Как Россия может адекватно ответить на санкции Запада в микроэлектронике
На модерации
Отложенный
Россия, оказывается, 100-процентый монополист в мировых поставках различных редкоземельных элементов для специальной химии травления микросхем
Экспертное сообщество обсуждает, как России реагировать на объявленный на фоне спецоперации на Украине бойкот производителей мировой микроэлектроники. Некоторые специалисты утверждают, что знают, чем можно ответить, хотя правительственные чиновники пока не спешат принимать радикальные меры.
«Левый» софт станет законным?
Самая резонансная идея – легализация нелицензионного софта от западных компаний. 4 марта «Ъ» сообщил, что 2 марта в правительстве был разработан «План первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления», согласно которому обсуждается, в частности, отмена ответственности за использование пиратского программного обеспечения (ПО) «из стран, поддержавших санкции».
Речь идет о механизме принудительного лицензирования в отношении ПО и др., на которые может быть распространено действие ст. 1360 ГК РФ (по ней правительство России может «в случае крайней необходимости» начать использование изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя). Предлагают власти и отменить уголовную и административную ответственность за использование нелицензированного в России ПО.
На следующий день после обнародования этого сенсационного предложения Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России заверило, что не поддерживает идею. Ведомство «не вносило предложений по освобождению от ответственности за использование нелицензионного софта и в настоящий момент не поддерживает их. Минцифры планирует провести обсуждение с Минэкономразвития этого вопроса. Минцифры выступает за стимулирование перехода на российское ПО».
Однако в тот же день позже другое ведомство — Минэкономразвития России — подтвердило такие обсуждения.
«Рассматривается возможность снятия ограничений на использование интеллектуальной собственности, содержащейся в отдельных товарах, поставки которых в Россию ограничены. Это позволит сгладить влияние на рынок разрывов цепочек поставок, а также дефицит товаров и услуг, возникший из-за новых санкций западных стран», — сообщили в министерстве.
Эксперты говорят, что такой радикальный шаг мог бы лишь временно смягчить уход из России IBM, Microsoft, Oracle и др. Но кардинально это проблему не решит: львиная доля значимого софта этих компаний продается по подписке, а значит Россия вряд ли сможет получить к нему доступ.
Так, по мнению преподавателя Moscow Digital School Олега Блинова, разрешение пиратства не будет эффективно: «Сегодня большая часть полезного софта делается в виде подписок на облачный продукт, это позволяет разработчикам обезопасить код, который остается на их серверах.
Без подписок и доступа к обычному сервису многие инструменты перестанут работать».
Химическое микроэлектронное «оружие»
Обсуждается и другая кара для гигантов мировой микроэлектроники – менее известная. Речь идет о запрете экспорта искусственных сапфиров (40% мировых продаж), как утверждается, это может остановить производство многих видов микроэлектроники на Западе. Такие сапфиры используются в производстве микросхем и стекол для гаджетов, в том числе для iPhone.
Первым об этом заговорил исполнительный директор Консорциума РосСХД Олег Изумрудов. В журнале «Россия в глобальной политике» он напомнил, что крупнейшие мировые производители компьютерных процессоров и полупроводников, такие как AMD и Intel, присоединились к санкциям против России. О приостановке поставок тайваньской компанией TSMC уже сообщала «Московская газета».
Однако Изумрудов не верит в реальность воплощения этих санкционных планов, считая, что в условиях, сложившихся в современной отрасли микропроцессоров, такая вероятность «близка к нулю».
«Дело в том, что на нашу страну сегодня приходится 80% рынка сапфировых подложек – тонких пластин из искусственного камня, которые применяются в опто- и микроэлектронике для наращивания слоёв из различных материалов, например кремния. Они используются в каждом процессоре в мире – AMD и Intel исключения не составляют. Наши позиции ещё сильнее в специальной химии травления микросхем с использованием ультрачистых компонентов. На Россию приходится 100% мировых поставок различных редкоземельных элементов, используемых для этих целей. Запрет для России готовой продукции выльется в ответный запрет на поставки компонентов производства и вызовет острейший дефицит процессоров для всего мира», — рассуждает Изумрудов.
Что же касается тайваньской компании, то эксперт утверждает, что задолго до нынешней острой ситуации в России начали обсуждать идею исключения тайваньского завода TSMC из отечественных производственных цепочек в пользу материкового Китая, где работает другая компания – SMIC.
Власти пока идеи Изумрудова комментируют скупо.
«Доля российских искусственных сапфиров на мировом рынке очень велика (...). Однако мы не стремимся развивать недружественные сценарии действий и оставляем за собой это право для реагирования лишь в самых крайних ситуациях», — сообщили в Минпромторге РФ.
Эксперты говорят, что российские чиновники пока, по всей видимости, оказались не готовы в полной мере развернуть меры противодействия, опасаясь потерять этот источник валюты в страну.
Справка
Крупнейшей в мире компанией по производству искусственного сапфира является ставропольская компания «Монокристалл», пишут СМИ. Предприятие почти целиком работает на экспорт и занимает от 20 до 30% этого рынка, опережая компании из Китая, Тайваня, Японии и США.
Комментарии
Что это?
Санкции?
Или?
Извините!
Нашел причину.
Это включённый Hyper-V.
С включённым Hyper-V Q4OS под Oracle VM VirtualBox не работает.