Феномен США
На модерации
Отложенный
Эгоизм и корыстолюбие — главные движущие силы американского общества
Александр Афанасьев
26.01.2022
Не подлежит сомнению факт, что Соединённые Штаты Америки являются уникальной страной, аналога которой не было в историческом прошлом, нет в настоящем и, возможно, не будет в будущем.
История этого государства, начатая с чистого листа в конце XVIII века (позже всех других государств современного мира) развивалась настолько стремительно и бурно, что уже к началу XX века (всего за полтора столетия!) США превратились в одну из ведущих держав мира, а к его концу выступили с претензией стать властелином всей планеты.
Это следует признать чудом из чудес и земным феноменом, в котором следует серьёзно разобраться.
Чудеса бывают разными: спасительными (от Бога) и искусительными (от дьявола).
Правители, идеологи и их подпевалы в самих США и по всему миру убеждают другие народы в том, что Штаты являются Божьим творением и что они пришли в мир для его блага.
Конституция США, благостные речи лидеров этого государства, крикливая и горластая пресса заявляют об американском государственном устройстве и гражданском обществе как об образце всемирной демократии и воплощённом идеале межчеловеческих отношений.
Этот благостный миф о своей стране и легенда о её божественном миссионерстве («Боже, храни Америку!») понадобились основателям США и их преемникам с двойной целью – внешней и внутренней.
Во внешнем плане это была навязчивая самореклама с психологическим подтекстом внушения, искушения и соблазна.
По ней выходило, что США – это рай на земле, новая земля обетованная. Идите к нам все лучшие люди мира, жаждущие земной благодати.
Здесь вы станете свободными, богатыми и счастливыми.
Здесь воплотятся ваши самые дерзкие мечты.
Здесь о вас позаботятся, накормят, напоят, обогреют и приютят.
Здесь вы обретёте в конечном счёте мир, покой, почёт и уважение.
Для внутреннего потребления, то есть для собственных граждан, это был и остаётся массовый (на всю страну!) и перманентный (с зарождения и по сей день) гипнотический сеанс самовнушения.
Мы, твердят изо дня в день идеологи-гипнотизёры, самые обаятельные и привлекательные, самые-самые, единственные в своём роде и неповторимые во всех временах.
Весь мир от нас без ума. Мы светоч мира, его идеал, надежда и земное спасение. Каждый из нас/вас – носитель добра, истины и абсолютной свободы.
Ваш труд, изнурительный и не всегда окупаемый материально, — это ваша жертва и ваш вклад в освобождение человечества.
Трудитесь в поте лица своего, и успех обязательно придёт если не к вам лично, то к вашим детям и внукам или к их потомкам.
Ведь мы все американцы, а это значит, что весь мир открыт нам и все его блага будут принадлежать нам/вам, в конечном счёте.
Как ни странно, этот наглый и циничный психоз в США исправно действует поныне, несмотря на то, что реалии жизни здесь не просто разительно отличаются от посулов и рекламы, а просто убийственны.
Если исключить чистый бытовизм и неистребимые проблески человечности на нижнем уровне, то выясняется, что на деле в США никто никому не нужен.
Пресловутая свобода здесь – лишь форма абсолютной социальной безответственности властей и полного отказа от заботы о ближнем, не говоря уже о любви к нему.
Если у тебя нет имени, всемирной славы или реального «товара», который ты мог бы предложить в обмен на материальные блага, то ты обречён в Штатах на прозябание и отчаянную борьбу за выживание.
Здесь никто ни с кем не нянчится: здоров – работай на износ; болен – плати, нет денег — подыхай.
Здесь действует закон джунглей, в котором человек человеку – либо волк, либо жестокий соперник, либо безжалостный конкурент.
В здешнем мире выживает сильнейший, хитрейший и подлейший человек, не обременённый моралью и нравственностью.
При всей показной набожности членов бесчисленных религиозных сект любовь к ближнему распространяется здесь лишь на самый узкий «семейный» круг.
Но и в этом круге каждый член семьи должен делом доказать свою абсолютную преданность, иногда ценой жестокого преступления на стороне.
Победителем здесь выходит десяток на тысячу.
Но и эти десять, прошедшие через жесточайший отбор, не только не испытывают покоя, но должны ещё жёстче продолжать борьбу за достойное место под жарким американским солнцем, ибо дальше пройдут уже только единицы.
Эти единицы, в свою очередь, должны занимать круговую оборону и ждать атаки в самый неподходящий момент.
И если они не находят «стаю» себе подобных, не входят в неё и не действуют по её законам, то злобные волки-бирюки, бродящие по стране в поисках своей жертвы, в момент сожрут даже этих «избранных».
Прошедшая через такое мелкоячеистое сито американская элита представляет собой вершину пирамиды, пик которой образуют вожаки самых крупных стай, вступившие в сговор ради сохранения своего высокого положения, определения сфер влияния и выстраивания соответствующих отношений с окружающим миром.
Это и есть суть американской «демократии».
Внешний мир Штаты рассматривают исключительно с точки зрения воротил, выступающих в качестве могучей стаи, действующей в интересах США, то есть в её собственных интересах.
Окружающий мир для них – вовсе не мирное пространство, а ареал их звериного обитания. От обычных животных люди-звери здесь отличаются изощрённым умом и безошибочным инстинктом.
В отличие от обычного человека, озабоченного проблемами нормальной жизни, люди-звери должны многое предусмотреть и рассчитать, в том числе обеспечить себе хамелеоновскую окраску.
Воспитание (фактически натаскивание!) агрессивного, в своей сути, американо-человека происходит в двух направлениях – патриотическом и меркантильном.
Однако американский национал-патриотизм ничего общего не имеет не только с патриотизмом в общепринятом понимании, но и, тем более, с национализмом, восходящим к родоплеменным корням.
Ни исторических, ни генетических корней у США нет, а потому не существует и как таковой нации.
Есть вознесённое до небес территориально-юридическое понятие – «гражданин Соединённых Штатов Америки», на оси которого вращается всё американское государственное устройство и весь американский патриотизм.
Идея особой избранности и высокой почётности гражданина США заимствована американскими идеологами у древних римлян, возведших гражданственность в абсолют, превращавший обычных римских горожан одновременно в особую расу и род суперменов.
Помимо коренных жителей Рима, спаянных всеобщей воинской повинностью в условиях перманентной войны с окружающим миром, звание «гражданина» присваивалось римскими правителями представителям других народов в виде особого исключения и за реальные заслуги перед римским государством.
Именно такой сплочённости от населения США добивались их отцы-основатели, выстраивая понятие нации на базе гражданственности.
Любопытна процедура присвоения звания гражданина США иностранцам с дворянскими титулами.
Член Международного совета российских соотечественников Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский, отпрыск княжеского рода, рассказывал, что для получения американского гражданства он должен был публично отказаться от княжеского титула, сделав соответствующее заявление в американской прессе.
Это была демонстративная жертва княжеским достоинством во имя обладания, по логике, более высоким «титулом» — званием американского гражданина.
Подобным же образом, по сути, сакрально жертвовали своей родовой национальностью все переселенцы в США, растворяя своё достоинство в американском гражданстве.
Всё это было бы достойно уважения и подражания, если бы за идеей гражданственности не скрывался иной, сугубо утилитарный и весьма неблаговидный, умысел.
Гражданский патриотизм в США служит лишь удобным прикрытием намеренно и максималистски раздуваемого правящей элитой национального тщеславия и личностного эгоизма.
Вся система воспитания американского гражданина сущностно отображена в принципе «Америка превыше всего».
Выдвинутый Дональдом Трампом в 2017 году в качестве предвыборного лозунга, этот принцип вполне читался уже в американской конституции и неоднократно подтверждался затем в агрессивной практике Соединённых Штатов Америки.
Американец с немецкими корнями Трамп не мог не знать, что этот лозунг он дословно заимствовал у немцев, у которых словами «Германия, Германия превыше всего» начиналась «Песнь немцев», сочинённая в XVIII веке Гофманом фон Фаллерслебеном и музыкально озвученная Йозефом Гайдном.
Не мог не знать он и о том, что во время Первой мировой войны противники Германии, американцы в том числе, рассматривали этот гимн как стремление немцев к завоеваниям и мировому господству.
А если знал и всё же использовал немецкий гимн применительно к Америке, то должен был отдавать себе отчёт, какие ассоциации этот лозунг вызовет у мировой общественности.
Что касается воспитания американцев в меркантильном духе, то его суть наиболее адекватно выражается словами: «Ничего личного, только бизнес».
Сказанная членом мафиозного клана Майклом Корлеоне в фильме «Крёстный отец» эта фраза в разных вариантах повторяется ныне едва ли не в каждом голливудском боевике и служит оправданием самых чудовищных преступлений.
По ней выходит, что бизнес для каждого американца и для Америки в целом является чем-то святым и непререкаемым, уподобляемым некоему божеству, ради которого можно и нужно жертвовать не только всеми нравственными ценностями личности, но и самой жизнью.
При этом в само понятие бизнеса не вкладывается ничего позитивного или благого.
Бизнес в Америке рассматривается не как дело, практика, работа вообще, а как конкретные дело, практика и работа, приносящие конкретному человеку (лично и только ему!) соответствующую прибыль.
По сути, это доводящая людей до безумия бешеная гонка за материальной выгодой в любой сфере и любым путём, вплоть до преступления.
Критерием полезности бизнеса считается не его общественная значимость, а исключительно величина индивидуальной, личной наживы, которая в конечном счёте формирует достойный общественного уважения и государственных почестей «солидный» капитал.
У этой специфично американской внутренности, скрывающейся за красивым фасадом, у современного мирового лидера имеется своя оборотная сторона.
Её раскрытию посвятили своё творчество многие американские писатели и прежде всего – О. Генри (Уильям Портер, 1862-1910), Теодор Драйзер (1871-1945), Френсис Фицджеральд (1896-1940), Уильям Фолкнер (1897-1962).
По сути, в каждом их произведении речь идёт о драме личности, дьявольском искушении денег, утрате иллюзий, впадении в греховность и гибели всего святого в душе человека.
Парадоксально, но это факт:
По мере стремительного нарастания богатства и влияния США во всём мире в самих Штатах, в их народе и обществе, одновременно росли, множились и распространялись страхи, неуверенность в завтрашнем дне и ожидание неминуемого Апокалипсиса.
Эти страхи сегодня уже не кажутся надуманными, а имеют под собой реальную почву.
На российском телевидении недавно прошёл американский триллер под названием «Предел риска».
Созданный в 2011 году режиссёром Джеем Си Чендером он был номинирован на премию «Оскар» за лучший оригинальный сценарий. Главную интригу в нём составляют угроза краха громадного частного американского банка и избранный его руководством способ решения этой проблемы.
Идея фильма была подсказана его создателям разразившимся в 2008 году мировым финансовым кризисом, спровоцированным американскими банками.
Его причины авторы триллера решили выявить на примере условно взятого крупнейшего банка Америки, являющегося ключевой фигурой в американской финансовой системе.
Заигравшись в азартные игры с ипотечными ценными бумагами, банкиры не заметили, как зашли за грань риска и вступили в зону гибельного кризиса.
Обнаружив катастрофу и ища выход, они встали перед дилеммой: поступить честно, объявив банк банкротом, или сподличать и, спасая себя, подставить всю финансовую систему страны и мира.
Разгорается конфликт между людьми чести и циничными прагматиками, в котором верх одерживают последние.
Причём в сделку с собственной совестью вынуждены вступить и честные люди. Зрителю предлагается их понять и простить.
Но это уже неловкие попытки эмоционально смягчить и как-то облагородить жёсткую и грубую правду, состоящую в объективной катастрофичности вскрытых проблем.
А правда эта состоит в том, что вся капиталистическая система построена исключительно на риске, авантюре и афере.
В бешеной конкурентной погоне за прибылью капиталисты сплошь и рядом вынуждены заходить за предел разумного риска.
В кризисной же ситуации частный предприниматель будет всегда в первую очередь спасать собственную шкуру даже ценой гибели всей системы и даже страны.
Сегодня ни для кого не секрет, что, почувствовав себя властелином мира, США с начала XXI века вышли за черту хотя бы в какой-то мере оправданного риска и вступили в зону неизбежной и с каждым годом нарастающей катастрофы.
Их ставка на национальный эгоизм и личностное корыстолюбие, давшая им кратковременное преимущество в XX веке, в новом столетии превращается из стимула экономического, социального и личностного развития в его главный тормоз.
Претензия на мировое господство, заставляющая руководство США вкладывать огромные средства в опережающее развитие вооружённых сил, создание и оснащение военных баз по всему миру, поддержку экстремистских организаций, раскрутку цветных революций и подкуп лояльных режимов, с каждым годом обходится всё дороже и требует нарастающих финансовых вливаний.
Согласно Википедии, в 2017 году государственный долг США достиг суммы в 20 164 млрд долларов при бюджете в 19 362,1 млрд долларов.
Это значит, что если все кредиторы вдруг разом потребуют у американского правительства вернуть долги, оно будет вынуждено объявить себя полным банкротом.
Разумеется, этого не случится по двум причинам. Первая – вряд ли кто-то сегодня решится настаивать на возврате долга у весьма могущественных Штатов.
Вторая – ещё занятнее: финансовый крах США приведёт к краху всей капиталистической системы, оплотом которой и служат погрязшие в долгах Штаты.
И тем не менее долг есть долг, и звоночек краха будет звенеть с каждым годом всё сильнее, пока не превратится в набат.
В этих условиях меня удивляет не продажность наших либералов-американистов, ибо в нашей стране все к этому давно привыкли.
Поражает их крайняя близорукость и тупое скудоумие.
До каких пор можно закрывать глаза на чудовищное несоответствие красивого фасада США их гнилому нутру?!
Если же они всё же в глубине души эту разницу сознают, то, как можно делать ставку на завтрашнего банкрота, пренебрегая своей собственной страной, выкарабкивающейся из глубокого кризиса, организованного, кстати, теми же Штатами не без участия наших доморощенных либералов?!
Что касается США, то, по логике здравого смысла и по ходу реальной действительности, всё идёт к тому, что страна, явившаяся ниоткуда через какое-то время может уйти в никуда.
Выпущенный Штатами из дьявольского кувшина джинн эгоизма и корыстолюбия, принесший ныне много зла человечности и человечеству, сейчас оборачивается против самих США, а в недалёком времени сожрёт их с потрохами.
Ибо, помимо финансовых, Штаты к сегодняшнему дню накопили массу других проблем, расовых и социальных в первую очередь, которые могут разрушить до основания противоестественное государственное образование под названием Соединённые Штаты Америки, построенное на крови и на зыбком золотом песке аборигенных народов Северной Америки.
В этот трагический для США момент в мире найдётся немало обнищавших плакальщиков по этому монстру. Россия же, слегка взгрустнув по обманутым людям, тем не менее облегчённо вздохнёт и продолжит свой нелёгкий путь – путь духовной чести и державного достоинства.
P.S. Александр Петрович Афанасьев – член Учредительного совета Общественного московского телевидения (ОМТ), руководитель Комитета по работе с соотечественниками, политический обозреватель ОМТ.
Комментарии
США изначально были образованы именно как капиталистическое государство и были свободны от пережитков феодализма, как в других государствах, где остатки феодальных отношений сдерживали движение капитала. В британской власти до сих пор сохраняется компромиссное двоевластие, аристократии - лордов и королевского двора и буржуазии. Плюс, в США созданы на уникальной территории богатой свободными земельными и прочими природными ресурсами, требующими освоения. А самая демократичная, на тот момент политическая система, сложилась на основе органов самоуправления городских общин стран, которое сложилось ввиду оторванности от центральной власти. Колонистские поселения не могли рассчитывать на помощь в защите от индейцев и от многочисленных банд на помощь далеких центральных вла...