Еврей на острове счастья
На модерации
Отложенный
Евреи из одной семьи 75 лет управляли карибским островом Аруба – за это время он стал автономным и расцвёл. На «острове счастья» миллионы туристов и учат каббалу.
О таких местах говорят: райский уголок. 320 солнечных дней в году, температура воды и воздуха всегда 26–29 градусов выше нуля, огромные песчаные отмели. Все это делает остров Арубу в Карибском бассейне одним из центров мирового пляжного туризма.
Евреи появились здесь в XVI веке, о чем свидетельствуют восемь надгробий на старом кладбище в Ораньестаде – столице Арубы. В 1754 году сюда с женой и шестью детьми прибыл чиновник голландской Вест-Индской компании, родовитый сефард Моисей Соломон Леви Мадуро. Но даже сто лет спустя в этих краях жили всего два десятка его соплеменников.
Испанские конкистадоры называли Южно-Антильские острова, к которым принадлежит Аруба, бесполезными. Здесь не было залежей золота и серебра, непригодными оказались они и для сельского хозяйства. Зато голландцам остров пришелся по душе: в XVII веке они завоевали Арубу и соседний Кюрасао – и стали использовать их как базы для операций против испанского флота. В 1920-е на Арубе начали перерабатывать нефть, которую добывали в Венесуэле. И в годы Второй мировой, нужно сказать, союзникам очень пригодились два местных нефтеперерабатывающих завода. В феврале 1942-го их даже пытались атаковать ВМС Германии, но безуспешно.
В том же году Вильгельмина, королева Нидерландов, признала необходимость реорганизации многочисленных колоний. На далекой Арубе ее услышал еврей Хенни Эман – член местного Государственного совета, который еще в 1930-х требовал большей автономии. В 1942 году он основал первую в истории острова политическую силу – Народную партию, или AVP.
Памятник Хенни Эману-старшему
В 1947-м тысячи земляков подписали составленную Эманом петицию с призывом признать Арубу автономным регионом Королевства Нидерландов. Первый документ, который зафиксировал желание островитян покончить с колониальным прошлым, доставил в Гаагу сын Хенни – Шон. Его вручили королеве 18 марта. Эта дата позже стала на острове национальным праздником – Днем гимна и флага Арубы.
Петицию спустили на тормозах. Но в качестве компенсации увеличили представительство острова в парламенте Нидерландов до восьми мест. Хенни Эман – его полное имя звучало как Ян Хендрик Альберт – скончался 17 октября 1957 года в возрасте 70 лет. Памятник первому политику Арубы установлен на площади его имени перед зданием парламента. Он, кстати, запомнился согражданам не только стремлением к ограниченному суверенитету – Хенни построил в столице гавань и международный аэропорт.
Похороны Хенни Эмана-старшего
После смерти лидера руководство AVP принял на себя его сын Шон, но и он преждевременно ушел из жизни в 1967-м. Земляки увековечили политика в масштабном монументе «18 марта», а упавшее знамя подхватил его сын – Хенни Эман-младший. В ранней юности он уехал в Нидерланды, окончил факультет права Лейденского университета, но в середине 1970-х решил вернуться на малую родину. К тому времени Гаага официально отвергла идею даже ограниченного суверенитета, а AVP практически утратила вес, имея лишь одно место в парламенте острова. За три месяца до выборов 1979 года «возвращенец» возглавил партию, основанную его дедом – и добился электорального успеха.
В 1981 году в метрополии со вздохом объявили: Аруба обретет независимость в 1996 году. Но перед этим острову предстоит десятилетний переходный период. Его начнут отсчитывать с 1 января 1986-го. С этого момента Аруба станет автономным государством в составе Королевства Нидерланды. Островитянам дадут право самостоятельно решать все вопросы внутренней политики. Голландцы оставят за собой управление обороной острова и его международными отношениями.
Хенни Эман-младший стал первым премьер-министром этого квази-государства. При его администрации на острове ввели национальную валюту, стали развивать туризм, создали около десяти тысяч рабочих мест – серьезная заявка для Арубы с общим населением в 100 тысяч человек. Однако в ходе выборов 1989 года большинство в парламенте получили противники выхода Арубы из состава Нидерландов. Эман-младший ушел в оппозицию, а Гаага – именно там находится парламент и правительство Нидерландов – в 1990 году все же отменила свое решение о предоставлении острову независимости.
Хенни Эман-младший
В 1994-м Эман вновь возглавил кабинет, но полный суверенитет Аруба так и не обрела – тот редкий случай, когда бывшая колония добровольно отказалась от этой возможности. Каденция Хенни-младшего закончилась в 2001-м, а восемь лет спустя третьим премьер-министром Арубы стал его брат Майк – очередной представитель еврейской политической династии на острове. Юрист, выпускник Университета Нидерландских Антильских островов, он был лидером меньшинства в парламенте, а в 2003-м стал лидером AVP. Его первый кабинет привели к присяге 30 октября 2009 года, а четыре года спустя Майк стал премьером во второй раз. Вряд ли где-либо еще в мире на протяжении 75 лет политику государства во многом определяли члены одной еврейской семьи.
Хенни Эман-младший на встрече с избирателями
Отец Майка был протестантом, но в доме отмечали как христианские, так и еврейские праздники. Позже на посту премьер-министра Майк содействовал работе «Хабада» на острове. Он даже стал почетным гостем на опшерниш – первой стрижке сына посланников «Хабада», четы Бласберг. Будучи в Нью-Йорке, глава островного государства посетил штаб-квартиру Любавичского движения – знаменитое здание на 770 Eastern Parkway в Бруклине.
Чета Бласберг с детьми
До 1920-х евреев на Арубе было ничтожно мало. Но с эмиграцией из Восточной Европы и притоком соплеменников из Нидерландов и соседнего Суринама открылся еврейский клуб, где проводились свадьбы и бар-мицвы. 1 декабря 1956 года королевство официально признало еврейскую общину, а 4 ноября 1962 года в Ораньестаде освятили синагогу Бет Исраэль. Здесь сочетают сефардские и ашкеназские традиции, предлагая 75 местным и примерно 150 иностранным евреям целый ряд программ – от изучения иврита и Каббалы до экологических акций по уборке пляжей и посадке деревьев. К слову, авдалу – отделение Субботы от будней – тоже часто проводят на пляже: благо, климат это позволяет. Совсем недавно около 80 человек собрались на северной лужайке Ritz-Carlton на церемонию завершения написания нового свитка Торы.
Майк Эман
Благодаря договору с оптовиком в Майами на острове решили проблему с кашрутом. Небольшой кошерный ресторан в столице не только принимает гостей, но и поставляет еду в близлежащие отели.
Несколько лет назад под патронатом первой леди Арубы Дойны Эман учредили фонд Fundacion Respeta Bida – для борьбы с расизмом, антисемитизмом и ксенофобией. Усилиями фонда в день рождения Анны Франк в парке королевы Вильгельмины торжественно установили памятник самой известной в Нидерландах жертве Холокоста.
Семья Эман – не единственные евреи, известные на райском острове. Первой женщиной, избранной в 1963 году в Совет Арубы, была Мария Ираускин-Вайцберг. Она пошла в парламент после смерти своего второго супруга, политика Хуана Ираускина. Сама Мария скончалась 1979-м и была похоронена на еврейском кладбище в Ораньестаде.
Сегодня более 80% из 120-тысячного населения острова составляют этнические арубанцы. Государственным языком, наряду с голландским, является папьяменто – креольский диалект на основе португальского с вкраплениями испанских и английских слов. При этом многие сограждане знают четыре языка – что неудивительно, если учесть, что ежегодно Арубу посещают около двух миллионов туристов.
Уровень жизни островитян близок к Западной Европе, чему отчасти способствуют три зоны свободной торговли. Дискуссии о получении полной независимости от Гааги вспыхивают по сей день – но их накал значительно снизился. Сторонников суверенитета сдерживает близость Венесуэлы с ее бедностью и политической нестабильностью. Имея в 25 километрах от побережья столь непредсказуемого соседа, арубанцы предпочитают оставить за Нидерландами право на оборону острова.
Маркетинговый слоган Арубы: One Happy Island – вполне соответствует результатам соцопросов – 78% населения довольны жизнью. Среди них и немногочисленные евреи, роль которых в процветании «острова счастья» намного превосходит демографический вес.
Комментарии