КТО ТАКОЙ ПЕТР ПЕРВЫЙ? История Московии согласно мистике. Статья Четвертая.

На модерации Отложенный

 

Ещё немного развлекательного чтива. Говорить о таких вещах серьезно, сегодня запрещено нашим законом.

 

И так 17 мая 1682 года в царских палатах по воле, точнее детскому капризу, десятилетнего царя Ивана пятого, возникла примирительная идея царствования двух царей, как средство предотвратить гражданскую войну между двумя царскими родами Милославских и Нарышкиных.

На следующий день в Кремле собралась Боярская Дума, в работе которой уже приняли участие ведущие советники Софьи Петр Толстой, Иван Яыков и Александр Милославский. Явившиеся думские бояре и воеводы и знатные московские люди были сильно встревожены, поскольку в течение ночи стрельцы по указу приказа тайных дел арестовали и доставили в темницу несколько думских бояр и воевод, сторонников Нарышкиных, причем несколько бояр и воевод, оказавших неповиновение, стрельцами были убиты. Все не арестованные сторонники Нарышкиных бояре и воеводы собрались в Кремле в царских покоях, в палатах царевича Петра, ища защиту у вдовствующей царицы Натальи Нарышкиной.

Старший боярин Никита Одоевский, по заведенному порядку,  открыл, по поручению царевны Софьи, заседание Боярской думы и сразу же рассказал боярам, воеводам и подошедшим знатным о раскрытом заговоре Нарышкиных, готовивших убийство царя Ивана с целью посадить на трон бастарда царевича Питера. Он рассказал боярам и о том, что произошло в царских палатах днем ранее, о детском упрямстве царя Ивана захотевшего править вместе с, приходившимся ему дядей, царевичем Питером, о пагубности для Московии последствий этого желания, если ему не противостоять.

Большинство думских бояр уже было готово согласиться признать выраженное царем Иванов желание царствовать со своим одногодком товарищем по детским играм царевичем Питером детским капризом, опасным для покоя и порядка Московии, как в Боярскую Думу явился патриарх и несколько бояр, сторонников Нарышкиных, и с криком рассказали, что пока бояре и воеводы здесь заседали, в Кремль ворвалась толпа вооруженных стрельцов, отказавшихся подчиниться главе стрелецкого приказа князю Михаилу Долгорукому, лично осуществляющему охрану царевны Софьи и царя Ивана, а также царевича Питера вместе с его матерью вдовствующей царицей Наталией, и, ссылаясь на распоряжение фактического начальника приказа тайных дел Ф. Шакловитого, потребовали немедленного ареста Артамона Матвеева и всех его родственников. А когда Михаил Долгорукий вместе с верными ему стрельцами пытался этому воспрепятствовать, то разъяренные стрельцы Ф. Шакловитого убили князя Михаила Долгорукого, а также всех, оставшихся ему верных стрельцов из охраны, а затем схватили и в злобе на оказанное сопротивление убили боярина Артамона Матвеева и всех его сторонников, записанных в имевшихся у них списке. Вдовствующую царицу Наталию, царевича Петра и других бояр стрельцы Ф. Шакловитого не тронули, поскольку их имен в письменном распоряжении приказа тайных дел не было.

Перепуганные сторонники Нарышкиных подняли крик о том, что с ними расправятся, и стали требовать прихода в Боярскую Думу царевны Софьи, малолетнего царя Ивана, а также царевича Питера и его матери вдовствующей царицы Натальи Нарышкиной.

Присутствующий в Боярской думе стрелецкий полковник князь Иван Хованский объявил, что он готов обеспечит безопасность особ царской семьи и привести их в Боярскую Думу.

Что им и было сделано. По дороге в Боярскую Думу несколько стрельцов по указанию князя Ивана Хованского пытались отделить царевича Петра и вдовствующую царицу Наталию Нарышкину от царя Ивана и царевны Софьи, но царевич Иван стал громко кричать и требовать от стрельцов не трогать их. Эту просьбу малолетнего царя Ивана поддержала, обратившись к стрельцам, и царевна Софья, которая не хотела, чтобы стрельцы убили царицу Наталию и царевича Питера.

Хованский поднял руку и сделал жест, чтобы стрельцы отошли от царственных особ, и стрельцы отступили.

Царевна Софья, малолетний царь Иван, а также царевич Питер и его мать вдовствующая царица Наталья Нарышкина оказались в Боярской Думе.

В Боярской Думе с их появлением началась свара, которая чуть не переросла в драку. Сторонники Милославских кричали и требовали увести царевну Софью и малолетнего царя Ивана в безопасное место и обеспечить им надежную охрану. Сторонники Нарышкиных кричали, чтобы малолетний царь здесь же в Боярской думе подтвердил, что он будет царствовать один и делить с царевичем Питером царскую власть не будет.

Царевна Софья, которая всю ночь упрашивала своего десятилетнего племянника царя Ивана, отказаться от идеи разделить царскую власть с царевичем Питером, добилась от него согласие на это, и уверенная в том, что малолетний царь Иван на этот раз подтвердит своё ночное обещание, дала знак старшему боярину Никите Одоевскому, чтобы малолетнему царю Ивану дали слово.

И когда царя Ивана отделили от царевича Петра, тот по наущению вдовствующей царицы Натальи, громко крикнул своему царственному товарищу по играм и забавам царю Ивану: помни о своей клятве.

И царевич Иван опять громко всем присутствующим объявил, что он намерен царствовать вместе со своим братом царевичем Питером.

Через некоторое время Боярская Дума почти единогласно провозгласила старшим царем Ивана Алексеевича, а младшим царем его брата десятилетнего Петра Алексеевича.

Царевна Софья, подавленная заявлением своего царствующего племянника Ивана, провозглашенная правительницей Московии до наступления совершеннолетия царей, дала клятву, что больше преследовать никого из участников раскрытого заговора Нарышкиных не будет.

Смута закончилась полным разгромом заговорщиков и увольнением сторонников Нарышкиных со всех постов в приказах и воеводствах. Кроме того семья Нарышкины вынуждена оставить кремлевские палаты и переселиться за пределы Москвы, оставив малолетнего Петра в Кремле в полной изоляции от своих умных родичей и сторонников.

Царевна Софья торжествовала. Но, её мудрые советники обратили внимание на тот факт, что царь Иван, хотя и остался старшим царем, но, тем не менее, не проявляет воли и желание к управлению делами государства, проводя большую часть дня в молитвах и выслушивании библейских историй.

Это поведение царя Ивана было ей полезно, но могло в будущем стать причиной для нового заговора.

И тогда князь Василий Голицын предложил удалить из Кремля обеих царевичей, привозя их только на официальные церемонии, где их присутствие было обязательным. Поводом для такого удаления царевичей было обучение старшего царя Ивана военному искусству, для чего были созданы из стрельцов две потешные роты, размещенные у села Воробьево под Москвой, объединенные затем в потешный полк.

Малолетнему царю Ивану эта затея очень понравилась. И он вместе с младшим царем Питером, оставив свои молитвы, занялся военными науками.

Однако командовать и организовывать потешные баталии из взрослых стрельцов одиннадцатилетним царям было несподручно. Играть в войну лучше всего, конечно, со сверстниками. И царевна Софья, по совету командира потешного стрелецкого полка, издала указ о наборе боярских и дворянских детей в потешный полк. Взрослых стрельцов вернули в свои московские полки. Вместо одного полка постепенно из потешных рот возникли Семеновский потешный полк и Преображенский потешный полк.

Командиром Преображенской потешной роты, а затем потешного Преображенского полка был старший царь Иван пятый, а командиром Семеновской потешной роты, а затем потешного Семеновского полка значился младший царь Петр.

Так началось постепенное отдаление двух царей друг от друга, переросшее, в последствии, в открытую вражду, которая привела к позорному бегству младшего царя Питера из Московии.

Но об этом в следующих статьях.