Зачем коммунисту читать Онегина

На модерации Отложенный

 

Часто спрашивают много ли проку в рассказах о нашей истории. Нет сегодня с нами Сталина, нет Берии и Дзержинского, навсегда ушли Луначарский и Орджоникидзе. Чего вспоминать-то? И ведь правы, правы, да только правда эта лукавая.

Невозможно построить лучший мир, если в головы вбиты ложные идеалы. Если мир чистогана и эксплуатации, мир где всё меряется зеленым долларом, где нет никаких иных целей и мечтаний привычен с детства - как может быть иначе. Невозможно тогда продрать зеленые очки волшебника Гудвина. Куда ни посмотришь - везде стекляшки обращаются в драгоценный изумруд. Всегда же так было, разве можно жить как-то иначе?

Я на простом примере покажу, как с детства вбитые учителями истины рассыпаются в пыль при первой же попытке задуматься. Я про Евгения Онегина, не удивляйтесь. Если Вы горячо любите "наше всё", милого Александра Сергеича - отойдите от экрана. Сейчас будет больно, но думать всегда непросто. Чтобы мыслить как свободный человек приходится резать по живому.

Нам со школьной парты долбили - величайший роман в истории русской словесности. Гениальное произведение. Энциклопедия русской жизни - вторил Белинский. Подлинно народная книга. Товарищ Белинский, Вы сейчас с кем разговаривали? Три сотни дворянских семейств по России это у Вас весь народ?

А книжка ведь у Пушкина получилась страшненькая. Понятно, писана как бульварный роман, как сериальчик с продолжением. Онегин так и выходил по главам без малого десять лет. Тиражи смешные, для своих дворянчиков. Это при Сталине его стали миллионами издавать.

Обёртка красивая, слова Пушкин заворачивал крайне ловко, не отнять. Только смысл сего писания настолько чудовищен, что волосы дыбом встают. Какая там к собакам история любви? Какая энциклопедия жизни? Самая подлая бульварная история из почившей ныне газетёнки СПИД-Инфо!

Судите сами. Деревня, в ней две пустейшие девицы-дворянки сатанеют от скуки. Учиться им не надо, работать тоже, вся жизнь расписана на годы вперёд. На красивые платьишка и раз в год на бал в столице заработают папенькины крепостные. Но скучно.

Из развлечений только половые романы. Да вот беда - Васька из соседнего имения, хоть и благородных кровей пудель, да наскучил. Да и не круто это по местным понятиям. Потому вызывает лишь зевоту.

И вот в деревню приезжают два, скажем по нынешнему, мажора. Да-да, мажора. Пушкин же сам пишет, что такие же пустейшие юнцы. Ни работы, ни службы, ни войны. Прожигание папенькиных капиталов на шампанское да балы заполночь. А потом дрыхнуть до обеда. Почитайте, там всё это есть.

Кстати, если кому-то кажется, что Онегин благородно едет ухаживать за приболевшим дядюшкой - то ничего подобного. В романе прямо сказано - за наследством он в деревню едет, потому как папины капиталы уже промотал вдрызг.

Один совсем подонок патентованный, второй поприличнее. Разумеется, скучающие девицы тут же сделали на столичных хлыщей стойку. Причём обе на того, который патентованный, на Онегина. На самого бабуинистого бабуина, как в природе и положено. Кто сказал "потрясающая чистота и искренность чувства Татьяны"?

В век нынешний история бы закончилась ровно одним. Онегин обеих бы соблазнил и ускакал дальше. А Ленский воспитывал бы детушек Онегина как и положено человеку не столь героическому и с остатками совести.

Но в романе всё еще более чудовищно. Онегину скучно. Он откровенно поносит обеих деревенских барышень. Ну в понятиях столичного дворянства мараться о деревенских глупышек, пущай даже из благородных, некомильфо.

Потому Онегин начинает дразнить Ленского, клеиться к выбранной поэтом пассии. И заканчивается вполне предсказуемо дуэлью. Ни за что, просто от скуки. Да им обоим и незачем жить. Пустейшие люди, без цели и смысла. Ожившая протоплазма, золотая молодёжь.

А теперь трагическая развязка. Трагическая ли, да полноте! Онегин валит друга насмерть как бокал с шампанским опрокидывает. Походя. И нет, для Онегина это не удар. Убийство друга - банальность, не трагедия, не преступление перед самим собой, за которое до конца жизни каяться. Дело житейское, друга-то завалить.

И барышни воспринимают убийство Ленского с полным пониманием. Даже приятно где-то, что из-за них кипят столь гишпанские страсти.

Кто бы пролил хоть слезу по убитому от скуки поэту.

И финал романа ещё более страшен. Вот Татьяна уже в столицах, замужняя дама. Вот тут по понятиям Онегина можно и приударить. Да и мадам не сильно против, так и сообщает, мол, люблю не могу до сих пор. А ведь перед ней стоит убийца, который ни за что, ни про что на её глазах убил юношу, ребёнка, по сути, восемнадцати лет. Со скуки убил. Но нет, люблю, говорит.

Энциклопедия народной жизни, говорите? Она самая. Только не народной, а прогнившего до донышка, растленного класса дворянчиков. Дегенератов в красивой обёртке. Мажоров, жирующих на народной шее. Пустейших людишек, для которых ни жизнь друга, ли любовь, ни честь не значат ничего! Вообще ничего!

Но постойте, гениальный роман в стихах... А как же... энциклопедия же... народная... Тьфу три раза. А потому что в школе нам так сказали, подумать сами никто не берётся. Подлейшая история, а спроси на улице - каждый первый скажет, великий роман о любви. И вообще, Пушкин - наше всё. Не говоря уже о Безрукове.

Да где же там любовь? Татьяны к Онегину? Озверевшей от скуки барышни из деревни к столичному мажору с повадками агрессивного бабуина? Так это не к нему любовь. Там бы Квазимодо из Питера приехал с такими грамотами, и в него бы немедленно влюбились. По факту прописки и хамских манер.

Роман о дружбе? Да где же там дружба? Онегин откровенно издевается над Ленским. Отношение откровенно снисходительное. Да ты, братец, лошок. А потом и вовсе убил, не почесался.

О чём этот роман? И для кого он написан? О жизни, верно. О жизни крайне тонкой прослойки паразитов. Именно потому изысканная публика так хорошо приняла роман, что каждый узнал себя.

Подлость, измены, пьянство и убийства - приметы растленного дворянства начала девятнадцатого века. Ах нет, назовём это романами и адюльтерами, дуэлями и любовью к Бахусу. Чувствуете как заиграло, заискрилось сразу? А сдери блестящую фольгу, только и останется банальная и неприглядная бытовуха из уголовной хроники. Позолота слезет, свиная кожа останется.

Я это к чему. Шут бы с ним с Пушкиным, Александра Сергеича мы любим нежно за его лёгкое перо. За щекочущий восторг ярких образов. За мелодичность звучания и тонкий элегантный юморок. Благословлён был поцелуем музы, что уж душой кривить, талантливый был поэт.

Только писал о своём времени и своём классе. Страшненьком классе эксплуататоров. И если для нас это примеры чистой любви и дружбы, извините, братцы. Тогда форменная каша у нас в головах. Неправильный герой его благородие Онегин, совсем не наш герой. И мир его совсем наизнанку вывернут.

Так ведь и с историей ровно то же самое. Если для нас история это Солженицын с Шаламовым, да Солонин с прочими дилетантами с Эха Москвы, то и толкового будущего нам не построить. Так и будем поносить товарища Сталина за невинно расстрелянные сто пятьдесят миллионов. А оно ведь в школьной программе уже.

Потому историей заниматься нужно крепко, настоящим образом. И распространять вокруг себя правильную, честную память о нашем прошлом. Великое, ведь, прошлое, без дураков. Глядишь, тогда и зеленые стёклышки долларов в очках трескаться начнут. Не у нас, мы-то ладно, у молодых хотя бы.

А Евгения Онегина коммунисту читать обязательно. Чтобы восхищаться великим нашим языком. И ужасаться обществу, в которое со страшной силой тянут нас новые дворянчики из деток крупных чиновников и капиталистов.

Чтобы не забывать, великий поэт Пушкин жил за счет собственных рабов, крепостных подаренных папенькой. И писал родным - продайте десяток душ, очень нужны новомодные туфли для балов. Чтобы не забывать, у нашего всего была наложница Калашникова из тех же крепостных девок, которой он даже ребёнка заделал. Не жена, не любовь, наложница, рабыня. Чтобы понимать, чем было общество русской элитки. Оно и сегодня ровно такое же.

Если сможем отодрать красивую обёртку словесности от подлинных смыслов сего романа - это и есть первый шаг к пониманию истории. Нашей цели и нашего пути. А путь этот через социализм к коммунизму. И третьего пути нет. Евгений Онегин соврать не даст:

И был глубокой эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.

Крепкого Вам здоровья, друзья! До новых встреч!