Домой
На модерации
Отложенный
Старый город, каким он был...
Красивым, светлым, солнечным - ответят те, кто успел пожить в нем, и соответственно наоборот - другие...Но не об этой разнице речь... Просто захотелось вспомнить себя в этом городе, предлагаю присоединяться и другим окаменелостям...
Начало 60-х
69-й год. Левое крыло еще не построено, и лестницы выхода на первый перрон точно такая же,как и через центральную арку.
70-й год
Зажав в кулаке жесткий картонный билет на электричку, с дырочкой от компостера по центру,(у меня план - выменять его на стеклянный цветной шарик у Сереги с соседнего двора) иду домой по ул. Свердлова. Рядом гремят трамваи(молодежь удивиться, старички - нет...
Начало 60-х Вид на привокзальную площадь, Примерно с троллейбусной остановки. Подземного перехода еще нет, ларьков тоже. Слева видна морда трамвая,что поворачивает на Свердлова.
Начало 60-х Справа от новенькой сталинки на месте гостинницы "Свердловск" - еще пусто
55-й год, Существующая застройка еще не окончена, вдалеке справа видны старые здания.
Противоположный вид предыдущего снимка.
Тепло и солнечно. Из булочной запах свежего хлеба, и перебивающий все остальные запахи - пышки. Нет. Даже ПЫШКИ! (щас их называют пончиками, и они стали в супермаркетах какими-то тощими и холодно скользкими) Это было чудо. Пройти мимо никак нельзя, и за тридцать копеек, (эти деньги, долго копил, последняя доля капнула в виде денег на проезд от вокзала до дома, на этом самом трамвае с пересадками на автобус, но пышки – святое, поэтому пойду пешком) я получаю их - целую тарелку горячих,(печь - тут же) обсыпанных сахарной пудрой, истекающих соком и еще шкворчащих. Хватило еще на стакан кофе с молоком... Полстакана ушло, пока ждал остывания пышек до приемлемой температуры. И вот впиваюсь молочными зубами...
Ё-маё-ё... Как же я давно не испытывал ничего подобного!
Но кончаются пышки, и я с не стертой с лица сахарной пудрой, иду далее. Путь мой не близок, и извилист... Предстоит следуя рельсам трамвая пересечь кварталы между набережной и Либкнехта, с мощеными плитами тротуарами, и булыжной мостовой...
Трамвай поворачивает на Толмачева, проезжая мимо место,где многие годы потом -будет долгострой гостиницы "турист", закончит ее уже в новом времени "газпром", конечно для себя. На месте ТЮЗа сами видите что, проезжая часть Либкнехта еще повторяет крутой рельеф, не выровнена.
Нет проблем, пересекаю, в обычном ритме, мимо каменных и деревянных заборов, лепных фасадов...
Задерживаюсь только полюбоваться, рассмотреть получше флюгер, изображающий всадника с копьем... Никогда не удавалось застать его поворота...
Ул Толмачева, сороковые годы
начало сороковых, видно уже существующий тогда дом на Первомайской, и комплекс, где позже будет Архитектурный инст-т, слева появиться Кондитерская фабрика.
Трамвайная остановка на Толмачева, позади ожидающих людей - Глав почтамт.&
С Толмачева вместе с трамваем вливаюсь на простор проспекта Ленина.. Мне направо.
Фонтан. Ну как не подойти, не сунуть руку в воду, не пересчитать медные монетки на его дне, под толщей прозрачной воды, они поблескивали среди облаков, отраженных от поверхности...
Святое для свердловчан место. Тут несколько поколений купалась малышня, которую купать в реке или пруду еще страшновато... А тут вода фильтруется, теплая, и неглубоко. Порой мелкой братвы получающих первые эмоции, и впечатления было столько, что и воды почти не видно. На него даже десантура не претендовала в августе... Тут типа занято. Только религиозные, ради молельни из махровых времен, у которых нет ничего святого..
Плотинка тоже задерживает. Развалины старого завода в обрамлении дощатого забора, с высоты просматриваются изумительно... Намечаю маршруты вылазок, придем с братвой позже. Устроим войнуху, главное - не попасть по жребию за немцев... Сторож нам не помеха, забор - тем более.
Далее до Вайнера, мимо горсовета, тут надо обязательно попытаться войти в нарисованную на входе и пахнущую свежей краской перспективу, а вдруг в этот раз получится попасть в нарисованный, сказочный мир
Вайнера, с его обилием голубей
Слева гастроном, давно миновал ресторан "Ермак" и драмтеатр.
Малышева. Уже напрягаюсь. Мы в состоянии войны с местными, и хоть я иду по нейтралке, но один. Ухо востро. Фу… сегодня пронесло - миновал перекресток, где воинская часть, и библиотека Достоевского, куда водили всем классом, и там тогда проглотил заворожившую меня книжку «Городок в табакерке»<
Дальше - почти дома Сакко и Ванцетти. Мне налево, вижу высоченное здание laquo;Сапожка» на фоне совсем огромного павильона Рынка, а на площади между ним и рынком, чего-то строят странное. Странный запах идет из вагончиков, пахнет почему-то так же, как в старом, деревянном, на тот момент уже сгоревшем, цирке (новый, капитальный - в состоянии строительства)
Сооружают огромнейшую бочку, ее борта стоят на временных видимо, подпорках. Ничего не понимаю, забора нет, натягивают какие-то, большущие брезентовые полотнища Никто не шикнул и не прогнал, мало того, - меня подозвал какой-то дядька, попросил придержать край огромного холста, свернутого в рулон, пока он его крепит на щит, возле уже явно видимого входа в огромный шатер. Пока я холст держал, уткнувшись в него носом (он трепыхался под порывами ветра, и приходилось прижимать его всеми ладошками и даже головой) то видел на нем лишь границы каких-то ярких пятен, но стоило на пару шагов отойти, после того, как холст был закреплен по углам, – открылась полная картина, и такая, от которой в голове планы поменялись мгновенно… Ну сами посудите, какая войнуха, если в город приехал - Цирк Шапито!
Мотоциклисты по стенам внутри бочки! Медведи на великах и самокатах! (обьяснился и запах и звуки рычания из вагончиков, разрозненные пазлы доселе не принимаемые сознанием, как что-то цельное - собрались в картинку!)
Дядька вынул у меня из-за уха шарик, отчего я обалдел, а он еще и из моего же кармана достал второй, и поручил отнести мотки тросов во-о-он туда
А после, не в силах удержать эту новость бегу, до нашей, единственной в квартале, пятиэтажки. Влетаю на всех парах во двор и на остатках дыхания - сообщаю компании сию благую весть, предьявляя трофейные шарики в качестве доказательства. И уже через полчаса, пять штыков братвы стояли на месте развертывания цирка, и я махал рукой тому дядьке, привлекая его внимание. Заработали честным и непосильным трудом коллективный пропуск на представление.
Вот вроде бы билет стоил меньше полтинника, всего-то - сдать молочные бутылки из дома(молочная тара была безусловным доходом детей, мы в случае срочности финансирования наших проектов порой выливали молоко в кастрюлю, или бидон, ведь двадцать копеек за молочную бутылку нужны сейчас, а не тогда, когда молоко кончится!) но важно то было не купить, а именно другим способом попасть, не как все… И пока цирк стоял, каждый из нас обязательно подводил к нему отсутствовавших тогда друганов, и важно обьявлял, что вот эти две растяжки, мы, и он лично, крутя вот эту самую штуку,(я еще не знал, что она называется талреп) - натягивали
Фотки из других городов и времен, но шатер - тот же самый.
Нет, все-таки, семь с половиной лет отроду, вот где было щастье. И это щастье было именно в этом городе. Так же, был счастлив в три или четыре, когда оставив позади родителей, бежал по той же Вайнера, заставляя подниматься в небо голубей, плотно покрывших улицу, вокруг меня постоянно был свободный от них круг, в котором видна разогретая летним днем брусчатка, и все это под запах первых капель ливня, упавших на нагретые камни, и я бегу, расставив руки, до краев наполненный щенячьим восторгом. А вокруг - мелькание и шелест крыльев...
Или уже в почти двадцать три, (хотя выглядел намного старше) когда вернулся сюда только лишь чтобы оформить документы, которые могли выдать только здесь, ибо восемнадцать отсюда призывался в ряды – я сидел на лавочке у того самого фонтана на площади Труда, жуя купленный с лотка еще горячим, беляш, и наблюдал за занимательной сценой, где два очень разных внешне малыша, беленький и темненький плескались в этом фонтане…. А у борта их мамы говорят на общем для них русском – одна с каким-то прибалтийским акцентом, а другая – с узбекским, беседуют, и при непонимании – смеются… А их мелкота так вообще быстро нашла общий язык. Самое мирное место…
Я ж сам в этом же фонтане в том же возрасте, с голойпо малолетству попой, чуть жабры не отрастил, меня чуть ли не силком оттуда вытаскивали, или выманивали обещанием чего-то еще более интересного... А чуть позже, там же обмывал вечно карябанные коленки… Тут мой дом! Никуда не уеду! Пусть даже тут никого не осталось, но осталась память.
И вечером того же дня, засиделись в компании, где поручили проводить домой девушку, она жила в р-не «заречный», тогда еще малоэтажном (застраивать его стали чуть позже), который в мое отсутствие заимел славу «без кола не заходи»… Но я этим даже не поинтересовался… И в какой то момент, слушая ее речь, - начинаю ощущать, что девушка чего-то боится… Это чисто психофизическое, когда подсознанием улавливаешь изменения в голосе, поведении, и как сигнал в носу появляется запах чужого страха(у других иначе, - зуд, например, или свербение, а у меня – возникновение запаха, которого нет в природе, хотя может и есть, ведь собаки чувствуют так же адреналин тех, кто их боится) Сигнал получен, и на автомате начинаю взглядом сканировать не особо привлекая внимания, - окна, крыши, густую зеленку кустов сирени. Ничего! Т-а-ак… люди, что на виду… Бабулька вдалеке, группа ребят каких-то совершенно не опасных, пустые руки, и ничего не прячут под майками, да и сопляки разболтанные совсем... И тут по нулям… Да что это такое-то!? Пока гадал да башкой вертел, поравнялись с этой группой…И слышу, такой нагловато-развязный, глумливый голос – «эй, закурить есть?» И тут меня накрыло… Я точно - дома! Тут сначала повод ищут, и лишь потом кидаются всего лишь(!!!)в драку, и без разнообразного огнестрела. Да это ж просто рай! Стою такой счастливый, улыбаюсь как дурак…
Мои реакции для них были настолько неожиданными и непривычными, что эта команда главных шишек раёна, поворчав "псих какой-то!" расступилась, и после исчезла, не стали с таким связываться, правильно рассудив, что может и дальше события пойти отнюдь не по их сценарию.
И когда вернулся к знакомому, у которого остановился на время выправления документов – уже и не сомневался, что остаюсь, и документов потребуется чуток больше. Первое – забрать паспорт, (он лежал в пасп. столе, а я до сих пор пару месяцев пользовался военным билетом, как удостоверением личности. Если б служил как все, два года, то получил бы его в военкомате по прибытию, и постановке на воинский учет). На следующий день, перед тем, как отдать мне в руки документ, со мной провели агитацию, что мол, - если вступить в ряды правоохранителей, то у меня будет и служебный рост, права на вождение, и льготы… Пальцы капитана милиции загибались один за другим… Нет ребятки, я уже поносил казенное, хватит. А все, что вы мне можете предложить, либо у меня уже есть (насчет и так обещанных льгот я тогда заблуждался, но на тот момент еще верил) либо, - самостоятельно смогу себе обеспечить. Нет, целовать на прощанье, и махать платочком вслед - не надо!
И десятка шагов не успел сделать по улице, - вполне себе адресно(называют-то по имени) подваливает противоположная правоохранителям «сторона». То то капитан нашего "царандоя"меня так долго уговаривал, инфу обо мне слил и дал им время встретить. пока я сладкие речи о кисельных берегах на молочных реках слушал. Что там, что дома, они одинаковые... Выслушиваю примерно те же предложения… И с тем же загибанием пальцев, Типа если ты наш, то… бабки, девки, шмотки, машины… и т.д. Нет ребятки, я не ваш, и не их. Я свой собственный! А на красную рубаху с петухами, парчовые портянки, да телегу на резиновом ходу, с лейблом мерседес на оглобле, с коими я буду первым парнем на деревне, - я как нить сам… И двинул в Пассаж, покупать свой первый костюм, который одену как оказалось позже, всего один раз. Но это уже другая история...
Комментарии
ЕСЛИ НЕ ОШИБАЮСЬ - КАРЛА ЛИБКНЕХТА
Вспоминала именно этот дом. когда писала
В 1950 году, приехав из глухой деревни в город, познакомилась с дверными звонками!
Свердловск, жили мы в районе ул Мамина -Сибиряка, а школа, где-то на окраине. Мне было лет десять. иностранные языки начинались с третьего класса.
Мама устроила меня в школу с немецким языком.
До школы было недалеко, но так интересно!
Я в большом городе!
Мама - на работу, я, бегом, в школу.
В этом районе, в основном, частные дома.
Красивые! Не такие, как в деревне! Настоящие терема!
Высокие, с башенками, окна различной формы, с резными наличниками.
Двойное крыльцо.
Резные двери и... сбоку, довольно-таки высоко, звонок, не такой - "дёрни за верёвочку" и дверь откроется, а электрический!.
Познакомилась с "устройством" быстро!
Думаю, ни один ученик младших классов, не пропустил этот звонок.
Я поднималась на цыпочки, чтобы, по просьбе одноклассника, нажать на кнопку звонка.
Нажал и там, внутри - зазвенел колокольчик!
Вот здесь и пригодилось двойное крыльцо!
Бегом вниз, по другой стороне крыльца, чтобы, не столкнуться с кем-нибудь...поднимающимся!
Однажды на крыльце особняка
Стоял мальчишка возле самой двери,
А дотянуться пальцем до звонка
Никак не мог — и явно был растерян.
Я подошел и говорю ему:
— Что, мальчик, плохо? Не хватает роста?..
Ну, так и быть, я за тебя нажму.
Один звонок иль два? Мне это просто.
— Нет, пять! —
Пять раз нажал я кнопку.
А мальчик мне:
— Ну, дяденька, айда!
Бежим! Хоть ты большой смельчак, а трепку
Такую нам хозяин даст,— беда!
https://proza.ru/2022/02/15/1490
А насчет позвонить и сбежать - по моему ни один ребенок мимо не прошел.
Причем делалосьэто не из пакости, а "вносили в скучную взрослую жизнь - элементы волшебства!" Предполагалось, что как только двери откроют,и увидят, что никого нет - вот удивяцца-то! Волшебство, не иначе! ))))))))))))
Это фотка того же дома 79-го года. Похож антураж на цивильную тогда улицу Пушкина?
На фотке с Толмачева(47 год) - трамвайные пути, и контактной сетью, коих на Пролетарской никогда не было. И фотки на Пролетарской такого же дома - имеются только с конца семидесятых... Более ранних нет, хотя там все вдоль и поперек задокоментировано фотолюбителями.
Например:
1918
тридцатые годы..
Сейчас на этом месте отделение Милиции.
Театр – наша любовь.
Помню, как меня впервые привезли в город.
Было это зимой.
Мама училась в Москве и приезжала только на каникулы.
Шёл снежок, фонари освещали улицу.
Мимо пробегали прохожие.
Всё приводило меня в восторг.
И вдруг я увидела необыкновенной красоты дворец!
– Мама, так это и есть Москва, - воскликнула я.
Прохожие заоглядывались, кто-то даже засмеялся.
Это был наш оперный театр.
С тех пор оперный стал моим самым любимым театром.
Мама сказала мне, что в этот театр ходят принцессы.
Первая опера, которую я слушала в 9 лет, - «Русалка». Я настолько была поражена, что помню спектакль во всех подробностях и сейчас. Какие декорации(Художник-декоратор Ситников), костюмы, музыка, исполнители. Хор девушек-русалок. Но Мельник!!! «Какой я мельник, я ворон!» Приехав домой, мы с сестрой, накинув на плечи какие-то кружевные скатёрки, с воплями: «Какой я мельник, я ворон!», носились по квартире, размахивая руками, как крыльями.
https://proza.ru/2019/04/03/1799
Вернуться бы в город детства
Хотя бы на пару минут,
И даже совсем не важно,
Что меня там давно не ждут.
Пройтись по любимым тропинкам,
На горы свои взглянуть
И беззаботного детского счастья
Ещё бы хоть раз вдохнуть.
Я так часто в снах своих вижу
Бабушкин двор, подъезд,
Только дверь непременно закрыта,
Запрещён в детство проезд...
Комментарий удален модератором