Почему динамическая система обречена эволюционировать?

На модерации Отложенный

Любой живой организм является динамической (подвижной, развивающейся, обновляющейся) системой. 

 

Особенно остро это ощущаешь, когда пытаешься «ничего не делать» и «ни о чем не думать». Попробуйте хотя бы 5 минут: уверена, у вас ничего не получится. А у кого-то может появиться очень сильное чувство дискомфорта или даже начаться паника. Вопрос: почему?

Потому что живой организм по определению является ПРОЦЕССОМ, движением, реализацией замысла. Лиши его замысла, возможности его реализации, и он тут же начнет деградировать, болеть, стареть, умирать.

Всё дело в том, что динамической системой невозможно управлять без идеи и цели. Идея (цель) – это то, что упорядочивает, структурирует движение, способствует эффективной самоорганизации и росту сознания. Это то, что формирует и поддерживает сам организм в том виде, какой он есть.

Мы можем наблюдать это и на примере общества, коллектива. Если у множества людей нет общей идеи, цели, то это просто хаотичная толпа. Но стоит кому-то начать осознанную деятельность и сформулировать некую цель, как толпа постепенно превращается в организованную структуру, в коллектив, в разумное, развивающееся общество с социальной инфраструктурой и разделением труда. Отними идею, смысл – и общество постепенно начнет распадаться, деятельность будет становиться всё более хаотичной, энергия будет рассеиваться в никуда, будет возрастать энтропия, что ведет к прекращению организованного движения и «смерти» данной культуры.

То же самое происходит и на уровне организма. Именно поэтому многие испытывают очень сильный дискомфорт (вплоть до панической атаки) при попытке ничего не делать и не планировать. Для живого организма это равносильно смерти.

Сам факт того, что существуют живые организмы и виды, свидетельствует о том, что в природе есть некая идея, замысел, который мы, живые существа, воплощаем. Не будь этого замысла, не было бы и живых организмов, потому что, как я уже сказала выше, динамическая система не может существовать и самоуправляться без цели.

Любое живое существо интуитивно чувствует этот замысел и волей-неволей подчиняется ему. Но человеку недостаточно просто чувствовать, он хочет понимать его на уровне сознания. Он хочет ясно и четко сформулировать этот замысел словами. И это не пустая прихоть. В этом есть глубокий эволюционный смысл.

Вообще, чем отличается осознанное поведение от инстинктивного, интуитивного? В чем его преимущество?

Слепоту природного инстинкта очень хорошо продемонстрировал натуралист Жан Анри Фабр на примере гусеницы махаона:

«Перед превращением в куколку гусеница окружает себя очень хорошо сотканным коконом, предохраняющим ее от всяких вредных влияний. Под защитой этой оболочки она превращается в куколку и позднее в бабочку, которая прободает вершину кокона, чтобы вылететь наружу. В случае повреждения кокона по какой-нибудь внешней причине нормальное превращение становится невозможным, и личинка умирает до срока.

Фабр хотел узнать, может ли гусеница во время тканья кокона починить его в случае повреждения. С этой целью он срезывал ножницами верхушку кокона во время его созидания гусеницей махаона. Несмотря на грубо произведенное отверстие, гусеница продолжала свою обычную работу, нисколько не подозревая, что она ни к чему не приведет. В этом случае гусеница махаона, несмотря на верную гибель будущей бабочки, спокойно продолжает свою ткацкую деятельность, ни в чем не изменяя правильного хода работы; когда наступает очередь производства последних рядов защитительных ресничек, она устанавливает их на опасной бреши, не заделывая разрушенной части баррикады. Равнодушная к необходимому, она занимается излишним» (отрывок из книги И. Мечникова «Этюды о природе человека»).

Этот пример показывает, что инстинктивное поведение является строго запрограммированным, и в случае непредвиденных обстоятельств, изменений среды, оно неспособно быстро перестроиться, адаптироваться. Ему остается только умереть. В этом смысле сознание является более гибким, ситуативным. И неудивительно, что эволюция «способствует» развитию осознанности.

Поведение осознанного существа можно сравнить с ориентированием на местности по карте. Если у человека есть карта, он точно знает, куда ему идти и не совершает лишних движений, не затрачивает свою энергию на поиски. Неосознанное существо – это «человек без карты». Оно действует хаотично либо запрограммированно.

Наше сознание, мировоззрение – это и есть наша «карта», которая позволяет нам оптимизировать свою деятельность, согласовывая её с окружающей обстановкой и другими существами. И в этом смысле карта должна быть единой для всех. Только тогда она будет иметь смысл. Если у всех будут разные карты, это равносильно тому, что карты нет ни у кого.

Иными словами, сознание не может быть строго индивидуальным, иначе оно не смогло выполнять свою объединяющую, согласовывающую функцию. Сознание – это то, что делает множество отдельных элементов (процессов) единой системой, живым организмом.

Индивидуальные цели у всех разные: кто-то мечтает о шубе, кто-то о нобелевской премии. На основе таких целей невозможно сплотить и разумно организовать всё человечество, а тем более – всё живое на планете.

Но эволюционный замысел – это нечто другое. Это не внешняя и не индивидуальная цель, которая находится где-то впереди, в будущем. И в этом смысле я согласна с теми биологами, которые утверждают, что у эволюции «нет цели».

Эволюционная цель достигается не столько активными действиями, сколько активной осознанностью, развитием способности пользоваться той самой «единой картой», освещающей путь каждому, кто её признает. И тогда для осознанного человека даже бездействие наполнено глубоким смыслом, единением с миром, а не отчаянием одиночества.