У светского осла (Израиля) скоро сломается спина

На модерации Отложенный У светского осла скоро сломается спина

  

Похороны раввина Каневского позади. Несколько миллиардов ушло впустую, пропал еще один день учебы и работы тех, кто работает, армия вернулась к призыву тех, кто в ней служит, то есть  не ультраортодоксальных израильтян, льстивые и циничные СМИ могут перейти к следующей порции новостей.

  

Прошедшее событие особенно актуально, потому что как в фокусе показывает настоящее и будущее всех нас. 98-летний преемник раввина Каневского тоже в какой-то момент отойдет к праотцам, и в очередной раз государство встанет по стойке смирно, президент Герцог и лидер оппозиции Нетаниягу склонят голову, Авишай Бен-Хаим и Сиван Рахав Меир будут с горящими глазами болтать чушь в студиях, «Едиот ахронот» растянет фотографию на всю обложку с заголовком «Мудрец поколения».

Но не в этом проблема. Даже не в тех полезных идиотах среди светских людей, которые с автоматическим пафосом призывают проявить «сочувствие», «солидарность», «понимание» по отношению к публике, для которой сочувствие, солидарность, понимание светских никогда не будут иметь значения. Единственный важный вопрос заключается в том, каково будущее светских израильтян и построенного ими государства.

Когда я написал о похоронах, как о дне, когда государство отменило себя перед лицом ультраортодоксов, я был засыпан реакциями. Светских и ультраортодоксов. Я не удивился. Так же произошло после того, как я разоблачил вопиющую дискриминацию в пользу ультраортодоксов в вопросе въезда в Израиль в период пика эпидемии «короны».

  

Так бывало всякий раз, когда раскол между светскими и ультраортодоксами на мгновение обнажался во всем своем масштабе, а потом обе стороны спешили снова зарыть голову в песок. Это молчание и отрицание не способствуют ничему, кроме отсрочки конца. Поэтому считаю уместным резюмировать здесь разговоры и переписку, которые у меня были за последнюю неделю на эту тему.

Я нерелигиозный человек, полностью и абсолютно. Среди всех моих идентичностей нет более полной, лишенной всяких сомнений и противоречий. В моем конкретном случае я - атеист, свободный человек, который не верит ни в какую форму высшего провидения или авторитета раввинов и очень старается не принимать участия ни в какой религиозной практике.

Но меня, как сторонника секуляризма, больше всего волнует общественное пространство. Пусть каждый будет делать в своем доме, что хочет. Скажу  словами Иегуды Лейбы Гордона, ставшими девизом еврейского движения просвещения («Хаскала»): «Будь евреем в шатре своем и человеком, выходя из него». Для меня это уже колоссальная толерантность, и здесь пролегает граница.

 Дело не в «ненависти к ультраортодоксам», а в любви и заботе о государстве. Это не личное, даже не национальное: я в равной степени против исламского фундаментализма.

Большинство аргументов участников дискуссии со стороны харедим были сформулированы в «речи о кроликах и свиньях» раввина Шаха, который так обратился к светским евреям: «Что, в сущности, делает вас евреями? У вас нет ни судьбы, ни будущего. Мы плодимся и размножаемся и наполняем землю, мы были здесь до вас, и мы останемся после вас. Тора хранит нас тысячи лет и будет хранить нас.

 

И здесь я хотел бы сказать несколько четких вещей ультраортодоксам (и их соратникам с вязаными кипами, традиционалисты и светские также могут послушать).

  

Вы не сможете существовать без нас. Эта страна не выживет без светского населения. Подавляющее большинство ВВП Израиля производится светскими. Светское население платит очень значительную часть налогов. Наука, технологии, просвещение, прогресс и либеральные ценности, призванные поддерживать его как передовое государство, - все это заслуга светских израильтян.

Ультраортодоксальная экспансия положит этому конец. Весь Израиль будет похож на Бней-Брак, Бейт-Шемеш и Иерусалим. Это не сможет продолжаться долго. Светский осел скоро сломает спину.

Мы устали и не готовы продолжать платить и субсидировать ваш образ жизни, идти за вас в армию и национальную службу, оплачивать вашу мафию кашрута, примиряться с унижением женщин и вашими требованиями «скромности». Нам надоел ваш контроль над вопросами брака и развода, субботними ограничениями, кашрутом и погребением.

 

 

У нас есть ровно два выхода: разделиться с вами на два государства или эмигрировать отсюда. В любом случае, ваш праздник подходит к концу.

Ури Мисгав, «ХаАрец»,