Казус Казахстана. Россия как донор государственности на постсоветском пространстве
На модерации
Отложенный
Иллюстрация: moika78.ru
События в Казахстане много комментировались и продолжают комментироваться в российской прессе. Благодаря комментаторам-«казахстановедам» россияне узнали много интересного о социальной структуре и «назревших проблемах» казахстанского общества. Про то, что есть в нём «жузы», какие и сколько, про «борьбу кланов», сильное социальное расслоение и большое количество недовольной молодёжи. И конечно, про «передел собственности» — как же без него. Но самым интересным, судя по СМИ, был вопрос: а где Назарбаев, что с Елбасы? Его и хоронили, и в Дубай провожали, и как только не «анализировали». Даже мем на этот счёт появился: муж жену игнорирует, она к нему со своим, с «бабьим», а он отворачивается, весь в раздумья погружён: где же сейчас Назарбаев?
Так что по Казахстану пресса отработала на славу: аналитики в подробностях объяснили, что там к чему, и даже далёких от политики граждан смогли заинтриговать не на шутку. Жаль только, что среди всех этих многочисленных подробностей и вопросов про «жузы», кланы и местонахождение Елбасы, как-то затерялся, не прозвучал отчётливо вопрос (не говоря уже об ответе на него): а в чём, собственно, российский интерес? Как и, главное, зачем, для достижения какой цели, РФ должна реагировать на происходящее в Казахстане? Для того, чтобы поддержать «пошатнувшуюся» казахстанскую государственность? Укрепить независимость бывшей братской республики? Так, собственно, и «объяснялось» аналитиками. Оно вроде бы и понятно, — действительно, почему бы и не укрепить? Вот только мешают полной ясности два обстоятельства. Очевидно, во-первых, что реальная государственная независимость любой страны в действительности может быть построена и укреплена только самим её народом. Она по определению не «укрепляется» посредством внешних воздействий. Её невозможно делегировать извне. А если это и пытаются сделать (что в современном «мире лжи» случается), то такая «делегированная» государственная независимость оказывается сугубо фиктивной, ещё и становясь иногда источником хлопот для соседей.
Во-вторых, не менее очевидно и другое. Сколько ни поддерживай, ни укрепляй искусственно скроенное, построенное на песке, — оно всё равно развалится. Это аксиома в том числе и государственного строительства. Она не сегодня и не «аналитиками» сформулирована. И, как бы ни относиться к казахстанской государственности, несомненно, что ни Россия, ни какая-либо другая страна не обязаны обеспечивать её сохранение и укрепление. Отношения двух действительно независимых государств должны строиться только на равноправной и взаимовыгодной основе, о чём, кстати, никогда не забывали напомнить наши казахстанские партнёры. Но если речь о партнёрстве идёт всерьёз и при этом один партнёр систематически получает от другого многомиллиардные дотации, а в момент острых приступов критической «государственной недостаточности» — скорую реанимационную помощь, то закономерно возникает вопрос: а что, исходя из прекрасных принципов равноправия и взаимовыгодности, должен получить этот другой партнёр? Его, простите, выгода — в чём? Ведь братские, точнее «старшебратские», времена вроде уже 30 лет как прошли. Во всяком случае, казахстанские партнёры, говоря о своей независимости, очевидно, исходят из этого. Исполнение «интернационального долга» тоже вроде бы не входит в обязанности РФ, в отличие от СССР. И тем не менее в участии РФ в нынешних казахстанских событиях не просматривается как-то взаимовыгодной, партнёрской основы. А выглядит что-то очень похоже на использование одним партнёром другого.
А если это не так, если это только кажется поверхностному взгляду обывателей, далёких от хитросплетений современной политики, то хотелось бы, чтобы сведущие в её «тайнах», российские «казахстановеды», не любопытные (и отвлекающие от сути дела) подробности про жузы и Елбасы пересказывали, а объяснили бы простым россиянам, какие конкретные преференции РФ получит от Казахстана за столь необходимую помощь в укреплении его государственности. Ведь от ответа на этот вопрос и зависит оценка реальной эффективности российской политики в Казахстане. А для нескольких миллионов его русскоязычных граждан этот ответ, похоже, может иметь действительно жизненно важное значение.
Казахстан, как известно, — самая сложная в этническом отношении постсоветская страна. Её, может быть, и нельзя назвать самой искусственной, однако определившие её нынешнюю территорию бывшие внутрисоюзные границы являются, очевидно, произвольными. Именно молодому казахстанскому государству в результате разрушения СССР был «от широты русской души» сделан самый щедрый территориальный подарок. «Сегодняшняя огромная территория Казахстана нарезана была коммунистами без разума, как попадя», — сказал об этом А.
И. Солженицын. Подарены были огромные пространства освоенных русскими земель и десятки основанных ими городов. А в виде «бонуса» вместе с территориями своего «компактного проживания» были «подарены» и миллионы «квалифицированных кадров» нетитульной нации.
Таким образом, Россия практически выступила в качестве добровольного бесплатного донора казахстанской государственности. А Казахстан стал главным бенефициаром устроенного при разрушении СССР аттракциона невиданной российской щедрости. Таковы объективные факты. И речь сейчас не о том, правильно это было сделано или не совсем. Какой-нибудь особенно мудрый «казахстановед» наверняка объяснит, что «это смотря с какой точки зрения». Поэтому скажем о бесспорном: подобное «донорство» не может продолжаться бесконечно. Просто в силу естественных причин — «крови» может не хватить. Вышеупомянутый «аттракцион» должен когда-то закончиться, Россия не может быть вечным «спонсором» «вечно молодых» постсоветских государств. Практика принуждения к государственности и безвозмездного «грудного вскармливания» отпочковавшихся от неё «политических младенцев», всё никак не могущих встать на собственные ноги, должна быть прекращена.
События в Казахстане, о выдающихся успехах которого было так много наговорено за последние годы, собственно, и показали, что ни щедрые территориальные и кадровые подарки, ни 30-летнее «грудное вскармливание» не могут сформировать подлинной политической субъектности в изначально лишённых её произвольно скроенных новообразованиях. Из ничего, как известно, и не бывает ничего. Этот закон не может отменить никакое политическое прожектёрство, пусть и сколь угодно признанное «мировым сообществом».
Это не означает, конечно, что тому же Казахстану не надо оказывать помощи, тем более в критической ситуации. Но помощь эта должна приносить реальную пользу также и «русскоязычным» гражданам этой страны. Это тем более оправданно, что забота о соотечественниках, проживающих в других странах, является общепринятой мировой практикой. И если уж РФ помогает казахским партнёрам по их просьбе в строительстве и укреплении государственности, то можно, наверное, поинтересоваться у них: почему Россия может быть федеративным государством, а Казахстан — нет? И почему в России, ни в одной из национальных республик, даже представить невозможно ситуацию, когда большинство руководителей и чиновников не принадлежат к тому этносу, которым руководят, а в казахстанском государстве — встречаются, мягко говоря, случаи, когда в городах и регионах с преобладающим русскоязычным населением большинство руководящих работников принадлежит к титульной нации? Не забывают ли казахские партнёры иногда о декларируемых принципах равноправия всех наций и народностей и защиты прав меньшинств? Во всяком случае, Россия имеет полное и юридическое, и моральное право поставить эти вопросы перед казахстанским руководством. Тем более что их решение в духе исторической справедливости, уважения прав человека и противостояния националистическим тенденциям могло бы способствовать реальному укреплению казахстанской государственности.
Принципиально казус Казахстана показывает, что время проведения на постсоветском пространстве невнятной политики неопределённости, политики отказа от принятия решений прошло. Россия не должна быть пассивным наблюдателем и тем более объектом использования. Соответственно, надо не только «взаимовыгодно» помогать партнёрам, но и спрашивать с них. И не только с Казахстана. И руководству Украины, и Молдавии следовало бы задать такой же вопрос: почему Россия может быть федерацией, а эти государства, имеющие значительные компактно проживающие национальные меньшинства, — нет? Почему бы им, стремящимся к европейскому выбору, не последовать примеру Швейцарии, имеющей конфедеративное государственное устройство? Надо спросить и о том, почему на независимой Украине стало возможным, что необандеровцы навязывают свою волю десяткам миллионов русскоязычных граждан, фактически запрещают родной для жителей Донбасса, Харькова, Одессы и многих других ныне украинских земель русский язык? Что это, если не свидетельство нецивилизованности и слабости, незрелости украинской государственности? В силу этого РФ просто обязана оказать помощь украинскому народу, и прежде всего российским соотечественникам, защитить их права, обеспечить на Украине мир, межнациональное согласие и уважение прав человека.
Россия должна быть не «донором», а гарантом. Гарантом политической стабильности, устойчивого экономического развития и мирного, цивилизованного решения межнациональных проблем на всём постсоветском пространстве. Эта роль предписана ей исторически и обусловлена геополитически. В наглядном доказательстве этого факта и заключается главный урок казахстанского кризиса.
Сергей Иванов
Комментарии
Но, в ситуации с выходом из кризиса в Казахстане, Россия не является субъектом, а только как составная часть ОДКБ.
теперь этот постыдный факт будет сказываться в политике и в отношениях между народами десятилетиями
и русофобские настроения и неизбрание проросийских политиков депутатами и президентами,всё будет
Теперь благодарность за спасение будет жить в казахском народе десятилетиями.
Это вступление гимна России закономерно соотносится с лучшим в мире конституционным принципом истины России образца 1993 года.
При этом ультра фашистская порча правового пространства России безбожной поправкой о Боге 2020 года радикально отрицает божественную мудрость конституционного принципа России в нарушение статьи 353 УК РФ.
Получается, что безбожная поправка о Боге 2020 года - это ультра фашистская инфернальная дыра, которая нацелена не только на уничтожение российской государственности, но и на затягивание соседей.
Публичное издевательство над прахом Ленина, который внедрил засаду на свободу совести в Конституции РСФСР 1918 года, вообще превратили в государственный культ.
+++
Неужель наши всеми обожаемые карусельные делепуты опять какого-неправильного Бога внесли?!
Казахи пытаются это прошлое у монголов перехватить?
Комментарий удален модератором
В РФ православие в загоне, торжествуют "западные" ценности: алчность, аморальность и прочая мерзость - недопустимые для православия.
А РПЦ фактически прератили в прислужницу власти.
Сунниты до сих пор ненавидят шиитов.
И в современном мире тюркополы режут арабов, хусситы йеменцев и т.д.
А насчёт Казахстана просто не понимаете элементарного: для всех народов Средней Азии (и не только для них!) казахи не потому герои, что мусульмане, а потому что выступили против продажной коррупционной власти!
И народ Казахстана считали героями все нормальные люди во всём мире, независмо от их религиозной принадлежности. Именно потому, что казахи нашли в себе мужество восстать против такой власти.
Увы, им не хватило организованности не допустить погоромов... Но они молодцы уже потому, что не хотят быть баранами-терпилами.
Известная науке история казахов начинается не раньше 15 века.
Это на тему невежества.
Мне интересно - Вы тоже считаете, что Чингизхан - это казах Шынгызхан?
В государстве Хулагуидов было много персов, арабов, курдов, армян, грузин....
В империи Юань китайцы явно составляли большинство...
Понятно, что какая-то часть монголов тоже участвовала в этногенезе казахов. Но утверждать, что монголы - это казахи, это просто нонсенс.
В широком смысле казахов можно выводить хоть от Адама и Евы, как и русских. Но - зачем?
Понятно, что лестно объявить его казахом, или узбеком, туркменом и т.д.
Гуннов римские историки описывали как узкоглазых смуглых людей.
Остальное и обсуждать незачем)
Никогда не считал азиатов неполноценными и недооценёнными - не надо мне приписывать свои фантазии.
Колыбель человечества - это восточная Африка.
Ни египетская, ни античная, ни кельтская культуры - не имеют никаких азиатских корней.
Ладно, о том, чего должен знать образованный человек, не будем.
А при желании претендовать может кто угодно на что угодно)
Султаны-чингизиды откочевали к северу от узбеков - при желании узбеки могут считать, что казахи - это ветвь узбеков.
А монголы - что казахи это часть монголов.
Чингизиды долго правили у многих народов - именно потому, что они представляли победителей-завоевателей этих народов.
Арабы несколько веков владели Испанией, но они не считают, что испанцы - это арабы.
Любой неправильный вывод происходит от незнания, или недостаточного знания.
Убитых террористов. отрезавших головы казахам?
Какая месть - там сирийские игиловцы были, их почерк.
https://www.youtube.com/watch?v=9WphfaxWYgU&t=837s
Киргизы и русские - братья навеки.
Переслегин, Пашинян и Джангиров рулят.
И потому там возникает либо бардак и хаос, либо примитивные диктатуры, как в том же Казахсктане.