В Израиле нашли проклятие возрастом 3200 лет

На модерации Отложенный

 Надпись древнееврейским шрифтом обнаружена на горе Эйваль в Самарии. Она датируется XIII веком до н.э. Проф. Гершон Галиль из Хайфского университета утверждает, что речь идет о самой древней из известных надписей на древнееврейском (протоханаанском) языке, что свидетельствует: ивритом пользовались и в библейские времена. Об этом сообщил в четверг, 24 марта, сайт Ynet. 

Редкая археологическая находка на горе Эйваль: небольшая свернутая свинцовая пластина возрастом 3200 лет. Она проливает свет на библейский период истории. На пластине – проклятие на древнееврейском (протоханаанском) языке с открытым упоминанием имени Бога. Проф. Гершон Галиль из Хайфского университета уподобляет эту находку революции в изучения библейской истории. Это – самая древняя надпись на иврите, известная на настоящий момент.

До сих пор самая древняя надпись на иврите относилась к X веку до н.э. Речь идет о надписи, найденной в развалинах города Хирбет-Кийафа рядом с долиной Эла проф. Иоси Гарфинкелом из Еврейского университета, а проф. Галиль ее расшифровывал.

"Новая находка – смертельный удар для всех, отрицающих историю библейского периода, – говорит профессор. – Многие скептики утверждают, что в XIII веке до н.э. израильтяне не умели писать и читать, поэтому они не могли написать тексты ТАНАХа. На этом основании они заявляют, что Ветхий Завет был написан намного позже, в персидскую или эллинистическую эпоху".

Маленькая свинцовая пластинка XIII века до н.э. была найдена на горе Айбаль, которая считается библейской горой проклятий – и на ней выгравировано именно проклятие:

Проклят, проклят, проклят,

Проклят перед Богом Йеху (יהו),

Чтоб ты сдох, проклятый,

Проклятый, сдохни,

Проклятый перед Йеху,

Проклят, проклят, проклят.

 

Автор проклятия неизвестен, но проф. Галиль считает это свидетельством высокого уровня культуры: "Тот, кто может написать текст в хиастической стилистике (хиазм – риторическая фигура, заключающаяся в крестообразном изменении последовательности элементов в двух параллельных рядах слов), может написать что угодно, – говорит он. – На данном этапе еще невозможно огласить всю добытую информацию, ибо она ожидает рецензии коллег и публикации в академическом издании. Но то, что обнаружено на настоящий момент, позволяет сказать, что мы нашли написание имени Бога на иврите". 

►Взаимоотношения древних евреев и Бог

Проф. Галиль полагает: то, что эта пластина была найдена именно на горе Эйваль , имеет важное значение для историков. В 27-й главе Второзакония ("Сефер дварим") Моисей велит народу провести особую церемонию после входа в землю Израиля. Этот обряд, называемый церемонией благословения и проклятия (маамад ха-браха ве ха-клала) проводился на горах Гризим и Айбаль в Самарии. В ходе обряда народу говорили, что он будет благословен, если станет выполнять библейские заповеди, и проклят, если нарушит союз с Богом: "проклят, кто сделает изваянный или литый кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте! Весь народ возгласит и скажет: аминь" (Втор.,27:15).

 

Далее следуют дополнительные предостережения, начинающиеся словом "проклят". "Это – не ругательства, – поясняет профессор. – Это юридический текст, согласно которому человек, не выполняющий заповеди, будет проклят. Взаимоотношения еврейского народа с Богом имеют неформальные элементы, когда Бог провозглашает, что он любит народ, но есть и формальные. И у других народов в каждом договоре содержатся как благословения его соблюдающим, так и проклятия нарушителям, и это фигурирует и в 32-й главе книги пророка Иеремии (Ермияху)".

 

"В ту эпоху юридически значимый договор записывался на некотором предмете с наружной и внутренней стороны, и записи эти были одинаковыми, – говорит проф. Галиль. – При возникновении спора, этот носитель записи вскрывали и смотрели, что написано внутри него. В нашей находке, являющейся юридическим документом, есть надписи снаружи и внутри". 

Профессор Гершон Галиль(Фото из личного архива)

– Из чего следует, что это еврейский юридический документ?

– Из того, что там содержится упоминание еврейского Бога. Хананеянам имя "Йеху" не говорит ничего, они не знакомы с еврейским Богом.

 

►Юридический документ

6 апреля 1980 года археологи под руководством проф. Адама Зерталя, специалиста по археологии Земли Израиля из Хайфского университета, обнаружили культовое сооружение на горе Эйваль . Позже были произведены раскопки, и ряд исследователей сделали вывод, что речь идет об алтаре Иисуса Навина, где состоялась торжественная церемония заключения нового союза Бога с еврейским народом, вошедшим в землю Израиля после исхода из Египта и 40 лет блуждания по пустыне. Но немалое число ученых настаивали на том, что это – ханаанское культовое сооружение, не имеющее отношения к еврейской религии.

 

Амулет был найден при просеивании земли с места раскопок проф. Зерталя. В 2015 году профессор умер, но в его версию продолжали верить члены Организации библейских исследований (Associates for Biblical Research) из Техаса. В декабре 2019 года библеист д-р Скотт Стриплинг возглавил группу для дополнительных исследований в районе алтаря Иисуса Навина, где проф. Зерталь проводил раскопки в 1982-89 годах. 

Он прибег к методу так называемого влажного просеивания. Этот способ позволил археологам Ицхаку Двире и д-ру Габриэлю Баркаю найти немало интересного во время просеивания земли, взятой с Храмовой горы. В ходе просеивания д-р Стриплинг нашел сложенную пополам свинцовую пластину, и при помощи компьютерной томографии на ней выявили 40 букв. Он обратился за консультацией к специалистам, включая проф. Галиля.

Д-р Стриплинг счел находку амулетом. "Подобные надписи, – заявил он, – относящиеся к эллинистической и римской эпохе, хорошо известны. Но черепки, найденные проф. Зерталем, относятся к железному и позднему бронзовому векам. Так что, логично предположить, что пластина относится к более раннему периоду. Несмотря на это, наша находка – надписи бронзового века – поразила меня". По словам д-ра Стриплинга, академическая публикация, включающая рецензии коллег, должна выйти в этом году.

 

– Как смог еврей, чей народ провел сотни лет в Египте, сделать надпись на иврите?

– Давайте рассмотрим израильтян, вернувшихся из Нью-Йорка. Они, может быть, владеют английским, но они говорят на иврите и им свойственны национальное сознание и вера в единого Бога. Проклятия в адрес нарушителей юридически значимых договоров были распространены в нашем регионе в ту эпоху. Но "Йеху", имя Бога Израиля, не было известно другим народам, и они им не пользовались. Со временем накапливается все больше свидетельств реальности библейских описаний еврейской истории.

 

"Невозможно преувеличить значение этой находки для еврейского народа и государства Израиль, – говорит Иоси Даган, председатель местного совета Самарии. – Мы получили послание от Иисуса Навина и народа Израиля библейского периода. Это – дополнительное свидетельство неразрывной связи еврейского народа с Самарией и с землей Израиля в целом. Наш местный совет продолжит принимать меры по сохранению этого объекта, и того же мы требуем и от руководства страны". 

Моше Гутман, глава организации "Хранители вечности" ("Шомрим аль ха-нецах"), сказал: "Эта находка поставила место раскопок под угрозу, и мы признаем, что эта опасность очень высокой степени. Находка имеет не только местное значение, это – часть мирового наследия, она может заинтересовать сотни миллионов человек во всем мире. Неприемлема ситуация, в которой правительство Израиля снимает с себя ответственность и не обеспечивает охрану места раскопок. Премьер-министр обязался относиться к этому алтарю так же, как к Стене плача. Настало время выполнять обещание, чтобы сохранить нашу историю".

Перевод: Даниэль Штайсслингер