Национальные операции советских спецслужб
На модерации
Отложенный
Национальные операции — серия массовых репрессивных кампаний, проводившихся в СССР против поляков, немцев, латышей, литовцев, эстонцев, финнов, греков, румын, болгар, китайцев, иранцев, афганцев, крымских татар, курдов, ассирийцев, карачаевцев, калмыков, чеченцев и других народностей. Только с августа 1937 года по ноябрь 1938 года в рамках всех «национальных операций» было осуждено 335 513 человек, из них приговорено к расстрелу 247 157 человек, то есть 73,66 % от общего числа осуждённых. В ходе национальных операций было уничтожено множество коммунистов, бежавших в СССР от репрессий в своих странах.
Хронология событий:
Первыми жертвами советских депортаций стали казаки Терской области (казаки Сунженской казачьей линии), которые в 1920 году были окончательно насильно выселены из своих домов и сосланы в другие местности (в основном на Крайний Север). Их земля была передана чеченцам и ингушам, а населённые пункты переименованы. В 1921 году жертвами советской национальной политики стали русские и украинцы из Семиречья, выселенные из Туркестанского края.
В начале 30-х годов были полностью переселены на Север несколько кубанских станиц, на место выселенных селили демобилизованных красноармейцев.
9 марта 1936 года Политбюро ЦК ВКП(б) издаёт постановление «О мерах, ограждающих СССР от проникновения шпионских, террористических и диверсионных элементов». В соответствии с ним усложняется въезд в страну политэмигрантов и создаётся комиссия для чистки международных организаций на территории СССР.
25 июля 1937 года. Приказ Ежова о начале первой немецкой операции. Арестованным рисковал оказаться любой, у кого, по мнению чекистов, была немецкая фамилия. Всего в рамках этой операции было арестовано 65—68 тыс. человек, осуждено 55 005, из них: к ВМН — 41 898, к заключению, ссылке и высылке — 13 107. Вторая немецкая операция началась в 1941 году.
11 августа 1937 года. Ежов подписал приказ НКВД № 00485, которым приказал начать с 20 августа польскую операцию, ставшую крупнейшей из национальных операций. Всего по ней осуждено 139 815 чел., из них 111 071 приговорены к расстрелу.
17 августа 1937 года. Приказ о проведении румынской операции в отношении эмигрантов и перебежчиков из Румынии в Молдавию и Украину. Осуждено 8292 чел., в том числе приговорено к расстрелу 5439 чел.
В сентябре 1937 года на основании совместного постановления Совнаркома и ЦК ВКП(б) № 1428—326сс «О выселении корейского населения из пограничных районов Дальневосточного края», подписанного Сталиным и Молотовым, 172 тысячи этнических корейцев были выселены из приграничных районов Дальнего Востока в необжитые целинные районы Средней Азии.
30 ноября 1937 года. Телеграмма Ежова № 49990 с приказом о проведении латышской операции. Осуждено 21 300 чел., из которых 16 575 чел. расстреляны.
11 декабря 1937 года. Телеграмма Ежова № 50215 с приказом о проведении греческой операции.
14 декабря 1937 года Директива НКВД о распространении репрессий по латышской линии на эстонцев, литовцев, финнов, а также болгар. По эстонской линии осуждено 9 735 чел., в том числе к расстрелу приговорено 7998 чел., по финской линии осуждено 11 066 чел., из них к расстрелу приговорено 9078 чел.;
29 января 1938 года Директива НКВД об иранской операции. Осуждено 13 297 чел., из которых 2 046 приговорены к расстрелу.
31 января 1938 года постановление Политбюро ЦК ВКП(б) о продлении национальных операций до 15 апреля 1938 года.
1 февраля 1938 года. Приказ НКВД о национальной операции в отношении болгар и македонцев.
16 февраля 1938 года. Приказ НКВД об арестах по афганской линии. Осуждено 1 557 чел., из них 366 приговорено к расстрелу.
23 марта 1938 года. Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) об очищении оборонной промышленности от лиц, принадлежащих к национальностям, в отношении которых проводятся репрессии.
26 мая 1938 года. Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) о продлении национальных операций до 1 августа 1938 года.
24 июня 1938 года. Директива Наркомата Обороны об увольнении из РККА военнослужащих национальностей, не представленных на территории СССР.
В 1937-38 годах органы НКВД проводили массовые аресты китайцев. Многие были расстреляны, включая десятки китайцев, бежавших в СССР после оккупации Маньчжурии Японией в 1931 г. и интернированных с 1931 г. в Хакасии. В мае-июле 1938 г. 7,9 тыс. китайцев с Дальнего Востока были депортированы из СССР в Синьцзян. Не пожелавшие вернуться в Китай и принявшие советское гражданство китайцы были переселены в Кур-Урмийский район Дальневосточного края (1,9 тыс. человек), ещё 1,4 тыс. человек были высланы в Казахстан.
В начале 1938 года в Бодайбинский район Иркутской области выехала оперативная группа во главе с помощником начальника 3-го отдела УГБ УНКВД Иркутской области Б. П. Кульвецом. Сотрудник НКВД Комов показал:
«В первый же день приезда Кульвеца было арестовано до 500 человек... Особенно безобразно проходили аресты китайцев и корейцев. На них по городу Бодайбо делались облавы, устанавливали их квартиры, высылали людей на арест с установкой арестовать поголовно всех китайцев и корейцев… В марте месяце Кульвец, придя в кабинет, где сидели Бутаков и я, сказал: вы мне доложили, что арестовали всех китайцев. Вот я сегодня шёл по улице и видел двух китайцев и предложил их арестовать».
Ярким свидетельством проводимой операции является рапорт самого Кульвеца на имя начальника УНКВД, в котором говорится:
«Немецкая разведка — по этой линии дела у меня плохие. Правда, вскрыта резидентура Шварц… но немцы должны вести дела посерьёзнее. Постараюсь раскопать. Финская — есть. Чехославацкая — есть. Для полной коллекции не могу разыскать итальянца и француза… Китайцев подобрал всех. Остались только старики, хотя часть из них, 7 человек, изобличаются как шпионы и контрабандисты. Я думаю, что не стоит на них тратить время. Уж слишком они дряхлые. Наиболее бодрых забрал». (Дело Кульвеца, т. I, л. д. 192).
В 1937 была осуществлена депортация корейцев и китайцев с Дальнего Востока. По воспоминаниям переживших депортации корейцев людей насильно загоняли в вагоны и грузовики и 5-8 недель везли в Казахстан и Узбекистан, во время пути люди вымирали от голода и болезней.
Никаких разнарядок по национальным операциями, в отличие от «кулацкой» операции, не давалось: начальникам местных органов НКВД предоставлялась свобода действий. Приказ НКВД № 00485 установил типичный «альбомный порядок» проведения всех национальных операций. Обвинительные заключения на арестованных с рекомендованными мерами наказания отправлялись с мест в Москву. Далее в центральном аппарате НКВД составлялись протоколы заседаний Комиссии НКВД СССР и прокурора Союза ССР, которые подавались на подпись Н. И. Ежову и А. Я. Вышинскому. За один раз Ежов и Вышинский могли вынести несколько сотен смертных приговоров: например, 29 декабря 1937 г. они приговорили к расстрелу 992 человека.
Из показаний арестованного начальника 3-го отдела 3 управления НКВД СССР А. П. Радзивиловского:
«Здесь же я спросил Ежова как практически реализовать его директиву о раскрытии а/с подполья среди латышей, он ответил, что стесняться отсутствием конкретных материалов нечего, следует наметить несколько латышей из членов ВКП(б) и выбить из них необходимые показания: „С этой публикой не церемоньтесь, их дела будут рассматриваться альбомным порядком. Надо доказать, что латыши, поляки и др., состоящие в ВКП(б), шпионы и диверсанты“. Выполняя это указание Ежова, я и все другие начальники УНКВД сделали одно из самых черных дел — огульно уничтожая каждого из числа латышей, поляков и др. национальностей, входящих в ВКП(б). Все показания о их якобы антисоветской деятельности получались, как правило, в результате истязаний арестованных, широко применявшихся как в центральном, так и в периферийных органах НКВД... Фриновский рекомендовал мне, в тех случаях, если не удастся получить признания от арестованных, приговаривать их к расстрелу, даже на основе косвенных свидетельских показаний или просто непроверенных агентурных материалов».
После издания Указа Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» от 28 августа 1941 г. была ликвидирована Автономная Республика немцев Поволжья и произведена тотальная депортация немцев из АССР. Переселение немцев производилось постепенно и завершилось к маю 1942 года. Всего в годы войны было переселено до 950 тыс. немцев. 367 000 немцев было депортировано на восток (на сборы отводилось два дня): в республику Коми, на Урал, в Казахстан, Сибирь и на Алтай.
В 1943—1944 гг. были проведены массовые депортации калмыков, ингушей, чеченцев, карачаевцев, балкарцев, крымских татар, ногайцев, турок-месхетинцев, понтийских греков, болгар, крымских цыган, курдов. Депортация чеченцев и ингушей произошла в период с 23 февраля по 9 марта 1944 года, она считается одной из крупнейших национальных депортаций в мире. В её ходе, по разным оценкам, было выселено от 500 до 650 тысяч чел.
29 мая 1944 года нарком НКВД Л. П. Берия написал И. В. Сталину письмо о целесообразности депортации болгар, греков и армян из Крыма. Согласно постановлению ГКО № 5984сс «О выселении с территории Крымской АССР болгар, греков и армян» было переселено 20 тысяч армян.
28 июня 1944 г. был выпущен Приказ министра государственной безопасности СССР № 00183 «О выселении турецких граждан, турок, не имеющих гражданства, бывших турецких граждан, принятых в советское гражданство, греческих подданных, бывших греческих подданных, не имеющих в настоящее время гражданства, и бывших греческих подданных, принятых в советское гражданство, и дашнаков с семьями с территории ГССР, АрмССР, АзССР и Черноморского побережья».
В 1949 году в Алтайский край было депортировано армянское население из южных регионов СССР.
Национальные операции стали частью тотальной кампании чистки СССР от ненадежных с точки зрения сталинской власти элементов.
17 января 1956 года вышел Указ Президиума Верховного Совета о снятии ограничений с поляков, выселенных в 1936 году; 17 марта 1956 года — с калмыков, 27 марта — с греков, болгар и армян; 18 апреля 1956 года — с крымских татар, балкарцев, турок-месхетинцев, курдов и хемшилов. В 1957—1958 годах были восстановлены национальные автономии калмыков, чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев; этим народам было разрешено вернуться на свои исторические территории. Возвращение репрессированных народов осуществлялось не без сложностей, которые и тогда, и впоследствии привели к национальным конфликтам (так, начались столкновения между возвращавшимися чеченцами и заселёнными за время их изгнания в Грозненскую область русскими; ингушами в Пригородный район, заселенный осетинами и переданный Северо-Осетинской АССР).
Значительной части репрессированных народов (поволжские немцы, крымские татары, турки-месхетинцы, греки, корейцы и др.) и в это время не были возвращены ни национальные автономии (если такие были), ни права вернуться на историческую родину.
29 августа 1964 году, то есть 23 года спустя после начала депортации, Президиум Верховного Совета СССР своим Указом от 29.08.1964 № 2820-VI отменил огульные обвинения в отношении немецкого населения, проживавшего в районах Поволжья, а указ, снявший полностью ограничения в свободе передвижения и подтверждавший право немцев на возвращение в места, откуда они были высланы, был принят в 1972 году.
В 1991 году 26 апреля был принят Закон РСФСР № 1107-I «О реабилитации репрессированных народов», который признал депортацию народов «политикой клеветы и геноцида». Помимо всего прочего закон признавал право репрессированных народов на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством. Однако большинство этих законодательных норм остались лишь на бумаге.
По материалам открытых источников интернета.
Комментарии
Комментарий удален модератором