Сокровища еврейского Храма находятся в Ватикане?
На модерации
Отложенный
Представьте на мгновение, что Ватикан владеет какой-то драгоценной реликвией, которая 1950 лет назад находилась в еврейском Храме Ирода, расположенном в Иерусалиме, пишет археолог Гарри Москоф в Thе Jеrusalеm Post.
AMOS BEN GERSHOM/GPO
Если бы вы были Папой Римским, жившим в 14 веке, и могли подтвердить этот факт, разве не задались бы вы вопросом, как такой еврейский артефакт попал в вашу резиденцию?
Немного покопавшись, вы бы обнаружили, что новая резиденция построена над резиденциями императоров — Ватикан, включая Собор Святого Петра, построен над римским дворцом императора Веспасиана примерно 200 лет спустя после разграбления Рима в 455 году н.э. Прямо сейчас там ведутся раскопки.
Это означает, что вандалы и вестготы не нашли сокровищ, спрятанных в этом дворце, и вместо этого унесли с собой предметы, выставленные на всеобщее обозрение в базилике, расположенной неподалеку.
В Талмуде говорится, что знаменитый еврейский мудрец и автор «Зоара» рабби Шимон бар Йохай отправился со своими соратниками в Рим, чтобы отменить суровые указы, наложенные на Иудею, и, находясь там, увидел именно то, о чем идет речь.
Еврейские мудрецы стали гостями императора во дворце Веспасиана после того, как их попросили присмотреть за его больной дочерью. Когда они чудесным образом исцелили ее, мудрецам была предоставлена возможность увидеть священные предметы. Это доказывает, что они хранились именно в этом месте.
Историк Иосиф Флавий зафиксировал, что Веспасиан забрал себе эти предметы на хранение, в том числе древний свиток Торы, в свою особую сокровищницу.
По словам же эксперта из Ватикана Майкла Кальво, эти и другие предметы попали в Ватикан другим путем, после того как оказались в Византии: «К числу подобных предметов относятся и храмовые канделябры, подаренные Папе Иннокентию III Балдуином I после разграбления Константинополя и резни, устроенной в отношении православного населения. А также храмовые шофары и утварь; одежды первосвященника; циц – золотая табличка со словами «Кодеш ле-Ашем» («Святой для Г-спода») и многие другие предметы искусства, книги и рукописи, которые Ватикан и ряд соборов присвоили и разместили в своих запасниках, библиотеках и музеях».
Но где доказательства того, что Ватикан «унаследовал» эти святыни и хранит по сей день?
У израильского МИДа и спецслужб они могут быть: лет 50 назад некий студент-еврей, назовем его Д.М., был зачислен на заочное обучение в ватиканский университет «Урбаниана», – он оказался единственным евреем среди 17 тыс студентов! Д.М. рассказал, что его очень любили, но при этом и профессора, и студенты вежливо пытались обратить в свою веру.
После нескольких решительных отказов его друг (впоследствии один из архивариусов Ватикана, кардинал Антонио Саморе) предложил показать Д.М. то, что «когда-то было еврейским наследием» — храмовые сосуды — в попытке соблазнить его креститься. Д.М. согласился, и его отвезли к сокровищам несколько месяцев спустя, ночью.
Когда Москоф, журналист, спросил его, было ли в этом подземелье что-нибудь из принадлежавшего Храму, Д.М. ответил просто: «Там было все!»
Действительно ли он что-то видел?
В 2002 году Д.М. предоставил определенные доказательства тогдашнему министру иностранных дел Шимону Пересу и другим, кто в то время вел переговоры с высокопоставленными чиновниками Ватикана. Если это правда, у Израиля, возможно, уже есть хорошо задокументированное свидетельство.
Сегодня существует процветающее суверенное Государство Израиль, являющееся единственным и главным представителем еврейского народа, а также Всемирный еврейский конгресс, оба они служат адекватными адресами для заключения соглашения по репатриации.
Между тем, отношения Католической церкви с Израилем находятся на подъеме, диалог и сотрудничество с еврейским государством плодотворны, и есть даже несколько евреев, которые были посвящены в рыцари недавними папами. Так почему бы не договориться по этому вопросу?
Однако пусть сначала вдумчивый читатель ознакомится с фактами, свидетельствующими о том, что Ватикану действительно есть что скрывать.
Одним из величайших раввинов своего поколения в начале 20 века был главный раввин Ливии 77-летний Ицхак Хай Бозовка, знаток всех областей Торы, как скрытых, так и явных, автор выдающихся книг.
В 1929 году в Триполи с королевским визитом прибыл король Италии Виктор-Эммануил. Ливия тогда находилась под властью Италии, и городские евреи во главе с главным раввином устроили грандиозный банкет, достойный короля.
Раввин Бозовка произвел на монарха сильное впечатление, и перед тем, как король отплыл обратно в Рим, он пригласил раввина присутствовать на свадьбе своего сына, принца. Через год раввин получил официальное приглашение от короля, но отказался ехать из-за слабости, хотя добавил вопрос: «Зачем я нужен, когда у Вас есть Папа?»
Король ответил, что он очень сильно хочет, чтобы раввин благословил молодоженов. Он предложил прислать за раввином свой королевский корабль, предоставить ему кошерное питание и жилье и даже подписал: «Ваш друг, король».
Раввин неохотно согласился. Когда он прибыл в Рим, с ним обращались, как с членом королевской семьи, а свадьба имела огромный успех.
Когда церемонии подошли к концу, король спросил раввина, не может ли он выполнить какое-нибудь его желание. А Бозовка ответил, что желал бы увидеть в подвалах Ватикана святые сосуды еврейского Храма. Когда король впервые услышал об этом, он отказался, заявив, что существует разделение церкви и государства и он не имеет юрисдикции над папой в этих вопросах. Эти двое не вполне ладили!..
Тем не менее, после долгих уговоров, король сумел убедить папу (сделав ему предложение, от которого тот не смог отказаться), при условии, что это увидит один только раввин. В тот день его пригласили на личную аудиенцию у понтифика.
Поздно вечером, после специальных духовных приготовлений, раввин встретил стражу у ворот Ватикана, а его ученики остались снаружи. Он спустился по ступеням (четыре этажа вниз под музеем Собора Святого Петра) в скрытый лабиринт древних галерей, примыкающих к некрополю. Достигнув входа в подземелье, он увидел то, о чем написал в своей книге респонсов: «видел достаточно» и больше не способен был смотреть. Затем он развернулся и практически выбежал из здания.
Когда он вышел, его ученики были потрясены, как сияло его лицо. С того дня раввин принял обет молчания. Умер он 21 февраля 1930 года, 40 дней спустя после описанных событий.
Есть еще одна история – о знаменитом раввине Вениамине (бен Йоне) из Туделы – купце-еврее из современной Наварры в Испании. Он провел значительное время в Риме: после избрания папы Александра III в 1159 году и затем вновь с ноября 1165 по 1167 год.
Его миссия заключалась в том, чтобы описывать образ жизни евреев-сефардов в Европе и Африке. Его путешествия привели его из Испании во Францию, Италию, Турцию и на Ближний Восток, включая Бейрут и Иерусалим. Он вел подробные и чрезвычайно точные записи о своем путешествии. Когда раввин проезжал через Рим в 1160-х годах, он отметил «почетное положение» еврейского населения города, а также наличие там «прекрасных зданий».
Заслуживают ли доверия его свидетельства? Комментаторы высоко ценили его труд. Комментатор, переведший книгу в 1840 году, А. Ашер, горячо хвалил рабби Вениамина: «Вся работа изобилует интересными, правильными и достоверными сведениями о состоянии трех четвертей земного шара, известных в настоящее время, и с учетом этих преимуществ не имеет себе равных в истории литературы Средневековья. Ни одно произведение того периода не свободно от басен и суеверий настолько, как “Путешествие Вениамина из Туделы”».
Вениамин писал: «Рим является главой королевств христианского мира, и там живет около 200 <cемей> евреев, которых уважают и которые не платят никому налогов».
А теперь то, что относится к делу: «В Риме есть <…> подземелье, где Тит, сын Веспасиана, хранил храмовые сосуды, привезенные им из Иерусалима».
Он пишет это еще до того, как папы поселились в Ватикане в конце 1300-х годов. Похоже, вандалы действительно не забрали все сокровища…
Существует старая фотография того таинственного коридора перед пещерой, изобилующего жуткими забальзамированными скелетами, по 50 с каждой стороны. Фотография, на которой видна также огромная арочная деревянная дверь в конце, была сделана по меньшей мере 50 лет назад хранителем, одетым во все черное и держащим фонарь.
По сути, она подтверждает рассказ Вениамина.
У раввина Дэвида Розена, директора по межрелигиозным вопросам Американского еврейского комитета, другой подход к обсуждаемому вопросу.
Розен, который возглавлял Международный еврейский комитет межрелигиозных консультаций – широкую коалицию еврейских организаций и течений иудаизма, представляющих мировое еврейство в его отношениях с другими мировыми религиями, – в 2005 году был удостоен папой рыцарского титула «за вклад в еврейско-католическое примирение». Также он участвовал в знаменитом молебне 2013 года с папой, президентом Палестинской автономии Махмудом Аббасом и Шимоном Пересом в Ватикане.
Розен предлагает обратиться в различные израильские музеи, в которых уже проводились выставки ватиканского искусства и археологических находок (происходящих из Земли Израиля), и отдать им эти сосуды в аренду, на ограниченный период, чтобы провести выставку. Это будет означать выигрыш для обеих сторон и станет важным событием.
Розен предупреждает: сама идея возвращения артефактов культурного или религиозного наследия в страны их происхождения сложна и должна учитывать интересы страны, которая в настоящее время владеет артефактами.
Может ли и должен ли Израиль использовать сегодняшние международные законы о репатриации? Конечно, обязательно возникнут неудобные вопросы. Например, в наш век политкорректности, возможно, придется ответить на следующий вопрос: является ли еврейский народ законным владельцем этого древнего сокровища?
«Как насчет теологии замещения? Может ли быть так, что по прошествии 2000 лет за закрытыми дверями ведутся споры о праве собственности на эти артефакты? Так же, например, как обсуждается и оспаривается право собственности на Иерусалим? Я отвечаю: да! Это не просто пища для размышлений. Хотите верьте, хотите нет, но со всем уважением у меня есть основания предположить, что это неотъемлемая часть нового подхода, указание на то, что на самом деле обсуждается в длинных коридорах Рима, ООН, ЕС, а также Палестинской автономии», – пишет Москоф.
В качестве примера он приводит личную аудиенцию Аббаса у папы Франциска. Согласившись с тем, что решение о создании двух государств является единственным путем к миру с Израилем, Аббас заявил, что в отношении появления палестинской столицы «идентичность Иерусалима должна быть сохранена посредством особого статуса, гарантированного международным сообществом». Другими словами, то, что эта территория давно принадлежала евреям, не обязательно означает, что сегодня она принадлежит Израилю. И это еще не все.
Официальный представитель папы в Израиле, архиепископ Джузеппе Лаззаротто, апостольский нунций в Израиле и апостольский делегат в Иерусалиме и Палестине, заявил в официальном письме от 15 ноября 2013 года, что, если сокровища Храма действительно все еще существуют, церковь, несомненно, вернет эти предметы их «законным владельцам».
Москоф отмечает, если ватиканские чиновники заявят, что владеют всем этим (выступая в качестве хранителей) и что сокровища теоретически будут сохранены в каком-нибудь «еврейском музее Ватикана», то все изменится.
На самом деле это план Б: Ватикану больше не нужно игнорировать «слона в посудной лавке»; дипломатические увертки больше не требуются. И, по мнению Москофа, главный префект архивов Ватикана вынесет все, что у них есть, на всеобщее обозрение.
План А, по его же словам, неполиткорректен, он заключается в том, что это огромное сокровище было, есть и будет еврейским, и его дом — в Иерусалиме, объединенной столице Израиля.
В конце концов, есть несколько живых людей, которые могут лично засвидетельствовать: они очевидцы того, что Ватикан обладает храмовыми сосудами, в том числе Менорой. Выступит ли кто-нибудь из них, раскроет ли то, что знает, и свою личность?..
«Нет, и я, честно говоря, их не виню. Это может быть неразумно. Однако на этом ничего не заканчивается. Если бы это происходило в судебном порядке, большинство согласилось бы с тем, что в деле имеется достаточно информации, чтобы иметь разумную, или «уважительную» причину для продвижения вперед. В нашем случае это означает, что возможность соглашения с музеем становится все вероятнее», – отмечает Москоф.
Он пишет, что 35 лет назад некий ватиканский охранник-швейцарец (ныне слепой), узнал, что на самом деле он еврей. Это вдохновило его на решение открыть ворота ночью и спуститься вниз. Он говорит, что прошел до самого конца, в узкий, тесный туннель, который вел в комнату статуй – таинственный коридор, – а затем в подземелье, где он увидел (и, по-видимому, даже коснулся) Менору, сияющую белым светом. На следующее утро он рассказал эту историю тогдашнему главному раввину Рима Элио Тоаффу, который, насколько известно, проверил ее достоверность.
По мнению археолога, основная проблема сейчас связана с политическим аспектом.
В 2022 году обращение к Святому Престолу с идеей музея, в соответствии с которой Ватикан сохраняет за собой право собственности и отправляет экспозицию некоторых древних храмовых предметов в Иерусалим, отнюдь не выглядит возмутительным или оскорбительным. Это отличная идея, в духе международных трендов. Большинство людей понимает: нет смысла держаться за драгоценности, имеющие ценность для всего человечества, нет смысла держать их где-то в подвале.
Однако, если Святой Престол сочтет, что время для такого жеста еще не настало, ситуация может стать еще более запутанной.
Некое решение может исходить и от властей. Вспомните резолюцию № 2334 Совета Безопасности ООН от 2016 года, о незаконности израильских поселений в Иудее и Самарии, принятой благодаря позиции представителя США, воздержавшегося при голосовании: в данном случае, она определит потерянные храмовые сосуды как нечто иное, нежели еврейское, и поэтому решит, что они должны оставаться на месте. Хотя статус-кво в отношении спрятанных сокровищ Храма оставался неизменным на протяжении тысячелетий, можно предположить, что так не будет продолжаться вечно. В любом случае, как и в отношении Иерусалима, решения в итоге будут приниматься с согласия или без согласия МИД Израиля.
Пришло время, чтобы евреи вернули свою гордость и славу домой.
Тем временем группа юристов и послов, связанных с Иерусалимским центром по связям с общественностью, присоединились к журналисту Москофу в его начинании, а сам он собирается встречаться с чиновниками Департамента мировых религий в Министерстве иностранных дел Израиля, а также с Папским нунцием в Израиле, архиепископом Адольфо Тито Илланой. Его цель в том, чтобы идентифицировать упомянутые выше священные предметы в Ватикане, сопоставив их с самыми ранними приобретениями Ватикана (включая 12-13 века), как они появляются в первоначальных инвентарных списках.
Списки эти хранятся в Папском секретном архиве, расположенном за тяжелой дверью в конце коридора на нижнем этаже Башни Ветров, построенной в 1578 году. Ключ от нее есть только у главного префекта. Списки предшествуют тому времени, когда папы стали использовать Ватикан в качестве места жительства (с 1377 года).
Если с Ватиканом решить вопрос не получится, Государству Израиль следует начать подготовку судебного дела о возврате сокровищ, утверждая, что артефакты из древнего Храма, где бы они ни находились, принадлежат Иерусалиму как вечному хранителю наследия еврейского народа.
Если всего этого не произойдет, нам, возможно, придется столкнуться с новой реальностью, вышедшей из этих длинных коридоров…
Еще один любопытный факт: за многие годы библейской археологии в Израиле было найдено около 10 лопаток для благовоний. Москоф сам держал их в руках: 2000-летние бронзовые (теперь, конечно, зеленые!) лопатки, длиной около 40 см, которыми можно пользоваться и сегодня. Они были найдены по всему Израилю, от Иерусалима в районе Храма до городов близ Тивериады и на берегу Кинерета.
Все они имеют общую черту: они принадлежали различным синагогам, существовавшим в Израиле в позднеримский период, – некоторые, возможно, были изготовлены и для Храма. Многие из этих сокровищ были отправлены за границу – в такие места, как Абу-Даби, Южная Корея и Сингапур, а также в Рим (будучи приобретены Ватиканом) и даже в Беверли-Хиллз. Они идеально подходят под описание махты (лопатки для благовоний), имеют тот же размер и форму, что и утварь, которую использовали жрецы в Храме Ирода, как это описано в Талмуде.
Почему это важно? Ватикан является участником некоторых международных конвенций, касающихся реституции и репатриации древних культурных артефактов в страны их первоначального происхождения. Этот конкретный предмет не составит труда найти в инвентарном списке Ватикана во время предстоящей поездки Москофа в Рим.
Комментарии
---------------------------------
)) сдается мне и папа из них тоже.
Эти рюмки-чашки его по праву, не отдаст.
Заколупаются правом оперировать, с этой стороны им ничего не светит.
В таких случаях применяются или обман, или грубая, прямолинейная сила.