Достоинство -фундаментальная жизненная ценность

На модерации Отложенный

Несколько соображений о концепции достоинства как фундаментальной жизненной ценности в России.

  ( в ходе обсуждения на майском заседании Школы Политософии «Достоинство»)

  Выдвигаемая к общественному обсуждению Г.Э. Бурбулисом концепция достоинства как фундаментальной жизненной ценности в России нами понимается как личный, граждански акцентированный интеллектуальный поступок человека, принимающего на себя определенную меру ответственности за духовное состояние общества после 20-летнего транзитного процесса в российском государстве, в обществе.

  Мне кажется важным обсудить в ходе дальнейшей дискуссии мысль о гражданском достоинстве, как одной из воплощений весьма многогранного по содержанию комплекса идей морально-этического характера в формировании личности и соответствующего ему набора социальных рефлексов реагирования в коммуникациях на жизненном пространстве.

  Именно осознанное гражданское достоинство является каркасом, стержневым элементом успешной синхронизации индивидуальной концепции личности человека и связанных с нею стратегий рыночных и социальных коммуникаций.

  Cправедливо заметил А. Круглов в своей статье «Что такое достоинство» о стойком ассоциировании гражданского достоинства с готовностью личности отстаивать свои гражданские права.

  Почему мы вынуждены концентрировать общественное внимание именно на активной защите гражданских прав, нарушение которых ущемляет гражданское достоинство личности, что в свою очередь лишает ее гармоничного восприятия жизни как высшего блага?

  Я исхожу из уверенности, что сама проблема гражданского достоинства неразрывно связана с проблемами собственности.

  Обостряя полемически: Вся морально-этическая мотивация коммуникаций личности в соответствующем ее потенциалу социальном пространстве есть производное в первую очередь от сопровождающих ее жизненный цикл прав собственности на самое себя, «прасобственности» или, другими словами, человеческого капитала. Именно этот вид «виртуальной» собственности в конечном итоге порождает блок прав и обязанностей гражданского оборота в материальной сфере, так как в ней аккумулируются результаты оборота на рынках специфического, личного, человеческого капитала.

  Срок биологической жизни ограничивает непосредственное владение личностью собою как собственностью, капиталом, но сохраняется передача результатов оборота этой формы собственности в наследственном праве, что показывает справедливость рассмотрения вопроса под этим углом зрения. Как и справедливость утверждения, что всякая собственность в гражданском ее смысле есть реализация результатов обладания этой «прасобственностью». Она - источник производства общественно необходимых товаров и услуг (труд - технология конвертации этой собственности в другие ее формы), с наибольшей эффективностью на рынках. Обладание титулами частной, личной собственности в форме закрепления их инструментами гражданского права за гражданином является демонстрацией успешности рыночного оборота прав гражданина на самое себя, на свою личность. Эти результаты личность воспринимает как неоспоримое благо.

  Подчеркну, что возможность проявления криминальной, преступной конвертации «прасобственности» членами определенных общественных групп в нерыночные, внеоборотные формы присвоения только подчеркивает справедливость утверждения: каждая личность ею обладает с рождения, стремится к конвертации «прасобственности» в материальные формы в любой доступной для конкретной личности форме, и, как бывает, разрешительные мотивы могут быть сильнее морально-этических запретов. Закон системой наказаний ограничивает возможности личности в совершении такого асоциального конвертирования. В определенной степени это показывает так-же всю зыбкость абстрактных морально-этических конструкций, без их превращения в базовые комплексы социальных рефлексов, порождающих соответствующие им мотивации к тем или иным способам реализации «прасобственности».

  В этой связи обращаюсь к прозорливо замеченному Федором Достоевским, на первый взгляд парадоксальному, явлению в обществе : владением и распоряжением одними ее членами своей «прасобственности» в форме нищеты, бедности также, как другие владеют ею как богатством, то есть конвертируя ее на доступных рынках в материальную форму доходов. Априорное наделение неимущего высокими морально-этическими качествами оказалось, как мы знаем фикцией, социологическим мифом, ибо обладание собственностью может проявить жадность, эгоизм, зависть, корысть и т.п , как у тех, так и у других, в зависимости от присутствия (или отсутствия) осознанного чувства личного достоинства как морально-этической ценности в их человеческом капитале.

  К месту будет вспомнить исторический анекдот: король Пруссии Фридрих, которому расположенная неподалеку мельница портила пейзаж, захотел ее снести. Крестьянин, которому мельница принадлежала, не согласился. Тогда король пригрозил, что просто ее конфискует, на что крестьянин ответил: «Ваше величество, но в Пруссии еще есть судьи!» И этот ответ так понравился королю, что он приказал выбить его на портике своей летней резиденции.

  Для рассматриваемой проблемы важно: оба героя истории обладают выраженным чувством гражданского достоинства, как важнейшей частью комплексного чувства-состояния достоинства личностей, стоящих на несопоставимых ступенях социальной лестницы, обладающих разной величиной человеческого капитала. Гражданского достоинства, проявляющегося в уважении к закону, употреблением в коммуникации соответствующих безотзывных социальных рефлексов уважения к себе, как носителю определенных морально-этических регуляторов стратегии рыночного и межличностного поведения.

  Ход моих размышлений приводит к констатации - без принятия себя как собственника, во всех проявлениях, от res publica, обладая властью вместе со всеми остальными гражданами и разделяя с ними тяжесть ответственности за ее решения, до понимания себя как собственника материальной среды окружения - квартиры, домовладения, территории избирательного округа с его социальной и технологической инфраструктурой, города, страны,мира - невозможно переживание достоинства как фундаментальной ценности, невозможно комфортное существование личности в культуре договоренностей . Уверен - без создания предпосылок для возврата в полном объеме в морально-этический инструментарий личности чувства гражданского достоинства , как постоянно проживаемое состояние мироощущения вообще трудно говорить о закрепления его в духовном облике личности.

  Более того, путь к себе ,как к собственнику, хозяину всего социального пространства, воспитание в себе необходимых качеств для успешных взаимодействий на этом пространстве культуры договоренностей, стоит рассматривать как национальную идею, не меньше!

  Проблема гражданского достоинства требует пристального, активного внимания интеллектуальной элиты, так как оно в данное время является системообразующим фактором в общественной жизни. То есть - любое ущемление прав гражданина становится посягательством как на его свободу- систему гарантий закона для самостоятельных альтернатив поведения, так и частную инициативу их реализаций, основополагающих ценностей жизни человека как участника системы коммуникации, непосредственно влияющих на его стремления переживать жизнь, как благо.

  Существующий правовой нигилизм в обществе во многом вызван систематическими нарушениями прав граждан в местах их жительства, нарушениями, затрагивающим их частные права собственника -жилья, потребителей принадлежащих им, как гражданам транспортных сетей, покупателей услуг ЖКХ, потребителей услуг образования, медицины, услуг по охране от посягательств на их личность и имущество, потребителей услуг муниципальной власти в документообороте различного назначения.

Проявляющиеся там систематические, повсеместные ущемление прав - капсулирует правовой нигилизм гражданина - если по отношению к нему закон систематически нарушается, ущемляя его гражданское достоинство, как ожидать от него уважение к праву в целости , как признать законопослушание частью личного достоинства ?

  Вместе с этим постоянные трудности в реализации гражданских прав порождает положение, при котором ответственность за те или иные проблемы переносятся гражданами на органы государственной власти, согласно законодательства не имеющих властных полномочий в сфере местного самоуправления. Общественные ожидания перехватывают политические силы узкогрупповых интересов и успешно ими манипулируют. Возникают постоянно тлеющие, хронические конфликты власть - общество, не создается предпосылки к чувству социального комфорта и уверенности в неотвратимости применения закона во всех сферах действия гражданских прав. Искажения, возникающие в результате нарушения прав граждан в различных сферах, от оформления прав собственности на дачный участок до получения прав на ведение предпринимательской деятельности, создают ситуацию самовоспроизводящееся нестабильности системы власти, несмотря на отчаянные усилия стабилизации в этом направлении, провоцируют власть на дальнейшую централизацию управления, которое на корню губит ростки структур гражданского общества, призванных

на основе самоуправления содействовать их решению. Все это крайне отрицательно влияет на общее состояние морально-этических импульсов в реализации рыночных стратегий поведения, мешает личности реализовать свой человеческий капитал в желаемых обществом направлениях. Таким образом препятствуя осознанию состояния личного достоинства человеком, как источника социального комфорта и внутренней гармонии в себе.

  Находящееся на вершине социальных лифтов интеллектуальные, деловые, бюрократические элиты должны и попросту обязаны делать все возможное в стимулировании, поддержке, распространении в обществе средств обратной связи для постоянного диалога власть - гражданин (общество) на всем пространстве их взаимодействия, не жалеть для этого материальных средств и интеллектуальных усилий.

  Это отвечает интересам всех - элит, граждан, аппарата управления, политических партий,общественных объединений и движений, некоммерческих, неправительственных учреждений. Чувство социальной ответственности, реализация просветительских и благотворительных инициатив как естественная потребность самореализации - родовой признак элиты, во все времена, наше время не исключение !

  Я изложил те размышления и умозаключения, которые подвигли руководимый мною Калининградский Благотворительный Фонд «Следующий шаг» на реализацию интернет-проекта www.izbiratel.su

  Мы исходим из уверенности, что место жительство гражданина - его избирательный округ является потенциальной точкой рождения и функционирования первичных структур гражданского общества, в силу своих возможностей посредством реализации избирательного права на прямой диалог со своим представителем в местной законодательной власти - депутатом. Сейчас сетевые технологии дают возможность нового подхода к самому процессу. Весь диалог между гражданами и местной законодательной властью практически в реальном времени приобретает характер гласного, публичного акта, где обе стороны диалога открыты для наблюдателя. Результаты каждого взаимодействия фиксируется как факт, остаются в архиве, поддаются анализу, накопление информации по территории избирательного округа в свете обсуждаемых по нему проблем - делает его прозрачным для прогнозирования, в сетевом образе избирательного округа - базовой единицы гражданского общества- нет имитации, власть не в силах спрятать подлинное положение дел. Наш ресурс задуман как структура федерального уровня во многом потому, что мы считаем: проблемы диалога власть-общество типичны для всей страны, и подобная концентрация информации о множестве одинаковых проблем в разных местах, с анализом причин их возникновения и способов их разрешения может, после достижения некоторого оптимума, стать серьезным фактором реализации гражданских прав по всей стране,в случае их ущемления и инструментом помощи и защиты. С другой стороны проект нацелен на проявление гражданской активности как избирателя,так и депутата, на их добрую волю к открытой коммуникации, к личной добросовестности обоих сторон. В этом содержится просветительское,образовательное зерно проекта, что несомненно получит поддержку со стороны элит.

  Обдумывая высказанные участниками майской сессии политософов соображения по такому важнейшему поводу, как проблема личного достоинства в современном обществе приходит понимание, что именно гражданское достоинство скрепляет всю эту сложную морально-этическую конструкцию убеждений в достаточно устойчивый, живой организм побуждения личности к ответственному, самосовершенстующемся в результате полученного нравственного опыта состоянию гармоничного миропонимания, к состоянию социального комфорта, оставляющего личности возможности и внутренние ресурсы к общему делу, благотворительности, активного личного участия в

общественных процессах.

  Главным программным тезисом этого проекта мы считаем утверждение, что res publica, власть народа разделена в равных долях на каждого гражданина, имеющего право голоса в избирательном округе, что право владения избирательным голосом неотчуждаемо от его носителя -гражданина во все время его гражданской дееспособности, что акт передачи прав управления своей доли власти на временной основе доверенному лицу-депутату на избирательный цикл - не освобождает его от права и обязанности постоянного, регулярного , осознанного контроля над его использованием в рамках оговоренных программой депутата и партии его предложившей политических стратегий. Мы в этом видим проявление осознанного цивилизацией в обороте гражданских прав архетипа «прасобственности» личности, одним из элементов существовании в духовной жизни чувства личного достоинства. Мы также считаем, что наш и ему подобные ресурсы принципиально должны создаваться как политически нейтральные, на средства частных лиц и некоммерческих организаций.

  Мне бы хотелось от имени участников нашего Фонда, людей разных поколений, жизненного опыта, материального достатка и уроня образования просить участников политософских чтений проявить акт сознательной воли и осознать себя в качестве избирателя, живущего на территории конкретного избирательного округа, увидеть имеющиеся там проблемы с точки зрения жителя, сформулировать соответствующий вопрос, или серию вопросов, проделать несколько привычных для пользователя сети действий. Сообщить своему доверенному лицу - депутату о необходимости заполнить соответствующую страничку на сайте, разместить вопросы на его страничке и проследить за его ответом. Оценить ответ в связи с проблемой, и сделать соответствующий комментарий.

  Хочу закончить пробу практически-политософского эссэ цитатой из М.Мамардашвили:

  Мир разумно устроен в том смысле, что в какой-то его точке, не знающей все, не охватывающей все, есть очевидность. Это картезианская очевидность: я мыслю – я существую – я могу. А противоположное – очень простое «не-я могу». Значит, может всегда кто-то другой, чаще всего – только Бог, хотя, как мы знаем, возможны и другие варианты: например, в тоталитарном государстве...