Портрет Федора Достоевского. Художник Василий Перов, 1872 год.
На модерации
Отложенный
В 1872 году Павел Третьяков попросил Василия Перова сделать портрет Федора Достоевского. Третьяков выбрал именно Перова, поскольку художник высоко ценил творчество Достоевского, особенно роман «Преступление и наказание». В то время писатель работал над «Бесами» и жил с женой в Петербурге — чтобы выполнить заказ, Перов отправился в гости к Достоевским. Подготовительная работа заняла всю зиму и начало весны — Перов встречался с писателем, вел с ним разговоры на разные темы и запоминал его лицо в момент рассуждений. Супруга Достоевского Анна Григорьевна, которая всегда присутствовала на этих сеансах, рассказывала:
«Можно бы сказать, что Перов уловил на портрете „минуту творчества Достоевского“. Такое выражение я много раз примечала в лице Федора Михайловича, когда, бывало, войдешь к нему, заметишь, что он как бы в себя смотрит, и уйдешь, ничего не сказав. Потом узнаешь, что Федор Михайлович так был занят своими мыслями, что не заметил моего прихода и не верит, что я к нему заходила».
О готовности к работе Перов сообщил Третьякову в конце апреля, подчеркнув, что портрет будет значимым произведением не только благодаря образу известного писателя, но и за счет необычного художественного решения.
9 мая 1872 года Перов закончил портрет за семь с половиной часов. Живописец и художественный критик Иван Крамской написал об этом изображении писателя в своей статье:
«Портрет этот не только лучший портрет Перова, но и один из лучших портретов русской школы вообще. В нем все сильные стороны художника налицо: характер, сила выражения, огромный рельеф и, что особенно редко и даже, можно сказать, единственный раз встретилось у Перова, — это колорит».
Когда картина была выставлена в галерее, многие заметили ее сходство с работой «Христос в пустыне» Ивана Крамского. У обоих героев была характерная поза со сцепленными руками. Однако в отличие от Христа писателя как бы отгородили от внешнего мира, и даже стул, на котором он сидит, с трудом можно разглядеть. Что о картине думал сам литератор, неизвестно, но Анна Григорьевна отзывалась о ней так: «Перов сумел подметить самое характерное в лице Достоевского».
Комментарии