«Доброта – нравственная категория души»

Мое любимое чтение — детективы. Я часто ловлю себя на том, что факт убийства обычно не воспринимается трагически, наоборот, появляется даже какая-то тайная радость, азарт предчувствия. Наверное, причин тому много. Во-первых, особенность искусства: следить за процессом переживания, за логикой борьбы. Важно не как задушена Дездемона, а почему. Во-вторых, это, увы, общечеловеческий недостаток: воспринимать абстрактно трагедию, тебя непосредственно не касающуюся. Двадцатый век в этом смысле особенно показателен — массовые убийства не укладываются в сознании и становятся фактом статистики. Человек адаптируется к страшной информации, каждый день на него идущей. Мы можем облечь эти страшные сообщения в любые слова, одеть в любые эмоции, но случившееся буквально рядом с тобой окажется все же умозрительным.
И, наконец, мы стали такими закономерно. Нас развратили, заставляя сопереживать различным национально-освобо-дительным революциям за океаном, требуя сочувствия безработным и обездоленным где — то в Америке или на Кубе. При этом реальное человеческое страдание было разлито буквально рядом — в какой-нибудь вымершей русской деревне, старой московской коммуналке, на вокзале, в доме престарелых.
Доброта должна идти изнутри человека и общества. Приказать быть добрым нельзя. Доброта — нравственная категория души. Меня порой удивляют громкие призывы — быть добрыми, милосердными, человеколюбивыми. Все это игра слов. Разве может быть милосердным общество, где каждый, кто близок к распределению жизненных благ, пользуется ими прежде всего сам, где действует негласный призыв — больше отдай мне!
Евгений Евстигнеев «Воспоминания и размышления»
Комментарии
"Доброта должна идти изнутри человека и общества. Приказать быть добрым нельзя. Доброта — нравственная категория души. Меня порой удивляют громкие призывы — быть добрыми, милосердными, человеколюбивыми. Все это игра слов. Разве может быть милосердным общество, где каждый, кто близок к распределению жизненных благ, пользуется ими прежде всего сам, где действует негласный призыв — больше отдай мне!."
Короче точка бифуркации, как говорят в неравновесной динамике ))
Найди, пожалуйста, то место в Братьях Карамазовых, когда старец Зосима рассказывает о земском докторе, приезжавшем к нему на исповедь - его любви ко всему человечеству и любви к конкретным людям.
Вот здесь дилемма - можно мечтать о счастье для всего человечества, но никого не любить. Можно любить всем сердцем близких тебе людей, закрыв глаза на их недостатки и даже пороки, и ничуть не заботясь о судьбах человечества в целом.
Мне кажется порою, что чтобы избежать разрешения этой дилеммы в жизни многие, стремящиеся к высокой духовности, становились отшельниками.
Мне же одинаково близки и Серафим Саровский и Иоанн Кронштадтский.
открывать простые вещи:
— что спать на воздухе лучше;
— что жить среди зелени лучше;
— что надо поднять упавшего;
— что надо впустить в дом переночевать;
— что надо угостить каждого, кто вошел;
— что надо принести, если попросят;
— что надо заплатить первым;
— что надо сварить бульон для больного, даже чужого;
— что надо не раздражаться на раздражение;
— землю надо любить;
— воду надо любить;
— чистый воздух надо любить;
— бросить лишнее;
— выбросить хлам;
— остаться с одной женщиной;
— смеяться, если смешно громко;
— плакать, если больно, тихо.
Оскорбить может только плохой человек, хороший уйдет от твоей обиды.
— надо восстановить свой род и посмотреть, кто там был, чтобы знать
откуда ты;
— не стесняться ходить к врачам;
— ходить на могилы. Смерть есть смерть и до нее какое-то время.
©
Спасибо за мотивацию к пробуждению .
"Не делайте меня счастливой по своему уразумению"
- спать лучше в тепле, от избытка свежего воздуха - кислорода быстрее изнашивается организм - научный факт (есть даже методика дыхания по Бутейко)
- сине-зелёные губят рыбу в пруду, а зелёные сорняки это бич (с борщевиком Сосновского не удавалось сталкиваться?), опять же аллергия на пыльцу доставляет многим страдания
- поднять можно и нужно упавшего, но бесполезно поднимать лежащее или постоянно падающее - Сизифов труд (а мудрости отличить одно от другого чаще всего не хватат)
- русская народная сказка - пустил заяц лису к себе переночевать - что из этого вышло? Имейте ум кого можно пустить, кого нельзя
- угощать.. можно смотреть предыдущий пункт, или вот я раз угостил самогоном, другой раз приходит, спрашивает "Выпить, что есть?", ещё раз угостил, а теперь сам не знаю как эту практику прекратить.
....
О любви. Это свойство души. Как у птицы, у которой есть крылья - её можно научить летать или удержать в клетке. Но если крыльев нет --- учить бесполезно.
выбросить хлам - порой то, что для одних является хламом, для других является костылями, опорой, смыслом жизни - например старые письма
Был бы Сократ Сократом без Ксантиппы?
Хотя может потому у него и была Ксантиппа, потому что он был Сократом.
Профессор Преображенский возможно имел свой прообраз в личности академика Ивана Павлова, но с другой стороны проявлял сибаритствующий цинизм к окружающим - чем зарабатывал? Химичил на половом инстинкте человека - проводил операции, которые хорошо оплачивались, но которые нельзя было назвать спасением людей.
Евг.Евстигнеев был великий актёр - из той советской плеяды Евг.Леонов, Андр.Миронов, Анат.Папанов - у которых проступали человеческие черты, реальные цельные характеры своих героев. Эта их внутренняя доброта так или иначе проступала даже в отрицательных героях которых они играли. Это не лицедеи, это именно великие Актёры