о заявлении канцлера Австрии о том, что OMV приняла условие об оплате поставок газа в рублях.

Анатолий Несмиян

Сообщают о заявлении канцлера Австрии о том, что австрийский оператор OMV приняла условие об оплате поставок газа в рублях. Здесь следует уточнить, что речь идет об открытии счета в Газпромбанке, куда OMV будет перечислять евро, а в дальнейшем уже Газпромбанк будет манипулировать с этими суммами, перечисляя Газпрому рубли. То есть, строго говоря, для австрийцев не меняется вообще ничего, за исключением сугубо бухгалтерской операции открытия счета и заполнения карточки с образцами подписей.

В общем-то, Нехаммер (канцлер Австрии) на пресс-конференции заявил об этом: «...Во время нашей беседы (в ходе визита Нехаммера в Москву) Путин сам заверил, что газ продолжит поставляться и можно оплачивать в евро. Эта ситуация для нас не изменилась...»

Повторюсь — здесь, безусловно, больше политики, чем экономики. Кремлю крайне важно продолжать давить на Европу и выбивать из нее какие-то решения, которые позволят заявлять об успешном противодействии планам США по разрыву отношений с Европой. В определенном смысле это манипуляции и не более того, но сейчас важен любой результат, который можно было бы представить в качестве успешного.

Возможно, сегодня или на днях подобное заявление сделает и Германия. Правда, в Германии это сильно подорвет отношения внутри правящей «светофорной» коалиции («светофором» ее называют по цветам партий, входящим в нее). «Зеленые» весьма жестко настроены против любых, даже символических, уступок Кремлю, а потому германскому канцлеру придется сильно постараться, чтобы как-то снять претензии «зеленых» по этому поводу. Возможно, что как раз конфликт внутри правящей коалиции для Кремля является приятным бонусом.

Еврокомиссия, напротив, обещает скорый и ясный ответ на российский шантаж.

В любом случае пока это скорее буря в стакане воды. В практическом плане смысла здесь немного. Борьба идет не столько за результат, сколько за сам факт продолжения борьбы «Я дерусь, потому что дерусь» © Портос.

Штаты за всей этой возней наблюдают извне, и у них всегда есть возможность сломать эти игры в песочнице, бросив на стол аргумент в виде какой-либо абсолютно неприемлемой ситуации. К примеру, применение оружие массового поражения, в котором обвинят Кремль (причем даже неважно, кто именно его применил и применил ли вообще). Заменителем такого события может стать авария на особо опасном объекте или какое-либо другое событие, делающее дальнейшие сделки Европы с Кремлем невозможными. Гибель большого числа гражданского населения, к примеру, да что угодно. Позиция США здесь выгодна тем, что они, как обычно, стоят над схваткой между Кремлем и Европой. Это их излюбленная позиция в любом конфликте, и она всегда дает преимущества.