Собор уходит в небо: чтобы отреставрировать купол, понадобилось возвести 72-метровые леса

На модерации Отложенный

В Смольном соборе завершаются реставрационные работы внутреннего убранства. Чтобы привести в порядок барабан центрального купола понадобились строительные леса высотой в 72 м. Они уже выполнили свою функцию, строители аккуратно демонтируют лестницу в небо.

 

- В этом году мы заканчиваем семилетнюю реставрацию Смольного собора, -рассказал председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Сергей Макаров. - Интересная деталь: реставраторы нашли свидетельство несостоявшегося замысла Василия Стасова расписать своды и арки монохромной росписью гризайль. Живописное оформление в стиле классицизма означало бы «изгнание» духа Растрелли, и Николай I повелел росписи забелить. В ходе реставрационных работ выполнена музеефикация пробного участка росписи.

Преображение Смольного собора дорого обошлось Санкт-Петербургу. Реставрацию фасадов начали еще в 2015-2016 годах по программе КГИОП Санкт-Петербурга. На ремонтные работы храма было выделено 481,6 млн рублей. В 2017 году дошли руки до восстановления интерьеров, до 2021 году на это ушло еще 422,9 млн рублей. И вот теперь последние штрихи. В этому году почти 40 млн выделили на реставрацию штукатурной отделки, лепного декора и металлических оконных заполнений барабана центрального купола. Чтобы подняться в самое высокое место собора, понадобились леса высотой в 72 м. В ближайшее время их разберут.

- История собора была очень непростой: 87 лет от момента закладки до освящения собор строили, 87 лет до 1924 года совершались богослужения, и ровно 87 лет собор был использован под совершенно другие нужды, и только через 87 лет сюда снова пришла молитва, - признался настоятель Смольного собора протоиерей Петр (Мухин). - Реставраторам пришлось здорово потрудиться. Местами была уже аварийная ситуация, начинали обрушаться карнизы на высоте 15-20 метров, и мы тогда еще вместе с администрацией концертного зала старались ограждать эти участки.

Торжественная церемония закладки собора состоялась в далеком 1748 году, по требованию императрицы Елизаветы, желавшей, чтобы на месте дома, где она провела детство, вырос величественный монастырь. Составление планов, фасадов и смет взял на себя придворный обер-архитектор Бартоломео Франческо Растрелли. К 1751 году были закончены подготовительные работы и все фундаменты, началось возведение самого собора. Строительство велось с небывалым размахом, казна не скупилась на его финансирование.

Собор строился очень быстро, уже готовили церковную утварь, в Москве отлили колокола, Растрелли выполнил проекты иконостасов. Но Семилетняя война с Пруссией притормозила стройку, а смерть Елизаветы Петровны и вовсе ее прервала.

В конце 1820-х годов Николай I решил все же довести начатое до конца. Здесь вступил в дело архитектор Василий Стасов, автор знаменитых Нарвских и Московских ворот. После важнейших каменных работ по восстановлению храма, пришла очередь декоративных. Купол и главы покрыли белым цинковым железом. Фасады собора были окрашены в жёлтый цвет; купола храма и угловых церквей — по желанию Николая I — лазоревой краской с золочёными звёздами. «С величайшим трудом», как вспоминал позже Стасов, в стенах пробивали трубы для печей — по проекту Растрелли собор строился «холодным». Полы выстлали ревельской плитой, мраморные ступени и площадки для алтарей выполнили на екатеринбургских заводах. Из лиственницы изготовили двери и оконные рамы, установили чугунные хоры с решётками. Стены оштукатурили и окрасили в белый цвет, колонны и цоколи пилонов облицевали белым искусственным мрамором. Закончить удалось за три года, собор был достроен в 1835 году.

Это не первый случай, когда русский архитектор приходил на помощь, не давая пропасть грандиозной постройке с большой историей. К началу XIX века Конюшенное ведомство, основанное в 1720-е годы, сильно обветшало. Перестраивать Главные императорские конюшни поручили все тому же Василию Стасову. Проведя экспертизу, он написал, что в здании отсутствовали стоки и водоотводы в нужном количестве, и это пагубно сказалось на всей конструкции: «кирпич обопрел до нарочитой глубины по толстоте стен и крошится изнутри от мокроты лошадиной, а снаружи от таяния снега». Проект перестройки был готов к 1 декабря 1816 года, работы были завершены в 1823 году. Архитектор практически полностью сохранил оригинальную структуру здания, но большую часть стен пришлось снести и возводить заново. Также были внесены некоторые изменения — западный и восточный торцевые корпуса изменил на дугообразные, заново отстроили «крылья» конюшен вдоль реки Мойки и два дворовых флигеля. Вместо деревянных перекрытий Стасов установил чугунные колонны с кирпичными сводами, подвёл под корпуса цоколь из известняковых плит, перенёс дверные проёмы и окна.

 

Сегодня Конюшенное ведомство пребывает в еще более удручающем состоянии, чем в XIX веке. И статус объекта культурного значения федерального значения ему не слишком помогает. При этом есть в России и свои Стасовы, и инвесторы, готовые финансировать работы. Однако далеко не всегда подобные инициативы получают поддержку властей. Хорошо, хоть Смольный собор удалось восстановить. Конюшенное ведомство город реанимирует исключительно баннерами. Оттого и создается ложное ощущение вполне себе живого для своих трехсот лет комплекса зданий. Но стоит обойти ведомство с тыла, и сразу становится понятно, что, если Смольный немедленно не примется его спасать, все труды Василия Стасова пойдут прахом.