В МИДе не исключили непреднамеренных инцидентов с НАТО в Арктике

По словам посла по особым поручениям МИДа Николая Корчунова, Москва обеспокоена «интернационализацией военной деятельности альянса» в регионе, в которую вовлекаются неарктические государства, что создает угрозу безопасности

Посол по особым поручениям российского МИДа, председатель комитета старших должностных лиц Арктического совета Николай Корчунов не исключил риск возникновения непреднамеренных инцидентов в Арктике из-за действий НАТО. Об этом он сказал ТАСС.

  «Не может не вызывать обеспокоенность и интернационализация военной деятельности альянса в высоких широтах, в которую вовлекаются неарктические государства НАТО. В связи с этим возникают риски непреднамеренных инцидентов, которые, помимо рисков безопасности, также могут нанести серьезный ущерб хрупкой арктической экосистеме», — считает Корчунов.

  Говоря об активности натовских стран в арктическом регионе дипломат напомнил о прошедших военных учениях в Норвегии, которые, по мнению Москвы, «не способствуют обеспечению безопасности в регионе». В марте-апреле состоялись запланированные учения Cold Response 2022, в которых участвовали около 30 тыс. военнослужащих из 27 стран, включая партнеров НАТО Финляндию и Швецию (после начала российской военной операции на Украине эти страны задумались о вступлении в союз), а также около 220 самолетов и более 50 судов. 

Непосредственный выход к Северному Ледовитому океану имеют пять стран: Россия, Канада, США, Норвегия и Дания. Исландия, Швеция и Финляндия, хоть и не имеют с Арктикой океанических границ, считают себя приарктическими государствами. 

По данным Геологической службы США, в Арктике находятся около 22% неразведанных ресурсов углеводородов в мире: это нефть, газ и газоконденсат.

Помимо этого, там есть уран, золото, алмазы и редкоземельные металлы. 

В мае прошлого года в НАТО заявляли о наращивании военной мощи России в Арктике. В российском МИДе в ответ говорили, что военная активность Москвы в этом регионе не создает угрозы безопасности для других государств, а восстановление военной инфраструктуры объясняли обеспечением обороноспособности страны. Тогда же в Рейкьявике был принят стратегический план развития арктического региона до 2030 года. Страны Арктического совета (Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США) заявили о приверженности тому, чтобы Арктика оставалась «регионом мира, стабильности и конструктивного сотрудничества, динамичным, процветающим, устойчивым и безопасным домом для всех ее жителей, включая коренные народы, где уважаются их права и благополучие».

В январе этого года Корчунов говорил, что Москва неоднократно выражала обеспокоенность по поводу «попыток включения Арктики в зону военного планирования и ответственности НАТО, превращения региона в театр военных действий альянса», следствием которых «является ослабление региональной безопасности, нарастание конфликтности и рисков безопасности». Заместитель секретаря Совета безопасности Михаил Попов заявлял, что США хотят оспорить права России в Арктике, чтобы получить доступ к ресурсам региона и Северному морскому пути, а также планируют разместить в Баренцевом море эсминцы с управляемым ракетным оружием, построить к 2027 году три новых тяжелых ледокола объекты, цель Вашингтона, по его словам, — создание «арктической дивизии».