Как и когда на самом деле началось «расказачивание»

На модерации Отложенный

Первоначально возникнув как сообщество беглых крестьян , казачество с 18 века превратилась в служивое сословие феодального государства, несущее функции пограничной стражи, державшееся на самоокупаемости за счет земель, которые казаки получили за службу.

Со временем, районы проживания казаков перестали быть пограничными землями, а возможности самоокупаемости сильно уменьшились.

Корни расказачивания растут значительно глубже, чем из советского времени.

Начало процесса можно увидеть в усмирении Петром I восстания казаков под руководством Кондратия Булавина. Тогда на плавучих виселицах по Дону сплавили 7 тыс. повешенных казаков, была сожжена треть казачьих станиц. Более миллиона десятин казачьей земли передали в соседние с Доном губернии.

Именно тогда закончилась казачье самоуправление. Теперь Войсковых атаманов не могли избирать на Казачьем Круге. Войсковых атаманов с 1715 г. стали назначать императоры России из лиц, не только не казачьего рода, а иногда даже не православного вероисповедания (напр. лютеране барон Ф.Ф. фон Таубе, граф М.Н. Грабе).

По освободительному акту, подписанному 19 февраля 1861 г. Александром II, отпущенным из крепостной неволи Донским крестьянам местными помещиками было «нарезано» (выделено) 2.051.195 десятин земли, т.е. более 2 млн. гектар войсковой казачьей земли. Войско Донское с одной стороны потеряло много земли, а с другой закрепило на своей земле массу новых собственников в виде иногородних крестьян.

Постоянные отрывы на служебные сборы приводили к тому, что в начале 20 века казачьи земли давали меньший урожай, чем предпринимательские крестьянские хозяйства.

Всё это, по мере развития капитализма в России, обрекало казацкое сословие на неизбежное уничтожение, ибо зрелому капитализму не свойственны какие-либо юридические привилегии и внеэкономические ограничения.

Помимо расслоения на простых казаков и офицеров, усилилась дифференциация по степени зажиточности. К началу 20 века примерно 40 % казачества составляли бедняки, 35% середняки и 25 процентов кулаки.

К этому времени большинство политических партий в России, от социалистов до либералов, стояло за ликвидацию сословного строя в России.

В тех районах казацкого мира, где размер земельного пая казака мало отличался от крестьянина (Забайкальское, Амурское казачество) стали подниматься идеи отказаться от сохранения казацкого сословия.

О проблемах казачества говорил на заседании первой Государственной думы писатель Ф.Д. Крюков: «…казак, и находясь в казармах, и находясь дома, должен, прежде всего, помнить, что он не человек в общепринятом высоком смысле слова, а нижний чин, только нижний чин, так называемая «серая святая скотина»».

И далее: «Казак не имеет права войти в общественное помещение, где хотя бы случайно был офицер; старик казак не может сесть в присутствии офицера, хотя бы очень юного; казак не имеет права продать свою лошадь, не спросясь начальства, хотя бы эта лошадь пришла в совершенную негодность; но зато казак имеет право быть посаженным на несколько дней в кутузку за не вычищенные сапоги или запыленное седло».

Зато казаки имели существенные привилегии, прежде всего по величине земельного пая, по сравнению с простым крестьянином.
В европейской части казацкого мира эта разница были больше, чем в восточных. По этой причине, выступали за расказачивание прежде всего казаки восточной части России, где двадцатилетняя обязательная служба, с необходимостью приобретать оружие и экипировку, не компенсировалась увеличением земляного пая.

Например, забайкальские казаки еще в 1901 году подавали петицию правительству о возвращении их в крестьянское положение.

В области Войска Донского сильно отличались размеры земельного пая между казацкими станицами северной части области, с почти сплошным казацким населением и южной, где казацкое население составляло меньшинство. Казачий земельный надел южных округов был равен в среднем 20-25 десятинам, а северо-восточных же, – 2- 4 десятинам.

Таким образом, в северных округах Дона, простые казаки довольствовались наделами гораздо меньшими по сравнению со средним паем (Крестьяне южных областей, переселённые туда во времена Екатерины, имели наделы менее десятины).

Именно размером земельного пая определялась разница отношений казаков севера и юга области Войска Донского к советской власти. Всего, казачье сословие объединяло свыше 1,5 млн. человек, то есть 42,3% всех жителей области.

Стремление же многих казаков к самоуничтожению казацкого сословия была связано с желанием избавиться от двадцатилетней службы «за свой счёт», с дежурствами при правлениях, смотрами, лагерными сборами. А также стремлением получить право на свободное передвижение, выбор профессии и избавления от произвола казацких верхов, доходящего вплоть до отдачи в работники «за долги».

Воззванием Временного правительства от 3 марта 1917 года отменялись все сословные, национальные и вероисповедальные ограничения и привилегии. Было признано необходимым выделение казачьей земли малоземельным крестьянам.

Видя в казачестве верную опору монархизму, Временное правительство опасалось, что казачество, и прежде всего Донское, будет бороться за восстановление в России монархии и поэтому оно приняло курс на растворение казачьей массы пришлым на Дон крестьянским населением.

После Октябрьской революции, с декрета ВЦИК СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» по всей стране началась ликвидация сословных перегородок, и прочих рудиментов феодализма. Верхушке казачества это явно не нравилось.

Устами своего идеолога, пришедшего к власти на немецких штыках атамана Краснова, казачество было провозглашено особой национальностью, отличной от русских, и единственным полноправным хозяином на донской земле. Позже атаман Краснов писал, что он противопоставил большевизму и интернационализму — казачий шовинизм и «яркий национализм» (Дон и Добровольческая армия., с. 26). Напомним, с приходом к власти на Дону Петра Краснова началось насильственное расказачивание с многочисленными жертвами.

9 декабря 1917 года большевики, на основе предложений разработанных казацким отделом ВЦИК, объявили декрет:

1. Отменить обязательную военную повинность казаков. 2. Принять на счет государства обмундирование и снаряжение казаков, призванных на воинскую службу 3. Отменить еженедельные дежурства казаков при станичных правлениях, смотры, лагеря, военную подготовку. 4. Установить полную свободу перемещения казаков.

Постановление Совнаркома от 9 декабря 1917 года осуществило важнейшие пожелания большинства казачества, по устранению средневековых рудиментов их жизни и явилось главным шагом по ликвидации казачьего сословия.

Поэтому в первые месяцы после Октябрьской революции ВЦИК и СНК были удовлетворены поведением основной массы казачества. В обращении 3го Всероссийского Съезда Советов от 16 января 1918 года говорилось: «Рабочие и крестьяне верили, что трудовое казачество не пойдет против трудящегося народа и примкнёт к той великой борьбе, которую ведут трудовые массы. Вы оправдали нашу надежду, товарищи, трудовые казаки».

«Советский Аттестат»