Платошкин об электронных выборах

 

Николай Платошкин отмечает, что электронное голосование с 2022 года будет распространено так же, как и обычное голосование. Таким образом, отчасти уже можно говорить об «электронных выборах», так как практика Москвы будет распространяться на другие регионы России.

Кто-то утверждает, что это прогресс, что, мол, необходимо использовать современные технологии, в том числе тогда, когда речь идёт о выборах. Но здесь не все так просто, как может показаться на первый взгляд.

Платошкин отмечает, что у электронных выборов есть довольно-таки долгая история, потому что первые такие «электронные выборы» применялись еще в конце прошлого века в разных странах.

Эту систему активно тестировали и самые развитые в экономическом плане страны, и развивающиеся. Пожалуй, главный период тестирования этой системы — середина и конец нулевых годов.

 

Но итоги примечательны: практически все страны, которые использовали электронное голосование, в итоге от него отказались. В чем причина? Она заключается в том, что электронное голосование, в отличие от традиционного, не получается проверить таким образом, чтоб это можно было подтвердить результаты на высшем уровне.

Наблюдатели на традиционных выборах — это эффективная тактика, когда необходимо доказать честность выборов. Например, Платошкин отмечает, что благодаря наблюдателям удалось обеспечить в целом честные выборы в Сибири, где практически не наблюдалось попыток обмануть систему.

С электронным голосованием все намного сложнее. Наблюдатели если не отсутствуют полностью, то их возможности ограничены довольно-таки серьёзно. Тем более что в рамках электронного голосования в Москве, например, была такая странная возможность, как «переголосование».

Электронное голосование, по мнению Платошкина, не поддается независимой проверке, и поэтому сторонники оппозиции результаты такого голосования не могут признать. Это актуально не только для России, но и для других стран, где ранее такая технология применялась.

Платошкин надеется на то, что Россия всё-таки последует примеру других стран, где в итоге электронное голосование посчитали неудачным экспериментом — и отменили. Если же его не отменят, то сложно понять, как этот процесс контролировать таким образом, чтоб с результатами были согласны все политические силы. Не проще ли оставить только традиционное голосование, где есть наблюдатели, контроль? Но и здесь, уверен Платошкин, стоит отказаться от трёхдневного голосования в пользу того, чтоб голосование было только один день.