Белорусская земля, белорусская душа...
На модерации
Отложенный
И душа, и судьба народа всегда связаны с землей, на которой он живет.
Польские и русские писатели уже давно заметили самобытность и особенность этого края. Польский историк М.Довнар-Запольский в 1919 году написал: «Благодаря своей исторической и этнографической особенности белорусы представляют собой наиболее чистое славянское племя, принявшее и внешний вид славянина и много его особенностей психики и быта».
А великий русский писатель И.Бунин, гостивший у своего друга в Витебской губернии в 1913, так записал в своем дневнике:
«У крестьян этой полосы, по моему мнению, в наиболее чистом виде сохранились неиспорченные черты славянской расы. В них видна порода. Да и живут они хорошо, далеко не в тех ужасных некультурных условиях, как наш мужик в средней России».
Географическое положение белорусской земли определило судьбу ее народа.Она находится на прямом пути из Западной Европы к Москве, поэтому по ней прошли все захватнические войны.
Пик расцвета Белоруссии пришелся на средние века, когда она входила в состав Великого Княжества Литовского. Только тогда жители его называли себя литвинами, имели письменность на старобелорусском языке и исповедовали православную христианскую веру. Но, несмотря на то, что христиане-белорусы были более просвещенным народом, князьями в Княжестве были язычники литовцы. Тут кроется какая-то загадка: почему белорусы упустили свое явное преимущество на главную роль в ВКЛ? Наверное, ответ в белорусском характере – уступчивом и неамбициозном. Литовские князья несколько раз принимали православную веру, женились на русских княжнах и на протяжении нескольких десятилетий вели с Москвой войны «по собиранию земель» с переменными успехами.
Но в 1385 году литовский князь Ягайло женится на польской королеве и переходит в католичество. Начинается католизация населения. Православным белорусам отводится второстепенная роль в управлении княжеством. Но, несмотря на это, литовцы и белорусы вместе воюют против внешних врагов: немцев с запада и татар с востока. Одновременно в 15 веке с укреплением польско-литовского союза (Унии) усиливается дискриминация православного населения, начинается национальный гнет.
В 16 веке при царе Иване III Московское княжество путем захвата Западных земель расширяет свои владения и усиливает свое влияние. Литовские князья, боясь захвата своих земель, в 1569 году срочно подписывают с поляками Люблинскую Унию, по которой практически теряют свою независимость, государственный язык (белорусский) и входят в состав Речи Посполитой. Начинается полонизация высших слоев ВКЛ. Православное белорусское население насильственно переводится в католицизм.
С тех пор единство белорусского народа подорвано: часть западного населения, исповедующая католическую веру, тяготеет к Польше, а большая восточная часть, сохранившая православную веру предков, тяготеет к России. Попыткой объединения двух вероисповеданий было создание в 16 веке Униатской веры, которая была упразднена в 1839 году царским указом. Издавна Польша и Россия постоянно воевали друг с другом за обладание белорусскими землями. Белоруссия частично входила то в состав Польши, то в состав России, постепенно теряя свое национальное сознание и единство.
В 18 веке после расширения Российской Империи на Запад происходит несколько разделов Польши, и все белорусские земли попадают в царскую Россию. Впервые Екатерина II использует название края «Белая Русь». Белорусский крестьян из польского «быдла» превращается в русского «холопа». От непосильного гнета в 18 и 19 веках происходят несколько больших польско-белорусских восстания (1794, 1830 и 1863 гг.) против царского режима (во всех русских энциклопедиях они называются только польскими), которыми руководят два этнических белоруса: Тадеуш Костюшко и Кастусь Калиновский. Восстания жесточайше разгромлены, их руководители казнены, большое количество поляков и белорусов (12000) сослано в Сибирь. Большую роль в подавлении восстания сыграл русский генерал А.Суворов. В белорусской литературе ХIХ века одинаково встречаются и антипольские, и антирусские настроения. И во всех произведениях стон от непосильного гнета, тоска по свободе, мечта о справедливости. В деревнях нищета, болезни, пьянство. Польский помещик выжимает все силы из мужика, русский чиновник забирает его в рекруты, а еврей-корчмарь обирает и спаивает.
И ко всему этому еще захватнические войны, которые вели в 19 и 20 веках западные страны (Франция и Германия) против России всегда проходили по территории Белоруссии и разорили ее вконец. У белорусского народа до сих пор нет вкуса к богатству, к стяжательству. Ему никогда не удалось ничего накопить и сохранить. Бесконечные войны сравнивали с землей деревни и города, уничтожали все богатства. Ему бесконечно дорог мир, порядок и свобода.
Мне кажется, что октябрьский переворот, который произошел в 1917 году, в большинстве своем белорусы встретили с надеждой. Он избавлял их от нескольких врагов сразу: русского царя (для них никогда не был Царем-батюшкой) и польского пана (высокомерного и спесивого). Конечно, последующая коллективизация и репрессии поубавила симпатии к новой власти, но, в целом ко второй мировой войне Россия получила на Западе верного и надежного соратника. Иначе, чем объяснить то массовое народное противостояние в немецком тылу, которое оказала Беларусь в борьбе с фашизмом? Предателями оказались единицы.
Вообще Великая Отечественная война была высшей точкой дружбы русского и белорусского народов, она стала их кровным братством. Такие невыносимые страдания и потери, какие вынес белорусский народ в годы этой войны, мало кому из народов выпадали в истории ХХ века. Только к 1985 году Белоруссия восстановила свою довоенную численность населения. Это ее вечная память и боль. Об этом много и сильно написано в белорусской литературе (Алесь Адамович, Василь Быков и др.).
После войны Белоруссия с помощью России быстро поднялась. В 70-80-х годах – это сильная и процветающая республика. Минск – один из самых благополучных и красивых городов Советского Союза. Конечно, в деревнях по-прежнему жизнь трудна, но крестьяне не ропщут – они благодарны за мирную жизнь и честно трудятся. Они не хотят никаких перемен – они хотят мира и гарантом его выступает Советский Союз.
Но вот наступает Перестройка, происходит распад Советского Союза. Белорусы озадачены. Что это принесет им? Они не привыкли жить самостоятельно, и всей своей историей приучены быть в составе какого-то сильного государства. Им жаль того, что они защищали в войну и дорого то, что они построили после войны. Часть населения, в основном западная, вспомнив былые обиды, с вожделением начинает смотреть на Запад, другая часть с надеждой смотрит на Восток. Появляется новый лидер – А.Лукашенко, абсолютно свой и понятный, который обещает порядок и дальнейшее процветание Белоруссии, и они идут за ним. И вот тут-то соседи и слева и справа начинают оспаривать выбор народа. Запад называет его диктатором (как, впрочем, считает диктаторами всех неугодных ему народных избранников), Россия, к которой тянется Лукашенко, неодобрительно отмечает его стремление к самостоятельности и с несвойственным ей цинизмом начинает торговаться из-за энергоресурсов.
Белоруссия осталась одна. Без моральной поддержки, без энергоресурсов, со старой постсоветской индустрией и несовершенной экономикой. И что же белорусы? Затянули пояса, экономят, работают, живут... В городах Белоруссии чисто, на улицах порядок, мало пошлых рекламных щитов, народ не роется в помойках и не ворует на дачах. Народ-то, все же, европейский, привыкший уважать порядок и частную собственность.
Конечно, можно обвинять белорусов в «совковости», забитости, в отсутствии национального самосознания. А нужно ли это им? Вспоминать свое былое величие в Великом княжестве литовском? А было ли оно? И куда заводят национальные амбиции всем известно из истории.
Вообще, задумываясь над судьбой и национальным характером белорусов, невольно приходишь к следующему сравнению, что белорусы неоднократно были народом-Агнцом, которого приносили в жертву своим имперским амбициям народы-соседи. А Агнец, он всегда кроткий и чистый. Но белорусский народ устал быть Агнцом...ОН ПРОСТО ХОЧЕТ ЖИТЬ. И давайте уважать его право на это.
2006 год
Комментарии
И опять постарайтесь быть объективной. Личный опыт -- не заменят ни какие статьи, мнения и проч проч...
А статья -- хорошая.
Приезжайте.
"Вообще Великая Отечественная война была высшей точкой дружбы русского и белорусского народов, она стала их кровным братством". Белорусы в 1939 г., против своей воли "объединились". Коллабароционистов и партизан было примерно поровну. О чем речь ?
"В 16 веке при царе Иване III Московское княжество путем захвата Западных земель расширяет свои владения и усиливает свое влияние. Литовские князья, боясь захвата своих земель, в 1569 году срочно подписывают с поляками Люблинскую Унию, по которой практически теряют свою независимость, государственный язык (белорусский) и входят в состав Речи Посполитой. Начинается полонизация высших слоев ВКЛ. Православное белорусское население насильственно переводится в католицизм". Просто возьмите упрощенную историю по датам. Что значит "срочно" ? Откуда такая уверенность у самарянки ? Не было никакой полонизации, даже валюта и армия были разные.
По сравнению с другими публикациями - прогресс. Но все равно на 60 % - врака.
Я подтвердил, что ваша трактовка лучше многих. Но подчеркнул моменты, которые, по моему мнению, антибелорусски. Этакие оторвавшиеся от родины-России ребята.
Я поищу Шевцова и Запрудника и постараюсь вам, землячка, сказать что-то более конкретное. Прошу не обижаться на критику - ГП, по-моему, из этого и создан.
Согласен. Религиозные распри были. До того, что во время военных действий наши князья могли быть по разные стороны. Известно, что так было и на Куликовом поле.
Впрочем, измены такого рода тогда не считались изменами и в других странах, в том числе и в Московии.
Языковое и культурное противостояние было. По-моему, оно более-менее решалось. Так оно везде было.
"Впервые Екатерина II использует название края «Белая Русь»" - данный этноним был у историков и хронистов в употреблении" с конца XIV века: "В «Хронике Польши» Яна из Чарнкова под 1382 годом Полоцк именуется «крепостью Белой Руси»".
"В 16 веке при царе Иване III" - очевидно, Вы имели в виду Ивана IV.
В исторических хрониках фигурируют три Руси: Белая, Чёрная и Червонная.
Идентификация их несколько разнится, но Черная Русь - это бассейн Немана; Червонная - юго-запад Киевщины, а Белая "это — название земель Северо-Восточной Руси в XII—XVII вв."
После войны Белой Руси повезло с "первыми лицами" - Мазуров, Машеров... и - Лукашенко!
Как бы там ни было, а нынешняя Русь - триедина: Киевская, Белая и Московская. Но на сегодня, она расчленена! Возрождение Руси - в слиянии: органичном и справедливом. На христианской почве ничего не вышло, значит, надо прийти к Изначальной Веде Руси, к Язычеству!
Из всех партбоссов Беларуси только Машеров наш. Остальные - завозной товар, к культуре нашей относившийся, в лучшем случае, нейтрально. Что и доказывает, насколько в ссср доверяли местным. Нам просто всучивали Червякова, Пономаренко, Козлова, Мазурова, Слюнькова. В других республиках русские фамилии были у других секретарей, а не первых.
А о якобы расчленнонной Руси-мыслительный бред. Никогда не было такого государства, так что и расчленить его не могли. А если Киевскую Русь считать чем-то подобным, то скорее отдайте инициативу Киеву.
Комментарий удален модератором
У меня после прочтения как ангел в белых тапочках по душе прошелся!
Спасибо!
Комментарий удален модератором
А прочие славяне? Может быть ...
А неполноценности полагается пригибаться, подчиняться, лебезить, суетиться (а все это бероусам чуждо). Всё!! переносят спокойно, оценивающе, выжидая и без суеты.
Знаю, служит и учился с ними, сравнивал с их братьями- славянами :о)
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Мы (белорусские Граждане) должны что ли 40 лет за нашим Моисеем ходить?
// А нужно ли это им? // -- вопрос достойный..... увы :((
Комментарий удален модератором
- А почему? Разве отменили производные от слова "Белоруссия"?
Открою тайну Вам:слова "Белоруссия" и "Беларусь" в русском литературном языке имеют полное равноправие. Ведь не существует словосочетаний, вроде, "беларуские партизаны", а правильно - "белорусские", ибо других не было,хотя, чёрт его знает, может и появятся!...
Неплохо бы России поучиться у Беларуси. Польза была бы - огромная1
"Каб любiць Беларусь нашу мiлую,
Трэба у розных краях пабываць..."
Жыве Беларусь!
жыве Беларусь!
Общественное объединение "-правозащитный центр" (далее ОО «-ПЦ», письмом № 3 от 14.02.2011 года, обращался в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь. В конце февраля ОО «-ПЦ» получил ответ от Комиссии по национальной безопасности." Беззаконие силовиков-гарантия деградации нашего общества. Народ страдает, а кто то и дальше ,цепляясь за власть, пытается вытянуть из спонсоров деньги. Это продолжается уже который год. Грустно.
Но белорусы (истинные) должны знать, что русские (истинные) с ними! И не пытаться делать из них врагов.
Заходите на блог ко мне, есть интересные статьи про Бобруйск (моя Родина!)
С уважением!
В общественному объединению «правозащитный центр» (далее ОО «ПЦ») в ходе проведения мониторинга по соблюдению прав человека стали известны факты нарушения прав человека, а фактически факты подрыва финансовой системы и легализацией денежных средств незаконно отнятых у граждан Республики Беларусь осуществляемой частным банковским учреждением ОАО «Приорбанк» и страховыми компаниями ЗАСО «Виктория», СБА ЗАСО «Купала». ОАО «Приорбанк» является дочерней компанией Raiffeisen International Bank-Holding AG,RZB Group, то есть третьим по величине банком Австрии. Страховые компании являются также дочерними компаниями австрийскими. Если коротко, то банком и страховыми компаниями была придумана и осуществлена на практике схема дополнительного обогащения с помощью которой значительные денежные средства отбирались у граждан Республики Беларусь и превращались в собственность иностранных владельцев. Вся эта деятельность проходила под непосредственным руководством высших чиновников Республики Беларусь во главе с первым заместите...
Теперь об Агнце, Вы его не случайно упомянули, ветхозаветная тема нам особенно близка, возможно, что от Нового Завета все пытаемся отойти, согласия и любви между собой не имеем, а больше на закон полагаемся, да свой интерес преследуем. Но милосердие, любовь выше закона, а значит глобализация неизбежна. Избежать участи Агнца можно лишь добровольно каждому, взяв свой крест (т.е. делая свою работу), идти к Христу. И идти вместе с братьями нашими: украинцами, россиянами. Без соблюдения заповедей НЗ мы останемся Агнцем, или еще хуже – скатимся назад в язычество.
И мы и они говорим на одном языке.
Мы - одной крови.
ТАК В ЧЁМ-ЖЕ МАТЬ ... ДЕЛО?!
И потом ещё подумал, какой же Кландайк Белоруссия для наших августейших пацанов!!!!
Представляете себе, всё это разрушить, разворовать и загнать на Запад. Сколько бы Новых Русских появилось?
Стихотворение про девушку из-под Бобруйска
Как Вам это стихотворение?
"Под Бобруйском погода шаткая:
То дождит, то палит жарой.
Я брожу по деревне Щатково
С белорусочкой озорной.
Улыбается мне девчонка, –
Не люблю, говорит, разинь!
А глаза, словно два лисенка,
Васильковая синь.
Рыжий локон на палец крутит,
Будто солнечные лучи.
Чуть вздыхают под ситцем груди,
Разволнованы, горячи.
Вот попробуй в нее влюбиться –
Жизнь покатится кувырком.
Ничего она не боится, –
Что ей молния, что ей гром!
Улыбается мне девчонка, –
Не люблю, говорит, тихонь.
А глаза, слово два лисенка,
Ощетинились –
Только тронь!"
Стихотворение это не дань сомнительной моде, опубликовано оно было
в сборнике "Зеленый взрыв" в 1983 году. Автор - Борис Новосельцев,
новосибирский литератор, к сожалению он умер он лет 10 назад...
Бобруйск - моя столица мира
Я здесь родился и живу
И для меня неповторимы
Бобёр у рынка на углу.
И Белой церкви звон хрустальный
На Минской вечный гул машин
А над Березиной туманной
Вдруг плеск плотвы в точной тиши.
Пускай меняются пейзажи,
Вместо карьеров - этажи,
Пусть провинциален, скажут,
Не перестану дорожить.
Я лучшим городом на свете
Он в моём сердце навсегда.
Бобруйск - отец, а мы, как дети,
Летим из дома навсегда.
Но сквозь любые расстоянья,
Душою рвёмся мы сюда.
Национальность - Бобруйчанин,
Поверьте - это навсегда!
Здоровья и надежды Вам, Виктория!