Патриарх Тихон привлек $50 млн. "гуманитарной помощи", а советская пресса называла его "людоедом"
На модерации
Отложенный
Патриарх Тихон
Православные очень любили своего Патриарха. Он и весь его штат питались только приношениями верующих. После богослужений к Патриарху Тихону люди подходили под благословение по несколько часов подряд, и многие при этом вручали ему что-то съестное: пирожки, печенье, – в те годы еда была самой весомой жертвой. В 21-м, неурожайном, году в стране начался страшный голод, счет погибшим от которого шел на миллионы – точных цифр нет до сих пор. Летом 21-го Патриарх опубликовал воззвание ко всем соотечественникам о срочном сборе помощи голодающим и провел молебен в Храме Христа Спасителя, участники которого пожертвовали здесь же, не отходя от церкви, десять миллионов рублей.
Патриарх обратился к западным церквям - к американской, где его хорошо знали, к Папе Римскому, - с призывом помочь. Обращение Патриарха вызвало мгновенный отклик – помощь начала поступать, причем святитель сам координировал ее, письменно распоряжаясь, куда направить очередную партию продуктов. В общей сложности за два года иностранные организации пришлют Стране Советов "гуманитарной помощи" на 50 миллионов долларов. Но советская пресса продолжала называть Патриарха Тихона "людоедом" и "застрельщиком контрреволюции". 23 февраля 1922 года был опубликован декрет об изъятии церковных ценностей – пропагандисты объясняли, что деньги от их продажи пойдут на закупку продовольствия для голодающих. За благовидной целью скрывалась и другая – спровоцировать верующих на сопротивление властям.
Алексей Беглов, кандидат исторических наук:
Патриарх был готов к призывам, и он обратился к духовенству с призывом жертвовать ценности, в том числе церковные. Но ему вменялось в вину его разъяснение от февраля 1922 года, где он обращал внимание, что богослужебные сосуды, чаши, дискосы и другие предметы, используемые во время Литургии, не могут быть переданы как таковые, они должны быть, например, перелиты в металл и так далее. Он напоминал об этом, что, собственно, давать их нельзя и это вменялась ему в вину как акт сопротивления изъятию.
Вскоре власти объявили, что мирная кампания по изъятию церковных ценностей завершена и теперь отнимать их будут "с самой бешеной и беспощадной энергией". Именно тогда Ленин призвал расстрелять как можно больше духовенства.
Только по данным чекистов за 1922 год было зафиксировано почти полторы тысячи столкновений с комиссиями по изъятию - столкновения верующих и комиссий, столкновение верующих с войсками по всей стране.
Советская власть таким образом выявляла активное духовенство, активных мирян и дальше против них уже применялись репрессии. Начались публичные процессы над духовенством как оказывающим сопротивление советской власти. И Патриарх Тихон подавался как главный организатор этих антисоветских, контрреволюционных акций.
В апреле 1922-го года в главной аудитории Политехнического музея - аншлаг. Московский революционный трибунал в открытом режиме проводит допросы по делу об "изъятии церковных ценностей". Судят полсотни московских священников и мирян за то, что они этому изъятию сопротивлялись. Весь день 22 апреля в качестве свидетеля допрашивают Патриарха Тихона. Корреспондент Известий с недоумением сообщает в своем репортаже: при появлении Патриарха в аудитории и его архиерейском благословении "три четверти публики безмолвно поднимается с мест".
Одиннадцать человек трибунал приговорил к расстрелу, а Патриарха постановил привлечь к суду как обвиняемого. Следователи получили особое распоряжение из Политбюро - "вести дело Тихона со всею строгостью, соответствующей объёму колоссальной вины". Это означало подготовку смертного приговора. В то же время спецслужбы провели работу с так называемым "прогрессивным духовенством" и организовали обновленческий раскол внутри самой церкви.
иерей Димитрий Сафонов, кандидат исторических наук:
Задача власти в том состояла, чтобы церковь стала как бы карманной , чтобы она не имела собственного голоса, она была бы сломлена и в конце концов согласилась, как бы пошла по пути самоликвидации, нужно создать некую такой симулякр, как сейчас бы сказали , а сам Троцкий употреблял выражение «выкидыш» . Такая вот псевдоцерковь, которая бы какое-то время просуществовала, потом ее можно было бы свести на нет. Главная задача была у них , чтобы народ русский перестал быть православным народом. Самооценка людей была бы другой. Как Ленин писал, чтобы люди верили в электричество , а не в Бога. Вот тогда управлять им будет легче.
Патриарха перевели из Троицкого подворья в Донской монастырь. Выезжал из резиденции он еще свободным человеком, но как только зашел в свое новое жилище, все выходы были заняты стражей.
Продолжение следует
Из документального фильма "День ангела. Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси":
https://www.youtube.com/watch?v=3K9H-PivqIM
https://youtu.be/3K9H-PivqIM
Комментарии