Германские снайперы на Восточном фронте Второй Мировой.
На модерации
Отложенный
Винтовка K98с
Вниманию читателя - три интервью, взятых у наиболее результативных германских снайперов периода ВМВ. Все опрошенные ветераны служили в 3-й Горнострелковой Дивизии (3. Gebirgs-Division) Вермахта.
А – Матиас Хетценауэр (MatthaisHetzenauer) из Тироля воевал на Восточном фронте с 1943 года до конца войны и является наиболее результативным германским снайпером (345 солдат и офицеров противника)
В – Зепп Аллербергер (Sepp Allerberger) из Зальцбурга воевал на Восточном фронте с декабря 1942 года до конца войны и является втором по результативности германским снайпером (257 солдат и офицеров противника)
C – Хельмут Вирнсбергер (Helmut Wirnsberger) из Штирии воевал на Восточном фронте с сентября 1942 года до конца войны и записал на свой боевой счет 164 солдата и офицера противника. После ранения он какое-то время служил инструктором на курсах снайперов.
1. Какое оружие вы использовали?
A. K98с шестикратным оптическим прицелом,G43 с четырехкратным оптическим прицелом.
B. Трофейную советскую снайперскую винтовку с оптическим прицелом, не помню показатель увеличения. А также K98с шестикратным оптическим прицелом.
C. K98с показателем увеличения 1.5. K98с четырехкратным оптическим прицелом. G43 с четырехкратным оптическим прицелом.
2. То есть, использовались оптические прицелы?
A. Четырехкратный оптический прицел был достаточным для стрельбы на расстояние до 400 метров, шестикратный был хорош для расстояний до 1000 метров.
B. Я использовал советскую винтовку с оптическим прицелом на протяжении двух лет и добился хороших результатов. Шестикратный прицел, установленный на винтовку K98, служил хорошо.
C. 1.5-кратный телескопический прицел был недостаточно сильным, четырехкратный оптический прицел был достаточно сильным и показал себя хорошо.
3. Что вы думаете о [возможности] дальнейшего увеличения кратности ваших оптических прицелов?
A. иB. Шестикратного увеличения было достаточно. В более сильном прицеле не было необходимости. [У меня] нет опыта в использовании более сильного увеличения.
C. Четырехкратного увеличения было достаточно.
4. С какого расстояния вы могли безошибочно поражать цели?
А. В голову – с расстояния до 400 метров. В грудь – до 600 метров. В стоявшего противника – до 700-800 метров.
В. В голову – с расстояния до 400 метров. В грудь – до 400 метров. А в стоявшего – до 600 метров.
С. В голову – с расстояния до 400 метров. В грудь – до 400 метров. В стоявшего – до 600 метров.
5. Относятся ли указанные вами расстояния лично к вам, то есть, к лучшим снайперам, или к большинству снайперов?
А и B. Только к лучшим снайперам.
C. Лично ко мне и к большинству снайперов. Некоторые выдающиеся снайперы могли поражать цель и с бóльших расстояний.
B добавляет: Однозначно прицельный выстрел возможен только с расстояния до 600 метров.
6. Каким было наибольшее расстояние, с которого вы стреляли, и что это была за цель, каков был ее размер?
A. Около 1 000 метров. Стоявший солдат. Прицельный выстрел был невозможен, но стрелять в той ситуации было необходимо, чтобы показать противнику, что он не находится в безопасности даже на таком удалении!
B. От 400 до 700 метров.
C. Около 600 метров, редко больше. Я обычно ждал, когда цель приблизится настолько, чтобы мои шансы на ее поражение максимально повысились. Также [в этом случае] упрощалось подтверждение успешного выстрела. Я использовал винтовку G43 только на расстояниях до 500 метров из-за ее плохой баллистики.
7. Сколько повторных выстрелов вы делали / Сколько дополнительных выстрелов было необходимо для 10 попаданий?
A. Почти никогда.
B. Один-два. Делать второй очень выстрел опасно, когда в вашем секторе находятся вражеские снайперы.
C. Один-два самое больше.
8. Если бы у вас был выбор, какое оружие вы бы использовали и почему?
A. K98. Из всех винтовок, доступных в то время, она имела наивысшую точность при постоянном использовании, кроме того, ее редко заклинивало. G43 годилась только для расстояний до 400 метров. Также ее точность была ниже.
B. K98была самой лучшей. G43была тяжеловатой.
C. G43 была бы хорошей винтовкой, если бы ее так часто не заклинивало и если бы ее характеристики были на уровне K98.
9. Если бы сегодня у вас был выбор между K98и полуавтоматической винтовкой, которую редко заклинивает и у которой такие же характеристики, как у K98, какое оружие вы бы взяли себе и почему?
A. Снайперам не нужна полуавтоматическая винтовка, если их используют как снайперов должным образом.
B. С полуавтоматическим перезаряжанием, если при этом не увеличится вес.
C. С полуавтоматическим перезаряжанием. Становится возможным более скорострельный огонь, когда атакует противник.
10. Входили ли вы в состав какого-либо подразделения?
Все трое входили в снайперские группы в составе батальонов. «С» командовал такой группой. В них входило до 22 человек, шестеро из них обычно оставались в батальоне, остальные были разбросаны по ротам. Наблюдения и расход боеприпасов, а также количество успешных выстрелов докладывались в штаб батальона ежедневно. В начале [войны] снайперы не подчинялись командирам выше батальонного уровня, позднее, когда число высококлассных снайперов уменьшилось, их стали часто подчинять дивизионному командованию. В дополнение к этому некоторое количество хороших стрелков в каждой роте получали в свое распоряжение телескопические прицелы. Эти люди не проходили специальную подготовку, но могли вести точную стрельбу на расстояния до 400 метров и брали на себя значительную долю той работы, которую должны были выполнять «настоящие снайперы». Эти стрелки служили в ротах как обычные солдаты. По этой причине они не могли достичь таких высоких показателей, как «снайперы».
11. Расскажите о стратегии и целях?
(1) в атаке:
A, B, C – Всегда в боевом строю два снайпера: один стреляет, другой выявляет цели. Обычно дается общий приказ: «Уничтожать наблюдателей [противника], расчеты элементов тяжелого вооружения, командиров» или специальный приказ, когда все важнейшие или стóящие выстрела цели уже уничтожены, например, такой: «Огонь по позициям противотанковой артиллерии, по пулеметным точкам и т.п.» Снайперы следовали за атакующими частями на небольшом удалении и, когда было необходимо, охотились на расчеты элементов тяжелого вооружения и на тех, кто представлял опасность для атакующих.
А» добавляет: В некоторых случаях мне приходилось выдвигаться за основную линию сопротивления противника в ночь перед атакой. Когда наша артиллерия открывала огонь, я должен был вести огонь по командирам противника и его артиллеристам, потому что без такой поддержки с нашей стороны наших сил было бы недостаточно в смысле численности и имевшихся в наличии боеприпасов.
(2) Во время ночных атак:
A, B,C – Насколько мы можем припомнить, в ночное время крупных атак не было, снайперы ночью не использовались, поскольку были слишком большой ценностью.
(3)Во время зимних атак:
A. Я следовал за фронтовыми частями, одетый в зимний камуфляж. Когда атака замедлялась, я охотился на пулеметчиков и расчеты противотанковых пушек.
B, C – Хороший камуфляж и теплая одежда были необходимы. Возможностей для длительного сидения в засадах не было.
(4)В обороне:
A, B, C – Обычно действуешь сам по себе без подчинения роте. Приказы такие: огонь по любой цели или только по значимым целям. Достигаешь высоких результатов во время атак противника, поскольку часто можно распознать командира и подстрелить его с большого расстояния благодаря тому, у них особая форма и снаряжение, такое как портупея, белый камуфляж зимой и т.д. Вследствие этого атаки противника удавалось останавливать в большинстве случаев. Во время одной атаки удалось застрелить восьмерых командиров. Как только появлялись вражеские снайперы, мы дрались с ними до полного их уничтожения, но и сами несли тяжелые потери. Как правило снайпер высматривает значимые цели на рассвете и остается на позиции до сумерек, все это с небольшими перерывами. Часто мы занимали позиции впереди наших линий, чтобы сражаться с бóльшей эффективностью. Когда враг замечал нас, нам приходилось оставаться без еды или замены на такой выдвинутой позиции. Когда звучит сигнал тревоги или враг атакует, хороший снайпер не стреляет по всему, что придется, а ведет огонь по самым важным целям: по командирам и т.д.
(5)В обороне в ночное время:
A, B, C – Снайперов не задействуют ночью, их даже не ставят в караул или не отряжают на исполнение других обязанностей.
12. Были ли у вас точные попадания при лунном свете?
A. Меня часто вызывали, когда света луны хватало, поскольку довольно точная стрельба тогда становилась возможной при использовании шестикратного оптического прицела, но была невозможной с обычным прицелом.
B. C. - Нет.
(6)В сдерживающем бою:
A, C – В большинстве случаев от четырех до шести снайперов получали приказ остаться в арьергарде и уничтожать любого противника в поле зрения, при этом достигались очень хорошие результаты. Пулеметный огонь использовался в сдерживающем бою только при крайней необходимости, поскольку снайперы могли замедлить продвижение противника одним-двумя выстрелами, не давая противнику возможности быстро выявить их позицию.
B. Снайперы для этого не использовались. Снайперский огонь невозможен в условиях мобильного боя…
12. В какой разновидности боевых действий снайперский огонь наиболее эффективен?
A. Наибольший успех, достигнутый снайпером, заключается не в количестве попаданий, а в ущербе, нанесенном противнику выводом из строя командиров и других значимых целей. Что касается числа личных попаданий в цель, то наилучший результат мог быть достигнут в обороне, поскольку в этом случае цель можно было выявить наилучшим способом осторожным наблюдением. Кроме того, если говорить о числе попаданий, наилучшие результаты достигаются в обороне еще и потому, что противник атакует несколько раз в день.
B. В обороне. Все прочие попадания не засчитывались.
C. Наилучшие результаты достигались во время продолжительных позиционных боев и во время атак противника; кроме того, хорошие результаты были характерны для сдерживающих боев.
13. Каков был процент точных попаданий на различных расстояниях?
До 400 метров:A. 65 процентов,C. 80 процентов
До 600 метров:A. 30 процентов,C. 20 процентов
Дополнительная информация: A. По этой причине 65 процентов моих точных попаданий было достигнуто с расстояния менее 400 метров.
B. Не помню. Подавляющее большинство попаданий с расстояния до 600 метров.
C. Я стрелял в основном с расстояния до 400 метров из-за того, что это делало точное попадание наиболее возможным. На бóльшем расстоянии точные попадания было трудно подтвердить.
14. Эти процентные соотношения относятся лично к вам, или применимы к большинству снайперов?
A. Эти показатели применимы к большинству снайперов так же, как и к лучшим из них, поскольку большинство снайперов попадает в цель с абсолютной уверенностью в результате только с расстояния до 400 метров из-за недостатка мастерства, самые лучшие снайперы попадают в цель с высокой достоверностью и с больших расстояний, однако в большинстве случаев они ждут, когда противник с приблизится к ним, и сами сближаются с ним, чтобы лучше выбрать цель в соответствии с ее значимостью.
B. Эти показатели относятся ко всем снайперам, которых я знал лично.
C. Эти показатели относятся ко мне так же, как и к большинству снайперов.
15. Сколько выстрелов в среднем производилось с одной позиции?
(1)В атаке:
A, B, C – Столько, сколько было необходимо.
(2)В обороне с безопасной позиции:
A, B, C –1-3, самое большее.
(3)Во время атаки противника:
A, B, C – Зависело от количества значимых целей.
(4)В бою против с снайперов противника:
A, B, C – 1-2, самое большое.
(5)В в сдерживающем бою:
A, B, С –1-2 было достаточно, поскольку снайпер не действовал в одиночку.
B добавляет: Во ходе нашей атаки как и в ходе вражеской атаки число точных попаданий не регистрировалось.
16. Что еще имело значение, кроме умения отлично стрелять?
A: Кроме широко известных снайперских качеств особенно важным было умение «пересидеть противника». Более способный «тактик в мелочах» побеждает в бою против вражеского снайпера. Освобождение от всех прочих [солдатских] обязанностей также существенно способствовало достижению высоких показателей.
B. Уравновешенность, умение анализировать ситуацию, храбрость.
C. Терпеливость, упорство, превосходное умение наблюдать.
17. Из каких групп людей набирали снайперов?
A. Только из числа людей с врожденными качествами бойца-одиночки, таких как охотники, даже браконьеры, егеря и т.п. без учета времени, проведенного ими на службе.
B. Не помню. На моем счету было 27 удачных выстрелов из трофейной снайперской винтовки перед тем, как мне приказали отправляться на курсы снайперов.
C. Исключительно из числа солдат, являвшихся отличными стрелками, обычно после завершения второго года службы. Такой человек должен был выполнить различные стрелковые нормативы до того, как его отправляли на курсы снайперов.
18. В каких снайперских курсах вы принимали участие?
A, B, C – Снайперский курс на полигоне Seetaleralpe.
C. Меня позднее отправили на тот же курс, который я [в прошлом] вел в качестве инструктора.
19. Были ли рекомендации снабдить снайпера биноклем? Какое увеличение давал бинокль?
A. 6x30 был недостаточным для больших расстояний. Позднее у меня появился бинокль10х50, который меня устраивал.
B. Бинокль был важен в той же степени, в какой была важна винтовка. Больше информации дать не могу.
C. У каждого снайпера был бинокль. Он был полезен и необходим. Увеличение 6х30 было достаточным для расстояний до 500 метров.
20. Отдали бы вы предпочтение стереотрубе, которая давала возможность вести наблюдения из полного укрытия?
A. Она была очень полезна в качестве дополнительного средства [наблюдения] (русская окопная стереотруба.)
B. Нет.
C. Её использовали, когда она доставалась в качестве трофея.
21. Использовались ли стереотрубы (в позиционных боях)?
A, C – Да, когда они были под рукой. Использовались как снайперами, так и артиллерийскими наблюдателями.
B. Нет.
22. Какие виды маскировки использовались?
A,B,C – Я ни разу не использовал фальшивый пень, но использовал камуфляжную одежду. Использовал камуфляж для лица и рук и для оружия в зимнее время (белую материю или краску).
B. добавляет: «В течение двух лет я использовал зонтик, который был раскрашен под местность. В начале я всегда маскировал лицо и руки, позднее не столь часто.
23. Использовали ли вы технические средства, чтобы ввести противника в заблуждение?
A. Да, набитые [чем-нибудь] манекены и т.п.
B. Да, например, ложные стрелковые позиции с установленным на них карабином, из которого можно было выстрелить с помощью прикрепленной к курку проволоки.
C. Нет.
24. Использовали ли вы щитки в позиционных боях?
A, B, C. Нет.
25. Как вы относитесь к использованию трассирующих пуль?
A, B, C. Если возможно, их лучше всего вообще не использовать в бою, поскольку они раскрывают позицию снайпера. Трассирующие пули использовались, в основном, на учебных стрельбах, так и для определения расстояния. Для этой цели снайпер всегда имел при себе несколько трассирующих патронов.
26. Использовали ли вы для наблюдений специальные боеприпасы, например, патроны, которые выпускали заряд, взрывавшийся при попадании в цель?
A, B, C – Да, в точке попадания можно было видеть вспышку пламени и небольшой клуб дыма, что давало возможность многое разглядеть. Используя это, мы могли вынудить противника покинуть деревянные дома и т.д., поджигая их.
Боеприпасы для облегчения наблюдений использовались на расстояниях до 600 метров, их отклонение (dispersion) было бóльшим, чем у утяжеленных пуль.
27. Как вы справлялись с боковым ветром?
A. На основе собственных прикидок и личного опыта. Когда было необходимо, я использовал трассирующие пули для оценки ветрового смещения. Я был хорошо подготовлен к ситуациям с боковым ветром во время прохождения снайперского курса, где мы часто практиковались при сильном ветре.
B. На основе собственного суждения. Мы не стреляли, когда боковой ветер был слишком сильным.
C. Не могу дать пояснений, потому что снайперы не стреляют при сильном ветре.
28. Можете ли вы вспомнить правила ведения стрельбы по движущимся целям?
A, B, C – Нет, важнейшим моментом является ваша собственная оценка ситуации и опыт вместе с умением быстро целиться и быстро стрелять.
29. Был ли у вас опыт применения винтовок, стреляющих бронебойными пулями?
A. Да, несколько раз я дрался с пулеметчиком, укрывшимся за щитком. В том случае я мог поражать небольшие цели только на расстоянии до 300 метров, поскольку рассеивание для таких пуль было значительно большим, при стрельбе из винтовки K98. Кроме того, такие винтовки были очень тяжелыми и громоздкими и не годились для снайперского боя. Я не использовал ее против незащищенных броней целей.
B, C. Нет.
30. По какой методике засчитывались точные попадания?
A, B, C – На основе наблюдений, которые проводились офицером, унтер-офицером или двумя солдатами и приводимых ими подтверждений. По этой причине число зарегистрированных попаданий ниже фактического счета снайпера.
Комментарии
Наверно, это одно из главных качеств снайпера. Не всем дано, однако...