша отечественная не стоит дороже завозимых к нам из стран далеких банан. Как же так получается, что попав на прилавок, её стоимость вызывает порой у россиян изумление и законный вопрос: "Почему отечественная морковь стоит дороже импортных банан?". Какую такую чудесную трансформацию она переживает при транспортировке от поля до прилавка?

В конце 90-х годов в России началось переформатирование розничной торговли. Стали возникать крупные торговые сети и строиться супер- и гипермаркеты. Так уж вышло, что именно в эти годы мне пришлось заниматься организацией и развитием фирменной торговой сети одного среднего пищевого предприятия. Вместе с магазинами пришлось открывать и налаживать работу сети ресторанов и кафе. Заниматься не свойственным производителю делом заставили складывающиеся тогда в российской торговле новые реалии.

Зарождавшаяся в те годы новая структура оптово-розничной торговли поставила наше предприятие перед выбором: закрываться или искать формы выживания. Не хочу подробно рассказывать о кабальных условиях договоров, которые сети и гипермаркеты навязывают поставщикам продукции. Их с трудом выдерживают единицы производителей. Хочу поговорить о другом. Параллельно с развитием нового ритейла, который мы видим сейчас у нас в стране, уничтожалась старая форма торговли: фермерские рынки, маленькие магазинчики, уличная торговля. Все планомерно из года в год загонялись в ограниченную матрицу крупных продавцов.

Кто-то из маленьких магазинчиков не выдерживал конкуренции, кого-то закрывали административными решениями. Количество потенциальных покупателей продукции мелких и средних производителей сокращалось. Под разговоры о развитии и поддержке малого и среднего бизнеса проводилась планомерная работа по созданию условий, в которых он физически не мог выжить. Зайти в большие сети для мелких и средних производителей было крайне сложно из-за выстроенной в них логистической схеме поставок. Других альтернативных им торговых площадок оставалось всё меньше и меньше.

Вместе с развитием новой формы торговли, начался процесс закрытия малых и средних пищевых предприятий, который стал причиной разорения многих фермеров. Особенно интенсивно этот процесс происходил в начале 2000-х годов. Часть устоявших в те годы пищевых предприятий продолжают банкротиться и закрываться в наши дни. И всё это происходит под радостные рапорты наших чиновников об успешно проводимом в стране импортозамещении.

Причина разорения большинства пищевых предприятий банальна - нет сбыта продукции. Почему? Только ли из-за падения платёжеспособности населения? Нет. Значительная часть малых и средних производителей не может попасть в сети и гипермаркеты из-за своего небольшого объёма производства. Они не могут обеспечить продавцам нужный объём поставок с рассрочкой платежа в некоторых случаях до 90 дней. Не могут, потому что задыхаются от нехватки оборотных средств. Производитель может поставить продавцу товар и получить его обратно через какое-то время, как не реализованный. К этому времени он становиться уже в большинстве случаев не пригодным даже для переработки.

Это приводит к прямым убыткам производителя. Ведь на производство этой продукции им затрачены иногда заёмные деньги. И что самое смешное, уплачен НДС государству. Казалось бы, и продукцию хорошую выпускают, и цены приемлемые, а никому в нашей стране они не нужны. Продавец не стремится продвигать их товар. Что купит потребитель, то купит. По большому счёту идти ему кроме сетей некуда. Главное - точку торговую в проходном месте поставить.

В сложной ситуации находятся и небольшие фермерские хозяйства. Выбор у них простой: либо сам торгуй, либо работай в поле, на ферме и отдавай свою продукцию перекупщикам. Раньше у них была возможность сдавать свою продукцию на консервные и молочные комбинаты. И сейчас такая возможность есть, но весьма ограниченная и не у всех. Там тоже выстроена за последние годы крупная логистическая схема поставок, в которой им не всегда находится место. Больше всех в цепочке от производителя до покупателя зарабатывает продавец.

Он прогибает по ценам производителя и решает какую цену устанавливать в рознице. Если спрос падает, он опускает цену на товар в большинстве случаев за счёт прогиба поставщика. Можно ли ограничить аппетит продавца установлением размера торговой наценки? Нет, нельзя. В цепочку между производителем и продавцом всегда можно ввести прокладку. Она поставит продавцу для проверки налоговой инспекцией продукцию по такой цене, чтобы он мог отчитаться о том, что его наценка на товар не превышает 10, 15 или даже 5%.

Что же нужно делать для того, чтобы изменить существующее положение дел? Заниматься разукрупнением розничной торговли. Разрушать ту систему ритейла, которая выстраивалась у нас в стране с 2000-х годов и создавать новую. Нужно открывать как можно больше муниципальных фермерских рынков, и магазинов, которые помогали бы мелким и крупным производителям продавать свою продукцию по более высоким для себя и более низким для покупателя ценам. Кто-то может сказать о том, что у нас есть рынки.

Во-первых, они частные, во-вторых, их недостаточно. Муниципальные магазины, в которых местные администрации могли бы реально контролировать размер наценки и продавать продукцию местных мелких производителей, вообще отсутствуют. Открыть и раскрутить их можно достаточно быстро, но у нас в стране взято направление на избавление от всего государственного и муниципального. А только такие предприятия могли бы поддерживать разумный уровень цен в регионах и составить конкуренцию частным торговцам.

Так что, какие бы меры борьбы с ростом цен правительство не предпринимало, все они ни к какому положительному результату глобально не приведут. Нужно полностью переформатировать свой подход к производителям и торговле. Есть ли кому этим заниматься в стране? Хотелось бы верить в то, что такие люди найдутся.