Многие дети помнят прошлые жизни.

На модерации Отложенный

Многие маленькие дети во всем мире утверждают, что помнят, что в прошлых жизнях они были другими людьми. Об этих заявлениях сообщалось на протяжении веков , но систематическое их изучение в качестве доказательств реинкарнации началось только в 1960-х годах, когда Ян Стивенсон провел исследования .

Исследователь реинкарнации Джеймс Мэтлок показал, что память о прошлых жизнях имеет много характеристик памяти о настоящей жизни: как и воспоминания о настоящей жизни, воспоминания о прошлых жизнях часто связаны с увиденными, услышанными или обоняемыми вещами; воспоминания прошлых жизней, как правило, концентрируются на последних годах, месяцах или днях предыдущей жизни, обнаруживая « эффект новизны» ; и они могут относиться к расцвету жизни, демонстрируя « бугор воспоминаний ». Воспоминания прошлых жизней не только эпизодичны, но также могут быть семантическими, эмоциональными и поведенческими ; нередко бывают и воспоминания узнавания. 1

Данные клинических случаев показывают, что дети, которые вспоминают прошлые жизни, могут в некоторых отношениях отличаться от своих сверстников, но чем именно? В настоящей статье описываются исследования, проведенные в Шри-Ланке, Индии и Ливане — местах, которые внесли значительный вклад в базу данных о реинкарнации, — а также в Соединенных Штатах, в которых дети с воспоминаниями о прошлых жизнях сравниваются со своими сверстниками. без воспоминаний о прошлых жизнях. Здесь также рассматриваются исследования сохранения воспоминаний о прошлых жизнях от детства до взрослой жизни и долгосрочных эффектов детских воспоминаний. 2 Более общие вопросы, касающиеся воспоминаний о прошлых жизнях и амнезии , рассматриваются в отдельной статье в Пси-энциклопедии .  

Отличаются ли дети с воспоминаниями о прошлых жизнях?

 

Эрлендур Харальдссон был первым исследователем, который сравнил детей с воспоминаниями о прошлых жизнях и их сверстников в Шри-Ланке 3 и в Ливане. 4 Антония Миллс провела исследование в Индии 5 , а Джим Б. Такер вместе с Ф. Доном Нидиффером — в США. 6 

Хотя между исследованиями существуют важные методологические различия, Харальдссон, Миллс и Такер представили своим испытуемым и их родителям стандартные психологические тесты. В исследования Харальдссона входили и детские учителя. Исследование Миллса было частью более широкого исследования индийских субъектов, которые помнят, что принадлежали к другой религии, будь то индуизм или суннитский ислам. Харальдссон и Миллс сравнили своих испытуемых с воспоминаниями о прошлых жизнях (целевая группа) со сверстниками без таких воспоминаний (контрольная группа), но Такер вместо этого сравнил результаты детей со статистическими нормами. 

Одним из основных инструментов был контрольный список поведения ребенка , стандартизированный список проблем, которые могут быть у детей, а также характеристик или черт, которые иногда приводят к трудностям для детей и их семей. Харальдссон и Такер использовали контрольный список поведения ребенка. Другие тесты включали  Шкалу усвоения Теллегена , Словарный тест в картинках Пибоди , Цветные прогрессивные матрицы Равена , Шкалу внушаемости Гуджонсона , Детский тест на апперцепцию , Детский диссоциативный контрольный список и Семейный опросник .

В своем первоначальном исследовании на Шри-Ланке Харальдссон сравнил тридцать детей, случаи которых были ранее изучены либо им самим, либо Стивенсоном, с детьми, у которых не было воспоминаний о прошлых жизнях, сопоставимых по полу, возрасту и соседству. Испытуемые (двенадцать пар мальчиков и восемнадцать пар девочек) были в возрасте от семи до тринадцати лет со средним возрастом девять лет и пять месяцев. 7 Второе исследование Харальдссона в Шри-Ланке включало 27 пар детей (четырнадцать пар мальчиков и тринадцать пар девочек) в возрасте от пяти до десяти лет, средний возраст которых составлял семь лет и десять месяцев. 8

В своем исследовании в Ливане Харальдссон включил тридцать пар детей- друзов (девятнадцать пар мальчиков и одиннадцать пар девочек) в возрасте от шести до четырнадцати лет (средний возраст которых составлял десять лет и семь месяцев). 9 У Миллс в индийском исследовании была 31 пара молодых взрослых особей, среди них 25 самцов и 6 самок. 10 Такер и Ф. Дон Нидиффер обследовали пятнадцать американских дошкольников (восемь мальчиков и семь девочек) в возрасте от трех до шести лет, которые в то время говорили или говорили о прошлых жизнях. 11

Во все исследования были включены как субъекты, чьи воспоминания о прошлых жизнях были подтверждены («раскрытые» случаи), так и субъекты, у которых не было найдено ни одного человека, совпадающего с воспоминаниями («нераскрытые» случаи). Предыдущие исследования показали, что раскрытые и нераскрытые случаи очень похожи, 12 поэтому они были объединены для этих психологических исследований. Субъекты в основном не были связаны с предыдущими людьми в выборках из Шри-Ланки, Ливана и Индии, но в американском исследовании во всех четырех решенных случаях были семейные отношения. 13

Поведенческие различия

Харальдссон обнаружил, что дети с воспоминаниями о прошлых жизнях как в Шри-Ланке, так и в Ливане, как сообщается, имеют больше психологических и социальных проблем, чем дети в контрольных группах. Дети с воспоминаниями о прошлых жизнях:

  • были спорщиками и чаще ссорились
  • были перфекционистами; все должно было быть точным и правильным, и они хотели всесторонне обсудить
  • были невротиками, имели больше перепадов настроения и были более склонны к ночным кошмарам
  • любил быть один и не так активно общался с другими, как это обычно делают дети
  • иногда казался смущенным
  • склонен к чрезмерной заботе о чистоте и опрятности
  • склонен много говорить
  • были более напуганы и беспокойны, чем другие дети, и их часто дразнили
  • были склонны к упрямству, иногда отказывались говорить и в целом отличались более сильным характером, чем дети в группах сравнения.

Харальдссон отметил, что многие из этих характеристик являются признаками посттравматического стрессового расстройства. ПТСР обычно встречается только у детей, с которыми плохо обращались или которым пренебрегали. Он не видел признаков такого плохого обращения. Однако большинство детей вспомнили, что в прошлой жизни они перенесли насильственную смерть, например, в результате несчастного случая, на войне или были убиты: это относится к 76% его объединенных выборок в Шри-Ланке и к 77% его выборке из Ливана. Дети были заняты своими воспоминаниями, много говорили о них и, казалось, снова и снова прокручивали их в уме. Харальдссон пришел к выводу, что симптомы стресса связаны с воспоминаниями о насильственной смерти. 14

Это был важный вывод. Ян Стивенсон заметил симптомы такого рода в своей большой коллекции случаев и написал обзорную статью о фобиях, связанных с воспоминаниями о прошлых жизнях 15 ,  но он не проводил систематического исследования своих испытуемых в сравнении с их сверстниками. Сообщалось, что многие из целевых детей в образцах Харальдссона страдали фобиями, но ни в одном из его образцов не было никаких признаков того, что дети с воспоминаниями о прошлых жизнях были более внушаемы, чем дети в целом, или что они жили в социальной изоляции или что их семьи конфликтный. 

Напротив, исследования Харальдссона показали, что дети с воспоминаниями о прошлых жизнях, как сообщается, лучше приспособлены в социальном отношении, чем их сверстники того же возраста, особенно их учителя. Дети, как правило, перестают рассказывать о своих воспоминаниях к тому времени, когда они начинают ходить в школу, поэтому некоторые различия в оценках родителей и учителей в контрольном списке поведения ребенка могут быть связаны с возрастом ребенка при оценке. В одном исследовании 16 учителей были опрошены почти через восемнадцать месяцев после семей. Может случиться так, что, хотя у некоторых детей с воспоминаниями о прошлых жизнях возникают поведенческие проблемы, они отступают по мере того, как их воспоминания исчезают или становятся лучше управляемыми, оставляя долгосрочные преимущества. 17

В Америке симптомы, подобные посттравматическому стрессу, были не столь выражены, возможно, потому, что частота насильственных смертей в американских случаях была намного ниже, чем в шри-ланкийских или ливанских случаях. Сообщалось о насильственных смертях в довольно большом количестве индийских случаев реинкарнации, но соответствующие факторы не исследовались в Индии. Тем не менее, Миллс обнаружил, что целевые испытуемые из Индии набрали значительно ( p < 0,05) более высокие баллы по шкале поглощения Tellegen, чем контрольные испытуемые, 18 что указывает на большую способность погружаться в свои мысленные образы, подобно выводам Харальдссона из Шри-Ланки и Ливана. 19

Первое исследование Харадссона в Шри-Ланке не содержало достаточной степени диссоциации. В своем втором исследовании на Шри-Ланке он обнаружил, что дети, у которых были воспоминания о прошлых жизнях, имели более выраженные диссоциативные тенденции (например, быстрые изменения личности и частые мечтания), чем их сверстники, но они не отличались более высокими показателями социальной изоляции, внушаемости или поиска внимания. . 20 В Соединенных Штатах, с другой стороны, все, кроме двух детей Такера и Нидиффера, получили низкие баллы по контрольному списку детской диссоциации, что означает, что у них не было тенденции к диссоциации. 21 

Когнитивные различия

Являются ли дети с прошлыми живыми воспоминаниями более одаренными, чем другие дети? Это подтвердилось в отношении целевых детей в Шри-Ланке, которые обладали большим словарным запасом, чем другие дети, лучше учились, усерднее учились в школе и получали значительно более высокие оценки. Дети особенно хорошо владели родным языком, религией и математикой. Некоторые из них были лучшими в своих классах в учебе. 22

Американские дети с воспоминаниями о прошлых жизнях также показали более высокие когнитивные показатели, чем их сверстники, и лучше учились в школе. 23 Однако этого не было в Ливане 24 или в Индии. 25  Некоторые из испытуемых Миллс сказали ей, что они чувствовали, что их воспоминания о прошлых жизнях мешали их образованию. Таким образом, относительно плохая успеваемость в школе, отмеченная в ее исследовании, может быть связана с влиянием воспоминаний о прошлых жизнях. 26

Как долго длятся воспоминания о прошлых жизнях?

Стивенсон заметил, что дети, рассказывающие о своих прошлых жизнях, почти всегда начинают это делать в возрасте от двух до пяти лет. Дети различаются по тому, как много они говорят о прошлой жизни и насколько настойчиво они рассказывают о своих воспоминаниях, но большинство перестают говорить о ней в возрасте от пяти до восьми лет. Стивенсон связывал это очевидное увядание с началом школьного обучения, когда ребенок впервые вышел за пределы домашней среды и столкнулся со множеством новых забот и впечатлений. 27

Харальдссон повторно взял интервью у шри-ланкийских и ливанских друзов, чьи случаи он или Стивенсон изучали ранее, чтобы увидеть, сколько их воспоминаний, если таковые имеются, они сохранили. На Шри-Ланке он опросил 42 человека в возрасте от 19 до 49 лет. Тридцать из них были опрошены Стивенсоном в конце 1960-х и 1970-х годах и двенадцать - Харальдссоном в период с 1988 по 1990 год.

Хотя более половины больше не помнят ничего из того, что они говорили раньше, 38% подтвердили, что они все еще сохранили некоторые воспоминания, хотя и не все; в среднем они сохранили около 20% своих первоначальных воспоминаний. Сохранившиеся воспоминания, как правило, были сосредоточены на людях, известных в прошлых жизнях, и обстоятельствах, приведших к смерти. 28

В Ливане Харальдссон и его коллега Маджд Абу-Иззеддин повторно опросили 28 человек в возрасте от 28 до 56 лет, случаи которых изучались Стивенсоном и его коллегами в 1970-х и 1980-х годах. Только четверо из 28 сказали, что их воспоминания полностью исчезли; 24 человека, или 86%, считают, что у них все еще есть воспоминания о прошлых жизнях. Половина из них чувствовала, что их воспоминания остались такими же ясными, как и в молодости. Те же испытуемые мало что помнили о своем нынешнем детстве; их воспоминания о прошлых жизнях были яснее, чем детские воспоминания о настоящей жизни. Некоторые сообщили о новых воспоминаниях, которые исследователи не зафиксировали ранее. 29

Выводы Харальдссона относительно сохранения памяти о прошлых жизнях в Шри-Ланке и Ливане согласуются с выводами Миллса в Индии. Из ее 28 испытуемых шестнадцать (57%) вспомнили кое-что из того, о чем говорили в детстве; десять сказали, что они все еще живо помнят предыдущую жизнь, а шесть сказали, что помнят ее с некоторым угасанием. 30

Полезны ли воспоминания о прошлых жизнях?

Воспоминания о прошлых жизнях беспокоят многих детей, которые обычно страдают от симптомов посттравматического стрессового расстройства и фобий, связанных с тем, как они вспоминают свою смерть. В некоторых случаях воспоминания мешают успеваемости в школе, но есть также признаки того, что воспоминания могут иметь положительный эффект по мере взросления испытуемых. Харальдссон исследовал эти эффекты в своих исследованиях сохранения памяти в Шри-Ланке и Ливане, а Миллс обратился к ним в Индии. 31

Харальдссон обнаружил, что около трети его испытуемых из Шри-Ланки продолжали страдать от фобий, которыми они страдали в детстве. Однако по большей части они чувствовали, что воспоминания о прошлых жизнях оказали положительное влияние на их жизнь. Подавляющее большинство были довольны тем, как сложилась их жизнь. Их образовательный уровень был выше, чем у других представителей их поколения, так как четверть из них получили какое-либо университетское образование: среди них были математик, инженер и специалист по информатике. Только двое были безработными, что для Шри-Ланки мало. 32

В Ливане пятнадцать (53%) из 28 испытуемых Харальдссона оценили свои воспоминания как полезные, хотя только четверо заявили, что хотели бы, чтобы у их детей были собственные воспоминания о прошлых жизнях. 33  Большинство индийских испытуемых Миллса считали, что их воспоминания были «полезными», а восемнадцать (64%) из 28 сказали, что хотели бы, чтобы их дети помнили предыдущую жизнь. Тем не менее, некоторые из испытуемых Миллса чувствовали, что их воспоминания мешали не только их образованию, но и установлению романтических отношений из-за эмоциональных связей, которые они продолжали испытывать с людьми из прошлых жизней. 34

Выводы

Психологические исследования с контрольными группами в четырех странах показали, что дети с воспоминаниями о прошлых жизнях существенно отличаются от своих сверстников. Когда их воспоминания о прошлых жизнях включают воспоминания о насильственной смерти, дети могут казаться травмированными, выражая реакции, которые можно было бы ожидать от людей, чьи жизни они помнят, если бы они жили, а не умерли. Иногда воспоминания (или психологические пережитки) оказывают длительное негативное влияние, мешающее обучению или романтическим отношениям.

С другой стороны, многие субъекты получают пользу от своих воспоминаний, особенно по мере взросления. Сообщается, что дети с воспоминаниями о прошлых жизнях, как правило, развиты не по годам и лучше приспособлены к жизни, чем их сверстники. Многие преуспевают в школе, и последующие исследования во взрослом возрасте показали, что большинство из них не страдало от последствий детских травм. Большинство оценивают свои воспоминания о прошлых жизнях как полезные, хотя они не обязательно хотели бы, чтобы их дети прошли через то, через что прошли они сами.

Интересным аспектом этих открытий является то, что они не подтверждают скептических предположений относительно заявлений о памяти прошлых жизней. Согласно стандартному скептическому взгляду, дети с воспоминаниями о прошлых жизнях имеют нарушенные отношения с родителями, живут в социальной изоляции от своих братьев, сестер и сверстников, очень внушаемы и ищут внимания и ведут богатую фантазиями жизнь, 35 ни одно из этих предположений не соответствует действительности. подтверждается исследованиями Харальдссона, Миллса и Такера.

Джеймс Дж. Мэтлок и Эрлендур Харальдссон

Литература

Кук, Э.В., Пасрича, С., Самараратне, Г., Маунг, В., и Стивенсон, И. (1983a). Обзор и анализ «нераскрытых» дел реинкарнационного типа. I: Введение и иллюстративные отчеты о случаях . Журнал Американского общества психических исследований  77, 45-62.

Кук, Э.В., Пасрича, С., Самараратне, Г., Маунг, В., и Стивенсон, И. (1983b). Обзор и анализ «нераскрытых» дел реинкарнационного типа. II: Сравнение особенностей раскрытых и нераскрытых дел . Журнал Американского общества психических исследований  77, 115-35.

Харальдссон, Э. (1997). Психологическое сравнение между обычными детьми и теми, кто претендует на воспоминания из прошлых жизней . Журнал научных исследований  11, 323-35.

Харальдссон, Э. (2003). Дети, которые рассказывают о переживаниях прошлых жизней: есть ли психологическое объяснение? Психология и психотерапия: теория, исследование и практика  76/1, 55-67.

Харальдссон, Э. (2008). Стойкость воспоминаний о прошлых жизнях: исследование взрослых, которые в детстве утверждали, что помнят прошлую жизнь . Журнал научных исследований  22, 385-93.

Харальдссон, Э. (2021). Навстречу неизвестному: мемуары психического исследователя . Хоув, Великобритания: Книги Белой Вороны.

Харальдссон, Э., и Абу-Иззеддин, М. (2012). Стойкость воспоминаний «прошлой жизни» у взрослых, которые в детстве требовали воспоминаний о прошлой жизни. Журнал нервных и психических заболеваний  200, 985-89.

Харальдссон, Э., Фаулер, П., и Перияннанпиллаи, В. (2000). Психологические характеристики детей, рассказывающих о прошлой жизни: дальнейшее полевое исследование в Шри-Ланке . Транскультурная психиатрия 37, 525-44.

Харальдссон, Э., и Мэтлок, Дж. Г. (2016). Я увидел свет и пришел сюда: детский опыт реинкарнации.  Хоув, Великобритания: Книги Белой Вороны.

Мэтлок, Дж. Г. (2019). Признаки реинкарнации: изучение верований, случаев и теории . Лэнхэм, Мэриленд, США: Роуман и Литтлфилд.

Миллс, А. (2004). Выводы из случая Аджендры Сингха Чаухана: влияние родительского допроса, знакомство с семьей «из прошлой жизни», неудавшаяся попытка количественной оценки вероятностей и влияние на его жизнь в молодости . Журнал научных исследований 18, 609-41.

Миллс, А. (2008). Возвращение из смерти: молодые люди в северной Индии, которые, как говорят, в детстве помнят предыдущую жизнь, со сменой религии или без нее (с индуизма на мусульманина или наоборот). Антропология и гуманизм Ежеквартально 31, 141-56.

Стивенсон, И. (1990). Фобии у детей, которые утверждают, что помнят прошлые жизни . Журнал научных исследований  4, 243-54.

Стивенсон, И. (2001). Дети, которые помнят предыдущие жизни: вопрос о реинкарнации  (ред. ред.). Джефферсон, Северная Каролина, США: McFarland.

Такер, Дж. Б., и Нидиффер, Ф. Д. (2014). Психологическая оценка американских детей, рассказывающих о своих воспоминаниях о прошлых жизнях . Журнал научных исследований 28, 583-94.

Сноски

  • 1.Мэтлок (2019).
  • 2.Воспоминания о прошлых жизнях также могут впервые возникнуть во взрослом возрасте, как обсуждается в этой статье .
  • 3.Харальдссон (1995, 1997); Харальдссон, Фаулер и Перияннанпиллаи (2000).
  • 4.Харальдссон (2003).
  • 5.Миллс (2008).
  • 6.Такер и Нидиффер (2014).
  • 7.Харальдссон (1993, 1995).
  • 8.Харальдссон, Фаулер и Перияннанпиллаи (2000).
  • 9.Харальдссон (2003).
  • 10.Миллс (2008).
  • 11.Такер и Нидиффер (2014).
  • 12.Кук и др. (1983а, 1983б).
  • 13.Такер и Нидиффер (2014).
  • 14.Харальдссон и Мэтлок (2016); Харальдссон (2021).
  • 15.Стивенсон (1990).
  • 16.Харальдссон (1995).
  • 17.Мэтлок (2019), 193.
  • 18.Миллс (2008).
  • 19.Харальдссон, 1995, 1997, 2003; Харальдссон, Фаулер и Перияннанпиллаи (2000).
  • 20.Харальдссон, Фаулер и Перияннанпиллаи (2000).
  • 21.Такер и Нидиффер (2014).
  • 22.Харальдссон (1995, 1997); Харальдссон, Фаулер и Перияннанпиллаи (2000).
  • 23.Такер и Нидффер (2014).
  • 24.Харальдссон (2003)
  • 25.Миллс (2008).
  • 26.Мэтлок (2019), 196.
  • 27.Стивенсон (2001), 105-10.
  • 28.Харальдссон (2008).
  • 29.Харальдссон и Абу-Иззеддин (2012).
  • 30.Миллс (2008), 143–44.
  • 31. Более подробное обсуждение этих вопросов см. в Matlock (2019) , 189–200 и далее .
  • 32.Харальдссон (2008).
  • 33.Харальдссон и Абу-Иззеддин (2012).
  • 34.Миллс (2004), 632; (2008), 144–46.
  • 35.Мэтлок (2019), 190.