Советские военнопленные — брошены, прокляты и забыты...
На модерации
Отложенный
Тяжёлый груз ответственности за смерти миллионов попавших в плен красноармейцев лежит на их собственном правительстве и, управляющем им, коммунистическом диктаторе Иосифе Сталине. Во время большого террора 1937-38 годов Красная Армия также не избежала чисток. Из пяти маршалов казнили троих (Тухачевского, Блюхера, Якира), из 15-ти командующих армиями - 13, из 9 адмиралов - восемь, из 57-ми командиров корпусов - 50, из 186 командиров дивизий - 154, в общем - около 40 тысяч офицеров, по ложным обвинениям в заговоре и шпионаже. Всё это произошло как раз перед приближающейся Второй мировой войной. Вследствие чисток, перед нападением Германии 22-го июня 1941 года большинство командующих войсками высших и средних офицеров не имело соответствующей подготовки и опыта.
Преступления Сталина усугубляются его ошибками. Несмотря на предупреждения разведки и штаба, он до последнего момента верил, что Гитлер только блефует и не посмеет напасть. Под давлением Сталина Красная Армия располагала лишь наступательными планами и не выработала оборонительной стратегии. За его ошибки и преступления страна заплатила огромной ценой: нацисты заняли около двух миллионов квадратных километра советской территории, в войне была потеряна треть национального достояния, на сумму около 700 миллиардов рублей. Советский Союз пережил страшные потери: во время немецкой оккупации погибло 17 - 20 миллионов мирных жителей, на фронтах пало 7 миллионов солдат, ещё 5 миллионов попало в плен. Из числа военнопленных погибли 3 миллиона человек.
В связи с трагедией военнопленных, на Сталине лежит особая ответственность. Коммунистический Советский Союз не подписал Гаагскую конвенцию – международное соглашение по правам военнопленных, что не гарантировало попавшим в плен красноармейцам соответствующего обращения, в то же время, он отказался от базовой защиты собственных военных. Из-за решения коммунистического руководства Советский Союз практически не имел связей с Международным Красным Крестом, то есть поддержка отношений через организацию (письма, информация, посылки) была невозможна. Вследствие сталинской политики любой контроль над немцами был невозможен, и советские военнопленные были беззащитны.
Страдания красноармейцев усиливали бесчеловечные взгляды Сталина. Диктатор считал, что лишь трусы и предатели попадают в плен. Солдат Красной Армии был обязан воевать до последней капли крови и не имел права сдаваться. Поэтому в советских военных сводках не было отдельной графы по военнопленным, которых объявляли пропавшими без вести. Значит, официально советские военнопленные как бы не существовали. В то же время, пленных считали предателями и членов их семей, заклеймённых как врагов народа, депортировали в Гулаг. Русских солдат, вырвавшихся из немецкого окружения, считали потенциальными предателями, они попадали в специальные фильтрационные лагеря НКВД. Многие из них после изнурительных допросов были отправлены в Гулаг.
Сталин не прощал поражения. Летом 1941-го, не имея возможности остановить немецкое наступление, он приказал казнить командный состав Западного фронта: Павлова, Климовских, Григорьева и Коробкова. Пропавших в бою генералов, Понеделина и Качалина, заочно приговорили к высшей мере наказания. Хоть позже и выяснилось, что Качалин погиб, его семью арестовали и осудили. Понеделин был взят в плен раненым, без сознания, провёл в немецком плену четыре года. Но, после освобождения его арестовали, и он провёл ещё пять лет - теперь уже в советских - лагерях. В августе 1950-го он был вторично осуждён и казнён.П.Г. Понеделин
Сталин бесчеловечными методами пытался остановить массовое отступление, спасающихся от немцев, советских войск. От командиров фронтов и армий он беспрерывно требовал «…трусов и предателей истреблять на месте». 12 августа 1941 года в приказе под номером 270 он распорядился: «Командиров и политработников, во время боя срывающих с себя знаки отличия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу, считать злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту, как родственники нарушивших присягу и предавших свою Родину. Обязать всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать на месте подобных дезертиров из начсостава… Если начальник или часть красноармейцев вместо организации отпора врагу предпочтут сдаться в плен - уничтожать их всеми средствами, как наземными, так и воздушными, а семьи сдавшихся в плен красноармейцев лишать государственного пособия и помощи».
28 июля 1942 года, на пике немецкого наступления, Диктатор спешил затормозить его новым жестоким приказом: «Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв… Сформировать в пределах армии…вооружённые заградительные отряды, …обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизий, расстреливать на месте паникёров и трусов…». Но Сталин приказывал стрелять не только по отступающим солдатам. Осенью 1941-го из Ленинграда донесли, что немцы при наступлении ведут перед собой в качестве щита русских женщин, детей и стариков. Ответ Сталина: «Говорят, что среди ленинградских большевиков попадаются такие, которые не представляют возможным открывать огонь по таким делегациям. Лично я считаю, что если и есть среди большевиков такие люди, уничтожить в первую очередь нужно их. Так как они опаснее фашистов. Мой совет: нельзя сентиментальничать. Врага и добровольных, или пойманных верёвкой, сообщников нужно бить повсеместно… Бейте повсюду немцев и их посланцев, будь они хоть кем, истребляйте врага, всё равно, доброволец он или пойманный верёвкой».
Бесчувственность Сталина хорошо демонстрирует тот факт, что, когда ему сказали, что его сын, старший лейтенант Яков Джугашвили, попал в немецкий плен и нацисты готовы его обменять на немецкого пленного, диктатор ни словом не отреагировал на известие и больше никогда не упоминал о сыне. Яков совершил самоубийство в концентрационном лагере Заксенхаузен, бросившись на колючую проволоку.
Следствием сталинского террора было и то, что это была первая война, когда русские массово переходили на сторону противника. Около двух миллионов человек служили добровольными помощниками (конюхами, поварами, рабочими и пр.) при различных частях немецкой армии. Из числа военнопленных десятки тысяч вступили в Русскую Освободительную Армию.
После освобождения в 1945-ом, страдания гражданских и военнопленных не закончились. Советские власти до февраля 1946 года репатриировали 4,2 миллиона советских граждан. Из них 360 тысяч человек отправили, как изменников, в Гулаг, назначив им наказание сроком 10-20 лет. Ещё 600 тысяч отправили на принудительные работы по восстановлению, обычно на два года. Несколько тысяч солдат армии Власова казнили, а 150 тысяч человек отправили в Сибирь или Казахстан.
В итоге можно определить, что на восточном фронте Второй мировой войны две бесчеловечные тоталитарные диктатуры вели друг с другом действительно тотальную войну на уничтожение. Главные жертвы этой войны – мирное население советских и польских территорий, а также красноармейцы, преданные собственным отечеством и не считающиеся людьми у врага. Рассматривая роль нацистов, можно определить, что трагедия советских военнопленных была неотделимой частью немецкой политики в отношении славян, поэтому подпадает под определение геноцида.
Библиография:
1.А. Даллин. Германское правление в России 1941-1945 гг. Анализ оккупационной политики. М. Из-во Академии наук СССР 1957 г.
2.СС в действии. Документы о преступлениях. М. ИИЛ 1960 г.
3.Ш. Датнер .Преступления немецко-фашистского вермахта в отношении военнопленных во II Мировой войне М. ИИЛ 1963 г.
4."Преступные цели - преступные средства". Документы об оккупационной политике фашисткой Германии на территории СССР. М. "Политиздат" 1968 г.
5."Совершенно секретно. Только для командования". .Документы и материалы. М. "Наука" 1967 г.
6.Н. Мюллер "Вермахт" и оккупация, 1941-1944. О роли вермахта и его руководящих органов в осуществлении оккупационного режима на советской территории М. Воениздат 1974 г.
7.К. Штрайт "Солдатами их не считать". Вермахт и советские военнопленные 1941-1945 гг.. М. "Прогресс" 1979 г.
8.В. Галицкий. Проблема военнопленных и отношение к ней советского государства. "Государство и право" №4, 1990 г.
9.Великая Отечественная война без грифа секретности. Книга потерь. Коллектив авторов под руководством Г.Ф. Кривошеева М. Вече 2010 г.
Источник: https://vk.com/wall-83258705?offset=22800&own=1&w=wall-83258705_3412
Комментарии