«Гильотина для короля»
На модерации
Отложенный
15 января 1793 года депутаты Конвента почти единогласно признали короля Людовика XVI, которого именовали гражданином Людовиком Капетом, виновным в заговоре против государства. Воздержалось всего несколько человек. Ещё через два дня последовало голосование о наказании для бывшего монарха. С небольшим перевесом победили сторонники смертного приговора. Казнь назначили на 21 января.
В свой последний день Людовик встал в пять утра. Его условия содержания были таковы, что с ним находился камердинер, который помог осуждённому одеться.
В шесть утра Людовик отстоял мессу. Её отслужил аббат Анри де Фирмонт, который отговорил обречённого от встречи с семьёй. Людовик передал ему последнюю волю: отдать королевскую печать своему сыну, а обручальное кольцо — супруге.
В восемь часов утра к Людовику явился командир Национальной гвардии Антуан Жозеф Сантер, который объявил, что пора выезжать к месту казни.
Казнь Людовика XVI. Источник: Wikimedia Commons
В девять часов зелёная карета, в которой следовали Людовик, аббат Фирмонт и два гвардейца, отправилась к площади Революции (ныне — площадь Согласия).
В этот день в Париже находилось до 80 тысяч вооружённых людей, собранных республиканцами для пресечения возможных выступлений роялистов. Перед самой каретой ехали двести конных жандармов.
В районе улицы Клери группа монархистов, которых возглавил барон Жан де Бац, попыталась освободить короля. Но в короткой стычке трое нападавших были убиты. Сам де Бац сумел скрыться.
В десять часов утра карета с Людовиком прибыла к месту казни. Эшафот окружали 20 тысяч солдат-республиканцев.
Палач Анри-Сансон связал Людовику руки за спиной (бывший король не хотел подчиняться, но аббат убедил его покориться судьбе). Затем приговорённому отрезали волосы и оторвали плотный воротник у сюртука. У гильотины король успел выкрикнуть: «Я умираю невиновным!» Но дальше его речь заглушил грохот барабанов.
В 10 часов 22 минут палач дёрнул верёвку и нож гильотины обрушился на шею несчастного. А ещё через мгновение помощник палача по имени Грос схватил отрубленную голову и начал показывать её собравшимся. Над площадью загремел рёв ликующей толпы. Современники писали, что люди с восторгом орали «Да здравствует республика!» и «Да здравствует нация!»
Мария Дейзенрот
Комментарии
-0------------------------------------
Да, уж это не басманный суд.
Комментарий удален модератором