«Последняя тайна шестидневной войны» осталась нераскрытой
На модерации
Отложенный
Генерал в отставке Нати Шарони прокомментировал публикацию New York Times - о том, что Израиль был готов в 1967 году взорвать на Синае атомную бомбу.
Газета New York Times опубликовала статью под громким заголовком "Последняя тайна Шестидневной войны".
В ней сотрудник калифорнийского Международного института Мотрейа, доктор Авнер Коэн утверждает, что в 1999-2000 годах ему удалось взять несколько интервью у бригадного генерала запаса Ицхака (Яче) Яакова.
В ходе этих бесед Яче, который позже был арестован за разглашение секретной информации, рассказал, что в мае 1967 года, когда стало ясно, что новая война с арабами неизбежна, на Синайский полуостров было решено сбросить атомную бомбу.
Для разработки плана этой операции он был в срочном порядке вызван из служебной командировки в США. По плану, согласованному с премьер-министром Леви Эшколем и начальником Генштаба Ицхаком Рабиным, бомбу должны были сбросить на высотку, расположенную в 20 км от Абу-Гейлы.
Перед этим туда для подготовительных работ должен были десантироваться отряд бойцов ЦАХАЛа.
В публикации утверждается, что Ицхак Яаков даже вылетел вместе с председателем комиссии по ядерной энергетике Достровски, чтобы осмотреть место сброса бомбы. Но долететь до цели им помешали египтяне, поднявшие в воздух боевые самолеты.
История захватывающая, но насколько можно доверять этой публикации?
Ицхак Яаков скончался в возрасте 87 лет в 2013 году, и сам уже не сможет ее подтвердить или опровергнуть. Отставной генерал Нати Шарони, в прошлом - командующий артиллерийскими войсками и занимавший пост начальника отдела оперативного планирования израильской армии, говорит: тут есть место лишь для теоретических рассуждений.
- Ответить непросто, - говорит генерал Шарони. - Если вы спрашиваете о том, известно ли было мне что-либо о существовании такого плана, то ответ "нет".
Накануне Шестидневной войны я был всего лишь подполковником, мелкой сошкой. Вопрос, о котором мы говорим, решался на куда более высоком уровне, и с нами не обсуждался.
Если вас интересует, мог ли теоретически Яче знать о существовании такого плана, если он существовал, тут ответ однозначен – мог!
Этот человек был достаточно информирован. Не стоит забывать, что речь идет об одном из основателей исследовательского отдела ЦАХАЛа.
Мог ли быть создан такой план? Теоретически, да.
Но именно теоретически, не более того. Как, собственно, и весь наш разговор носит исключительно теоретический и гипотетический характер…
- Само собой. Но даже теоретически, насколько подобное осуществимо на практике?
Неужели создатели плана – если он был – не понимали, что взрыв атомной бомбы на Синае чреват радиоактивным заражением всего региона, включая территорию Израиля.
Вспомните, как пожар на Чернобыльской АЭС привел к радиоактивному заражению части территории Украины, России, Белоруссии и Польши. Что уж тогда говорить о взрыве атомной бомбы в паре десятков километров от Эйлата?!
- Ну, видите ли, чисто теоретически, если действовать с умом, то вовсе не обязательно было сбрасывать там атомную бомбу мощностью в 20 килотонн.
Если бы сбросили бомбу значительно меньшей мощности, то и зона заражения была бы гораздо меньшей. Зато Израиль бы продемонстрировал, что у него есть ядерное оружие.
Это помогло бы охладить многие горячие арабские головы… Думаю, именно этого хотели добиться разработчики плана.
Но, повторяю, все это лишь гипотезы и домыслы. Я был тогда совсем молодым офицером в скромном звании, и доподлинно мне ничего не известно.
- Но в войну Судного Дня вы уже отнюдь не были "мелкой сошкой"…
- Да, к тому времени я уже был "главным артиллеристом страны".
- И, согласно многим источникам, во время Войны Судного Дня правительство Израиля тоже взвешивало возможность применения ядерного оружия. Что вы можете сказать по этому поводу? Чисто теоретически, разумеется.
- Я отвечу вам так: этого не должно было быть, и до этого, к счастью, не дошло.
Ни в 1967 году, ни в 1973-м.
Ядерное оружие - если оно у нас и в самом деле имеется, может быть задействовано лишь в том случае, если Израиль окажется перед угрозой уничтожения. Такой ситуации еще не было, и, я надеюсь, никогда не будет.
- Не было даже в 1973 году?
- Да. Уже к исходу вторых суток войны стало ясно, что такой угрозы нет, и доставать "оружие Судного дня" незачем.
Комментарии
Это правда.
"Да. Уже к исходу вторых суток войны стало ясно, что такой угрозы нет, и доставать "оружие Судного дня" незачем".
То что так рано выявили стратегическое последствия агрессии, главный сюрприз для меня.
На эту тему было не мало разных высказываний, со стороны израильских лиц, которые НЕ были на политическом олимпе и которые ни кого цитировали, но говорили о своем понимании событий.
При этом было много критики адрес и обвинений в якобы паники у Даяна, Голды и других значимых фигур.