"Империя зла" против "империи лжи"

На модерации Отложенный

Когда-то, после известной речи президента США Р. Рейгана, Советский Союз стали называть «империей зла». Хотя буквально он сказал следующее: 

«…я настоятельно прошу вас избегать соблазна гордыни, соблазна необдуманно объявить себя превыше всего и навесить ярлык виновности в равной степени на обе стороны, игнорируя исторические факты и агрессивные порывы империи зла, чтобы просто назвать гонку вооружений гигантским взаимонепониманием и тем самым устраниться от борьбы между справедливостью и несправедливостью, между добром и злом».

Т.е. слова были вырваны из контекста и полностью перевернули смысл сказанного, приведя к тому самому эффекту, от которого Рейган и предостерегал. В итоге, стараниями журналистов, политологов и историков, СССР был противопоставлен США как «империя зла», в то время как США – «град на холме», спаситель человечества.

К великой радости «прогрессивного человечества» в лице США в конце 80-х «империя зла» все же рухнула. И что же дальше?

Об этом хорошо написал британский журналист Питер Хитченс в своей недавней статье. Процитирую главное:

«Какая это была возможность для богатого, стабильного, хорошо управляемого Запада прийти на помощь... Вместо этого была в Россию выпущена армия саквояжников с Запада, кричащих о свободном рынке, которые быстро нашли себе компанию среди мошенников и "экспертов по коррупции", многие из которых бросились эксплуатировать и одурачивать их…

Ельцин, в отличие от Путина, ничего не сделал для контроля над олигархами, позволил Западу продолжать насиловать российскую экономику и, самое главное, не протестовал против унижения его страны продолжающейся экспансией НАТО на восток по всей Европе…

Расширение НАТО было просто беззаботной акцией Сената, который не проявляет никакого реального интереса к международным делам. Мы подписались на защиту целого ряда стран, хотя у нас нет ни ресурсов, ни намерения делать это всерьез».

Блестящий американский дипломат Джордж Ф. Кеннан в то время недоумевал: «Почему отношения между Востоком и Западом должны сосредоточиться на вопросе о том, кто с кем будет в союзе — и, следовательно, против кого?»

Почему после падения «империи зла» представители «добра» не предложили: «Давайте вместе строить новый, единый мир! Нам больше нечего делить. У двух сильнейших держав больше нет врагов».

Но политика и дальше стала строиться на борьбе против мифического зла, на кознях и интригах.

Сейчас Путин называет запад «империей лжи». И я не могу с ним не согласиться. Я прекрасно помню перестроечное время, когда мы, наивные и доверчивые советские люди, впервые узнали, что такое реклама – навязчивая, лживая, бесстыдная. Что такое кредитные договоры, в которых самое главное напечатано мелким неразборчивым шрифтом. Что такое «рыночные отношения» во всей своей красе. Для нас всё это было дико. И, наверное, более зрелым соотечественникам было больно всё это наблюдать. Так же как родителям, которые растили и воспитывали своих детей честными, добрыми и великодушными, а потом увидели, как их обманывают, грабят и растлевают более наглые и беспринципные.

Не все это пережили, но те, кто выжил, стали сильнее и циничнее. Постепенно мы ко всему этому привыкли. Теперь и для многих из нас это стало если не нормой, то правом на «свободу совести», а вернее свободу отказаться от совести.

Я думаю, теми, кто поддерживают спецоперацию на Украине, движет не просто ненависть, а чувство мести и справедливости. Каждый удар по Украине – это удар по лжи и лицемерию запада. И русский человек, поддерживающий Путина, ощущает моральное удовлетворение: «Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам ее; в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое… ибо яростным вином блуда своего она напоила все народы…» («Откровение» глава 18)

Зло – оно такое, жестокое, но честное. Оно всегда предупреждает и выступает открыто. Оно вынуждает тебя становиться сильнее, собраннее и осознаннее. Ложь – мягкая и соблазнительная. Она обволакивает постепенно, расслабляя и растворяя в себе.

Но есть в этом противостоянии зла и лжи надежда на то, что они поглотят или дополнят друг друга, и непременно наступит Царство любви и справедливости на руинах империй зла и лжи. И перекуют люди мечи на орала. И мы поймем, что нет зла - есть защита собственных интересов и принципов, нет лжи - есть невежество и отсутствие взаимопонимания.