Предвестник Майдана: почему Ленин наплевал на Россию в вопросах Украины

На модерации Отложенный

Максим Артемьев о том, как решения Ильича подложили мину замедленного действия под отношения России и Незалежной.

Нынешний кризис в отношениях России и Украины имеет в своей основе «ленинскую национальную политику», является ее прямым следствием. Именно решения, принятые на заре советской власти большевиками, и не просто большевиками, а конкретно Лениным, с которым многие их руководители были не согласны, но которые были вынуждены подчиниться влиянию вождя.

К украинскому вопросу Владимир Ильич приступил еще до революции. В своих статьях 1913-1914 гг., таких как «Критические заметки по национальному вопросу», «О праве наций на самоопределение» и «О национальной гордости великороссов» он много писал по этой теме. Тогда уже ясно выразилось его отношение к украинской проблематике, которое не менялось и после революции.

Во-первых, Ленин словно заглядывая вперед, четко проводил разделение между великороссами, украинцами и белорусами, считая их тремя разными народами, тогда как большинство в то время полагало их просто тремя племенами единого русского народа.

Во-вторых, из этого Ленин делал вывод, что в будущем возможно отсоединение Украины от России, или даже оно желательно: «Допустим, что между Великороссией и Украиной станет со временем государственная граница… великорусский марксист скатится в болото национализма, не только буржуазного, но и черносотенного, если он забудет хоть на минуту требование полного равноправия украинцев или их право на образование самостоятельного государства... Суждено ли, например, Украине составить самостоятельное государство, это зависит от 1000 факторов, не известных заранее. И, не пытаясь «гадать» попусту, мы твердо стоим на том, что несомненно: право Украины на такое государство. Мы уважаем это право, мы не поддерживаем привилегий великоросса над украинцами, мы воспитываем массы в духе признания этого права». Ленин уже тогда старался свести «Россию» к «Великороссии» - как это получилось формально при СССР и уже фактически после 1991 года, когда историческая Россия развалилась и свелась к границам РСФСР.

В-третьих, он проповедовал независимость не только для украинцев: «марксисты не забывают также азбучной обязанности всякого демократа бороться против всякой травли какой бы то ни было нации за «сепаратизм», бороться за признание полного и безоговорочного равноправия наций и права их на самоопределение», «для борьбы с язвой национализма во всех ее формах очень важное значение имеет проповедь права на самоопределение». Ленин писал про «клевету про русских марксистов, будто они стоят за «государственную целость», про «вполне законную и естественную ненависть к великороссам-угнетателям».

Владимир Ленин в 1918 году.

То есть уже до революции Ленин проявил себя страстным проповедником украинской независимости, и всячески подчеркивал необходимость бороться против «угнетения» украинцев «великороссами». Еще раз повторим – Ленин не любил слова «русский» и всегда вычленял «великороссов». Тогда, может быть, на это не обращали внимания, но потом это имело далеко идущие последствия.

Таким образом, Ленин до 17 года относился к маргинальному меньшинству, требовавшего для Украины независимости. В тогдашней России такие деятели были кем-то вроде фриков, аутсайдерами, которые до реальной политики не допускались. И в этом смысле Ленин находился где-то в одном ряду с Симоном Петлюрой, таким же мало кому известным политиканом, причем позиции Петлюры по многим вопросам были гораздо более умеренными чем у Ленина.

Однако то, что до 17 года представлялось бреднями эмигрантов и подпольной печати, ни на что не влияющими, сугубой схоластикой в их партийных спорах, после Февральской революции очень быстро приобрело важнейшее значение. В условиях стремительного развала России стали процветать разного рода национализмы, подтвердив ту старую истину, что последним прибежищем в ситуации отчаяния является патриотизм. Когда рухнули все остальные ценности, оставалась лишь ценность национализма. Вчерашние маргиналы моментально поднимались вверх.

Ленин выступает перед солдатами.

На Украине была создана Центральная Рада, постепенно захватывавшая власть в свои руки, ввиду развала правительства в Петербурге. Большевики поначалу признавали ее, равно как и право Украины на отделение, но при условии проведения угодного им внутриполитического курса. Поскольку Рада выступала против большевиков, то те начали с ней войну, создав как альтернативу Украинскую Народную Республику Советов. Далее в течение года ситуация на Украине менялась с калейдоскопической быстротой, но в итоге, с 1919 возникает новый большевистский проект – Украинская Социалистическая Советская Республика, от которой и ведет свою историю нынешнее украинское государство.

Одно оставалось неизменным в ленинской политике – четкое выделение Украины как независимого государства. При этом де-факто, конечно, никакой независимости на деле не существовало, как была создана советская Украина по указаниям из Москвы, так Кремль и продолжал руководить ей и далее, подбирая лидеров, командуя ее армией и т.п.

Массовый митинг на Софийской площади в Киеве 19 марта 1917 года

Но Ленину крайне важно было соблюдать весь необходимый декор. Нужно было продемонстрировать всему миру, всем угнетенным, что в СССР проводится смелая национальная политика, нигде невиданная. К этому вопросу он вернулся незадолго до своей смерти, в 1922 году в статье «К вопросу о национальностях или об «автономизации». В ней он изложил свое политическое завещание по национальному вопросу. Главный его тезис – основная опасность происходит от национализма больших наций, в данном случае – великорусской «мы, националы большой нации, оказываемся виноватыми в бесконечном количестве насилия, и даже больше того - незаметно для себя совершаем бесконечное количество насилий и оскорблений… Поэтому интернационализм со стороны угнетающей или так называемой «великой» нации (хотя великой только своими насилиями, великой только так, как велик держиморда) должен состоять не только в соблюдении формального равенства наций, но и в таком неравенстве, которое возмещало бы со стороны нации угнетающей, нации большой, то неравенство, которое складывается в жизни фактически… нужно не только формальное равенство… нужно возместить так или иначе своим обращением или своими уступками по отношению к инородцу то недоверие, ту подозрительность, те обиды, которые в историческом прошлом нанесены ему правительством «великодержавной» нации».

Поэтому Ленин, вопреки мнению даже таких нацменов из своего окружения как Сталин, Орджоникидзе, Дзержинский, настаивал на самых радикальных шагах по расчленению исторической России. Он яростно выступил против того, чтобы Украина, Белоруссия, Грузия и т.д. входили в состав советской России на правах автономий. Он категорически требовал их полной государственной независимости, и даже предполагал частичный роспуск только что созданного СССР: «не следует зарекаться заранее никоим образом от того, чтобы в результате всей этой работы вернуться на следующем съезде Советов назад, т. е. оставить союз советских социалистических республик лишь в отношении военном и дипломатическом, а во всех других отношениях восстановить полную самостоятельность отдельных наркоматов». Отметим – Ленин никогда не говорил об СССР как о «России», пусть даже советской.

Для него СССР – это наднациональное объединение советских республик. Никакой связи с исторической Россией для него не существовало.

Украина на момент провозглашения Центральной Радой независимости в январе 1918. Карта изданная в Харькове, 1918 год. фото: Южная экспедиция

Я бы не сказал, что Ленин был сознательным русофобом. Точнее будет сказать, что ему было просто плевать на Россию, которую видел лишь первой ступенькой во всемирной республике советов, и исходил именно из задач мировой революции: «вред, который может проистечь для нашего государства от отсутствия объединенных аппаратов национальных с аппаратом русским, неизмеримо меньше, бесконечно меньше, чем тот вред, который проистечет не только для нас, но и для всего Интернационала, для сотен миллионов народов Азии, которой предстоит выступить на исторической авансцене в ближайшем будущем, вслед за нами. Было бы непростительным оппортунизмом, если бы мы накануне этого выступления Востока и в начале его пробуждения подрывали свой авторитет среди него малейшей хотя бы грубостью и несправедливостью по отношению к нашим собственным инородцам… завтрашний день во всемирной истории будет именно таким днем, когда окончательно проснутся пробужденные угнетенные империализмом народы и когда начнется решительный долгий и тяжелый бой за их освобождение».

Как мы видим, Ленин выступал как радикал в современном духе, требующий квот для меньшинств, позитивной дискриминации и т.п. Точнее, западные радикалы борьбы с расизмом, феминистки и прочие ведут свою родословную именно от Ленина.

Но история сложилась так, что всемирной республики советов не возникло, а СССР остался. Во всех смыслах он был исторической Россией, ее продолжением, пусть и отрицающим эту преемственность. На сами принципы его построения оставались именно большевистскими, ленинскими, направленными на пропаганду вовне, а не на нормальное государственное строительство. Отсюда и по три автономии и ненцев и бурят, и свои государства у киргизов, туркменов, таджиков, узбеков (иные из национальностей созданы советской властью). По факту Советский Союз был жестко централизованным государством, но на бумаге – даже не федерацией, а конфедерацией, с правом выхода из нее и членством в ООН УССР и БССР.

Леонид Кравчук, Станислав Шушкевич и Борис Ельцин после подписания Соглашения о создании Содружества Независимых Государств в Беловежской пуще, 1991 год Юрий Иванов/РИА «Новости»

Трагедия наступила при Горбачеве, который попытался воплотить в жизнь те формальные принципы, на которых строился Советский Союз. Результатом стал стремительный развал СССР, буквально за два года – 1989-1991. Горбачев ввел свободные выборы в республиках, чтобы удержаться у власти самому, думая, что он перестанет зависеть от партии. Однако лидеры республик обманули его надежды, и предпочли в итоге править каждый в своем уголке.

В 1991 произошел распад не «СССР», а исторической России, многонационального государства, создававшегося на протяжении нескольких столетий. Подавляющее большинство республик до последнего не задумывались о независимости и были в буквальном смысле в нее вытолкнуты. Что касается Украины, то еще в марте 1991 года подавляющее большинство ее граждан на референдуме прямо и ясно сказали «да» единому государству, показав, чего они хотят. Но местное начальство решило по-другому, ему было важно в тот момент единолично грабить богатства республики, без оглядки на союзный центр. Был спешно проведен абсолютно незаконный «референдум» о независимости, без предоставления времени чтобы подумать, разобраться – как это делается в других странах в подобных ситуациях, например, в Канаде или Великобритании, проведите там голосование об отделении Квебека или Шотландии, объявив об этом за два месяца, да еще против законов страны!

А у нас это сошло с рук – при самоустранении Горбачева, и при полной поддержке Ельцина, который и подуськивал Кравчука, ибо был более всех заинтересован в свержении Горбачева, и ради этого был готов на раскол России.

Так ленинская мина, заложенная под основание России, взорвалась в 1991 году, спустя почти семьдесят лет. Украина никогда не имела собственной государственности, она была ей навязана большевиками, люди, ее населявшие, думать не думали ни о какой независимости, которая свалилась им как снег на голову, причем самым жульническим и обманным способом. Примечателен сам факт, когда одни и те же люди голосуют в течение одного года противоположным образом по одному и тому же вопросу! Это ярко свидетельствует о том, какая каша была в их головах, и насколько мечта о независимости была «выстрадана».

Раскол проходил через миллионы семей, он прямо был против интересов в первую очередь самих украинцев. Результатом стало катастрофическое уменьшение численности населения с 52 миллионов в 1991 году, до 41 миллиона в 2020. Экономика и социальное обеспечение рухнули. Трудно было представить себе что-либо более идиотическое чем тезис о том, что в одиночку будет легче спастись, что Украина будет жить богаче без российских нефти, газа, алмазов, леса и так далее. Проведение границ по живому обрывало и семейные, родственные связи и экономические. Страна была втянута в бесконечные дележи и выяснение отношений с Россией по газопроводам, по Черноморскому флоту и т.д. Бесконечные споры возникали на пустом месте, только из самого факта развала.

 

Черноморский судостроительный завод. Крупнейшее в СССР предприятие сейчас уничтожено. © Wikipedia

 

Подавляющее большинство крупнейших предприятий Украину автоматически обрекались на уничтожение - кто будет делать заказ и финансировать ракетный «Южмаш» в Днепропетровске? Кто будет платить за корабли на судоверфях в Николаеве? За космическую аппаратуру и танки на харьковских заводах? За грузовые самолеты «Ан» в Киеве? Все они могли существовать только и исключительно в рамках общегосударственного заказа из Москвы. И таких предприятий были тысячи. Они сознательно уничтожались ради реализации мечты союза воинствующих националистов и номенклатуры, чтобы они могли быть министрами, послами и депутатами.

Брат, проживающий в Харькове, объявлялся человеком другой породы, чем его родной брат, проживающий в 50 километрах в Белгороде. Десяткам миллионов людей ломали жизнь, заставляя в зрелые годы учить украинский язык, и запрещая и вытесняя изо всех сфер русский – помимо всякого их желания, ибо никто же добровольно от родного языка не откажется. Учебные программы наполнялись всевозможной ложью на тему «Украина - не Россия», соответственно, фальсифицировались история, культура, народная память.

Печальным, но закономерным итогом стали боевые действия на территории Украины, необъявленная война, по сути – гражданская, которая продолжается уже восьмой год, погубившая 15 тысяч жизней, а миллионы сделавшая беженцами, разрушившая города и инфраструктуру. А по-другому не могло и быть – разваливать единую страну безнаказанно не удается никому. Когда режешь по живому- будь готов к рекам крови и слез. Кто-то хочет на Запад, а кто-то хочется оставаться с Россией, и если ты пренебрегаешь мнением последних и свергаешь законную власть на Майдане – будь готов, что тебе ответят тем же, и что не все радостно побегут в Европу, а окажут сопротивление.

 

Так прискорбно реализовались ленинские идеи о «праве наций на самоопределение» и о борьбе с великорусским шовинизмом, с национализмом большой нации в пользу национализма нации малой. Что нас ждет еще впереди – можно только догадываться. Ильич спит крепким вечным сном в Мавзолее, но его дело продолжает убивать людей на столь любимой им Украине.

 

Максим Артемьев