Какой я увидел прошедшую неделю

На модерации Отложенный

Еженедельный винегрет

Буданов и правосудие

Главное и страшное событие недели — это убийство Буданова. Посреди Москвы, днем, в людном месте, накануне Дня России, совершается политическое убийство, и убийцы совершенно спокойно уходят. Это — с одной стороны.

С другой стороны, Буданов был осужден как военный преступник, отсидел часть срока и был выпущен. Для чеченцев он преступник, который даже не отсидел весь срок, который назначил ему суд.

Понятно также, что для националистов Буданов — герой. Они еще добавят, что в Чечню закачиваются немеряные деньги, которые отнимаются у бюджетников, у пенсионеров, у армии. На эти немеряные деньги Чечня строится и процветает. По сути дела — дань победителям, которые, такое впечатление, управляют Россией. Не понравилось им решение суда — взяли и убили посреди Москвы. У такой точки зрения есть все основания.

Защитники Чечни, в свою очередь, говорят, что Россия стерла Чечню с лица земли, виновата перед чеченцами и теперь должна их всячески обихаживать. И если российское правосудие не работает, не дает за военные преступления пожизненного заключения, то, по крайней мере, моральное право у чеченцев наказывать преступников есть.

Тут можно вспомнить Виталия Калоева, который убил швейцарского авиадиспетчера, из-за которого он потерял всю семью — жену, сына и дочь. Дома его встречали чуть ли не как героя, и многие наши журналисты его морально оправдали.

В чем тут дело? Почему вообще такое возникает?

А потому, что нет уверенности в правильности решения суда. Никто не верит, что правосудие у нас торжествует. Если бы все были уверены, что суд, осудивший Буданова, справедлив, то никто бы ему не сочувствовал — преступник он и есть преступник. Но в справедливости того суда не уверены ни чеченцы, ни русские националисты, ни либералы — никто. И потому одни считают Буданова героем, которого несправедливо наказали, а потом еще и убили, а другие — преступником, которого наказали недостаточно строго, да еще и выпустили раньше времени.

Вот где загвоздка. Нужен независимый суд, в истинности решения которого все были бы уверены. Без этого государство невозможно построить.

Гайдар шагает впереди — на Запад

Мария Гайдар, вице-губернатор Кировской области, покидает свой пост и отправляется учиться в Гарвард. Довольно неожиданно и не совсем понятно. Были, конечно, противники у ее реформ, которые она в области проводила, многое можно было сделать лучше, но даже местные коммунисты в целом ее деятельность одобряли и в ней участвовали.

Начну издалека. Одна из сильных черт Путина — это то, что он приглашает в свою команду людей, которые не согласны с ним по каким-то принципиальным позициям, назначает этих людей на высокие посты, и они успешно на них работают. Для него главное, чтобы человек не был лично ему неприятен и не был бы личным врагом, а политические взгляды не так важны. Лишь бы работать мог.

С первых лет правления Путина многие деятели оппозиции были назначены на важные посты и очень успешно на них работали или до сих пор работают. Сразу же после того, как Путин стал президентом, а СПС прошла в Думу, один из самых ярких лидеров СПС Кириенко был приглашен стать полпредом президента в Приволжском федеральном округе. Вместе с Кириенко другая видная деятельница СПС, Любовь Глебова, ушла работать его заместителем, а теперь руководит Рособрнадзором. А ведь СПС с самого начала заявила себя оппозиционной партией и противостояла в Думе Путину и его правительству.

А вот другая, еще более резко оппозиционная партия — «Яблоко». Один из ее основателей, Лукин, который, собственно, дал букву «л» в название партии, был приглашен Путиным в уполномоченные по правам человека, и на этой должности продолжает работать.

Еще один пример: Элла Памфилова, которая, хотя и не принадлежит ни к какой партии, всегда была решительным критиком власти, до последнего времени возглавляла Совет по развитию гражданского общества и правам человека при президенте.

В последние годы — то же самое: видных деятелей оппозиции, которые готовы работать, Путин работать приглашает. Тут он себе не изменил. Последние примеры — это Игорь Артемьев, бывший руководитель питерского «Яблока», который пару лет назад было назначен руководителем ФАС, — он, кстати, является ярым сторонником помощи малому бизнесу и много помогает «ОПОРЕ России; при нем ФАС реально борется с монополизмом, с ценовыми сговорами, — и назначение губернатором Кировской области Никиты Белых.

Ну, Никита Белых никогда не занимал крайних позиций, но вот Мария Гайдар, будучи членом Политсовета СПС, была, можно сказать, оголтелой оппозицией, на последнем съезде СПС она целиком поддерживала Немцова и стояла на позиции «никаких компромиссов ни с кем!», организовывала разные экзотичные протестные акции, вроде висения на мосту с плакатами — она вообще очень экстравагантная девушка, настоящая экстремалка.

И когда Белых назначили губернатором, меня не это поразило, а то, что Марию утвердили вице-губернатором. Инициатором, конечно, был Никита Белых, но ведь ни премьер, ни президент не возразили. И не они ее увольняют — никакого давления, никакой критики, никаких скандалов не было.

Яркий пример, который подтверждает, что созданная у нас политическая система активно вбирает в себя оппозиционеров. Я вспоминаю Василия Васильевича Розанова, который отругал царя с его министрами за то, что они загнали Чернышевского в Сибирь, вместо того чтобы пойти с ним на какой-то компромисс, лишь бы использовать его бешеную энергию и огромные способности на благо России. И Чернышевского тоже отругал — за то, что тот не хотел искать с властью примирения, лишь бы работать на благо России, а не гнить в Вилюйске.

Вообще-то, у нас сотни и тысячи чиновников уровня Марии Гайдар, и куда они там уходят или приходят — никого не волнует. А об отъезде Маши весь интернет гудит. Но Маша, во-первых, ярый оппозиционер, а во-вторых, фамилия уж очень знаменитая.

И дело тут ещё вот в чём. По недавнему опросу ВЦИОМ, 21% российского населения хотел бы уехать из России навсегда. А у молодых и образованных эта цифра доходит до 39%. Только за последние три года из России уехало, в основном навсегда, более 1,2 млн. человек, из них 40% — люди с высшим образованием. В одном Лондоне живет около полумиллиона россиян, в США — более 2,5 миллионов.

Это ужасные цифры, потому что они означают, что лучшая, наиболее активная, молодая и образованная часть населения не видит для себя перспектив в России. У такой страны нет будущего. Иммиграция не поможет, потому что вместо активных людей с высшим образованием приезжают неграмотные гастарбайтеры. Так что Маша Гайдар — лишь одна из многих, капля в потоке. И мне кажется почему-то, что она не вернется.

Гора родила муравья

Правительство наше решило, наконец, заняться проблемой убойного налогообложения малого и среднего бизнеса. Наверное, акция «ОПОРЫ России» тут тоже какую-то роль сыграла. А в особенности, конечно, то, что президент Медведев сильно покритиковал Кудрина за неисполнение его поручений.

Правительство собралось и стало думать. Но гора родила даже не мышь, а муравья. Решение такое: или всем понизят налоги до 30% — это вместо 34%, которые никто выдержать не может, и 30% тоже не выдержат, — либо крупный бизнес не тронут, среднему понизят до 26%, а малому, инновационному и производственному бизнесу убавят до 16 – 20%.

Но 80% малого и среднего бизнеса — это сфера торговля и услуг. Про них как раз ничего не сказано. То есть они, надо понимать, останутся в том же положении, в какое их загнали.

Это совершенно неудовлетворительное решение. Оно ничего не дает. Им будут недовольны все. Радикально проблему, связанную с разорением бизнеса, с уходом в тень оно никак не решает. Это называется «будем все менять, ничего не меняя».

Формально решение пока не принято, через две недели должны окончательно решить. Но если ничего принципиального не придумают, то ничего и не изменится. И когда в конце года подведут итоги по налогам, то картина будет печальной. А что самое худшее — многие малые и средние бизнесмены разорятся и восстановить свое дело уже не смогут, даже если им создать хорошие условия.

Вот, пожалуйста, — один из ответов на вопрос, почему люди уезжают из страны. Нечему тут удивляться. Скорее надо удивляться тому, что в таких условиях малый бизнес как-то еще выживает.

Невидимый саммит

В Нижнем Новгороде прошёл очередной саммит Европа — ЕС. Событие, казалось, бы, очень крупное: руководители России и Европы встречаются. Какие-то принципиальные вопросы должны там решаться, все только об этом и должны говорить.

А много ли вы об этом читали? Я — почти ничего. Как будто два губернатора встретились, поговорили, разошлись. Какие там принципиальные решения! О визах в который раз поговорили и все без толку. Ну, огурцы-убийцы тут еще подоспели, о запрете на их ввоз поговорили, пообещали отменить при каких-то условиях. И все.

Как-то несерьезно. В чем тут дело? В нас? В европейцах? Не знаю. Понятно только, что отношения с Европой заморозились — ни вперед, ни назад. Ноль. Лебедь, рак и щука. Ни мы им ничего предложить не могут, ни они нам.

Печально это.