Борьба за устойчивость в условиях санкций как она есть (она не может не есть)

На модерации Отложенный

  Премьер Михаил Мишустин провел заседание Президиума правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций.

На нем он представил проект плана из более 100 инициатив по мерам реагирования на санкции Запада.

Оценочный объем финансирования антисанкционных действий - 1 триллион рублей.

 В том числе, будет запущена новая кредитная программа для разных секторов экономики. Есть над чем поработать либеральным экономистам и столпам банковской системы России, наполовину, если не больше, принадлежащей тому же Западу.

Есть ощущение, что это сражение проиграно не начавшись.

15 марта председатель правительства утвердил состав Президиума правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций. Согласно положению об этом органе, главная задача Президиума состоит в том, чтобы обеспечить оперативное утверждение решений, принятых комиссией. Причем сам надкомиссионный орган работает в «режиме оперативного штаба», который будет задавать вектор движения. А вот контролировать его направленность, исполнение отданных поручений, будет кто-то другой. Скорее всего, пока это будет делаться по «подследственности» членов самого Президиума.

В него по распоряжению Михаила Мишустина вошли:

• От правительства: сам премьер, первый вице-премьер Андрей Белоусов, а также вице-премьеры Юрий Борисов, Татьяна Голикова, Дмитрий Григоренко, Александр Новак, Марат Хуснуллин, Дмитрий Чернышенко, министр промышленности и торговли Денис Мантуров, министр экономического развития Максим Решетников, министр финансов Антон Силуанов с руководителем ФНС Даниилом Егоровым, министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев, министр транспорта Виталий Савельев.
• От АП - помощник президента Максим Орешкин.
• От ЦБ - первый замглавы регулятора Владимир Чистюхин.
• От Москвы - мэр Сергей Собянин.
 

Из всего состава «чисто мишустинских» кадров в президиуме не много – это Григоренко, Чернышенко и Егоров.

К «силовикам» можно отнести Борисова и очень условно Патрушева-мл.

«Китайская партия» представлена Собяниным. Интересы Всемирного банка защищает Чистюхин.

Остальные, включая помощника президента Орешкина, исключительно либеральные кадры, давно показавшие свою неспособность управлять экономикой даже в «сытые годы».

Отсюда следует простой и печальный вывод: с таким «оперативным штабом» речи о мобилизационной экономике, которая может поднять Россию в санкционный период, речи не идет. От слова «вообще».

 Цель основной части этого органа – выработать варианты «обратного вписывания» в Новый дивный мир».
 

Заседание, прошедшее по видеосвязи, открыл премьер-министр. Он сообщил Президиуму, что «правительство продолжает подготовку решений для укрепления устойчивости российской экономики. Предложения по экстренным мерам уже стали частью указов Президента, законов и актов Правительства. Это и отмена проверок, и новая амнистия капиталов, кредитные каникулы и меры по защите финансового рынка».

Дальше он обозначил собственную версию основных проблем экономики России в условиях санкций. Их оказалось не много, всего три:
1. Необходимость «перестройки многих производственных и логистических цепочек».
2. Предприятия «должны найти новых поставщиков и покупателей готовой продукции».
3. Люди должны быть обеспечены «доступом к привычным услугам и товарам или к их достойной альтернативе».
 

Вот и всё.

Конечно, учитывая то, что к «услугам» теперь относятся такие сферы как образование, медицина и социальное обеспечение, последний пункт включает, как любят писать в правительственных документах, все «иные» варианты.

Именно для решения указанных задач правительство подготовило «целый комплекс мер».

 «Многие из них вошли в проект плана первоочередных действий. Это очень гибкий документ, и он будет постоянно пополняться и выпускаться поэтапно в зависимости от развития ситуации», - подчеркнул Мишустин, тонко намекнув, что кроме мер «первой необходимости» есть еще и другие, более высокого горизонта планирования.

«Сейчас в него включено более ста инициатив – без учёта уже принятых и реализуемых.

Общий объём финансирования оценивается примерно в 1 трлн рублей», проинформировал глава Президиума, и его членам сразу стало понятно, какой размер пирога они будут делить.

На что уйдут деньги, становится понятно даже из краткого перечня мер, предложенных в проекте плана. Михаил Мишустин разбил на несколько больших групп.

Первая из них связана с импортом, который должен обеспечить предприятиям и гражданам доступ к жизненно необходимым ресурсам и товарам.

 Для этого:
1. Партнёрам России по ЕАЭС предлагается повысить максимальный лимит беспошлинного ввоза товаров в рамках электронной торговли и зафиксировать валютный курс при уплате импортных пошлин.


2. При таможенном оформлении в пунктах пропуска установить приоритет для товаров народного потребления, прежде всего продуктов питания и медикаментов, а также оборудования, комплектующих и запасных частей.
3. Сформировать перечень критически важных ввозимых товаров – и для них предусмотреть существенное упрощение процедур таможенного оформления, обнулить ввозные пошлины.
4. Приостановить действие антидемпинговых пошлин.

Вторая группа мер относится к созданию условий для бесперебойной работы предприятий.

Речь идёт о поддержке системообразующих организаций, которые оказались в сложной ситуации. Для их поддержки будет запущена специальная кредитная программа на пополнение оборотных средств, при этом первыми такой возможностью смогут воспользоваться представители промышленности и торговли, а также агропромышленного комплекса. Следом и другие сектора – транспорт, связь и строительная сфера.

Для целевой поддержки строительного сектора, который курирует Марат Хуснуллин, будут проведены кардинальные изменения в сфере обязательных требований. Правительство по его просьбе рассматривает возможность в ближайшее время перевести практически все оставшиеся обязательные требования в разряд добровольных. К чему это приведет, даже страшно подумать.

Во всяком случае, с безопасностью жилья будет покончено на стадии подготовки проектов, хотя во время «экспертизы» она все таки будет прорабатываться. Всего, по словам премьера, подготовлено порядка ста предложений по поддержке этой индустрии. Они, в частности, касаются ипотечного кредитования и помощи застройщикам.

Кроме этого, для поддержки крупнейших корпораций будет установлена норма по обязательному авансированию государственных контрактов в размере от 50 до 80%.

Хуснуллин и здесь получает отдельный «кусок пирога»: эта возможность будет создана и для организаций, которые занимаются капитальным ремонтом многоквартирных домов, чтобы предоплата составляла свыше 30% стоимости: «Разумеется, с контролем за расходованием средств», - с легкой улыбкой подчеркнул Мишустин.

Чтобы деньги приходили в госкорпорации вовремя, срок оплаты выполненных работ или оказанных услуг по государственным контрактам и заказам госкорпораций будет сокращён с нынешних 30 до 7 рабочих дней. Отвечать именно за этот пункт плана будет лично министр финансов Антон Силуанов.

Третий блок мер касается поддержки малого и среднего предпринимательства в понимании правительства.
1. Представители МСП могут воспользоваться кредитными каникулами (указ Президента уже подписан).
2. Запущены новые инвестиционные программы: новые инвесткредиты на срок до трёх лет; программа льготного кредитования, реализуемая в рамках профильного национального проекта.
3. Будет увеличен предельный уровень риска, который Корпорация МСП может принять на себя за предпринимателей в рамках «зонтичного» механизма поручительств – с текущих 4,5 до 10%.

Благими намерениями выстлана дорога в санкционный ад.

Даже по общему описанию предложенных мер понятно, что речи о мобилизационной экономике как не было, так и нет.

В финансовом секторе не указана альтернатива для замены SWIFT совместно со странами БРИКС, нет ни слова о переходе в расчетах за сырьевые и экспортные ресурсы РФ на рубль.

Не понятно формирование политики ЦБ, которая до сих пор определяется западными методичками от ФРС США и Всемирного банка.

 Не сказано, как будет сохранен золотой запас или то что от него осталось благодаря действиям Набиулиной и Силуанова.

Нет ни слова о необходимости, хотя бы на уровне рекомендаций, о понижении ключевой ставки регулятора на ближайшем заседании совета директоров Банка России и введении жесткого валютного коридора.

В промышленном секторе пока нет ни слова о восстановлении собственной промышленной базы за счет немедленных вложений средств ФНБ в реальное производство, ускоренное финансирование реальной науки, а не «сколковских стояний», работа с партнерами по БРИКС по переносу совместных производств на территорию регионов России.

В области с/х не указана главная задача по борьбе с наступающим по планам глобалистов голодом, напрямую связанному со срывом посевной из-за высоких ставок кредитов

Нет и слов о выделении ГСМ фермерам и сельхозпроизводителям из государственных стратегических резервов.

В плане обуздания роста цен не говорится о мерах, которые должны быть применены к нечистоплотным ритейлерам… Нет еще много-много другого.

Похоже, что Президиуму новой правительственной комиссии действительно нужна помощь.

Помнится, что вся новейшая история показывает, что без ведущей роли органов госбезопасности в становлении и реализации мобилизационной модели экономики не обойтись.

Эта роль не только в контроле за поручениями правительства и Президента. Она, прежде всего, в их формировании для защиты экономической безопасности государства в практически военный период.

Дмитрий Светин специально для РИА «Катюша»