Как американцы планировали использовать Израиль в войне против СССР
На модерации
Отложенный
президент США Рейган и премьер-министр Израиля Шамир
Сейчас это может показаться фантастикой и, возможно, даже тогда было невыполнимо.
Но, по данным Объединенного комитета начальников штабов США, в середине 80-х годов прошлого века американцы планировали войну, которая должна была начаться в Иране и распространиться на все Восточное Средиземноморье.
В соответствии с отведенной ему ролью, Израиль должен был наносить удары по советским военным кораблям и другим военным объектам Советского Союза.
Это – не домыслы какого-то ищущего сенсаций ученого. Об этом говорит главный историк Объединенного комитета начальников штабов Дэвид Крайст, специализирующийся на изучении длящегося уже 43 года конфликта между Ираном и восемью американскими администрациями.
Дэвид Крайст подполковник запаса, служивший в морской пехоте и принимавший участие в спецоперациях на Ближнем Востоке. Он имел доступ к секретным планам, анализировал деятельность Ирана в Персидском заливе и за его пределами и сотрудничал со считающимся произраильским Вашингтонским институтом ближневосточной политики.
Недавно Крайст загрузил на сайт Объединенного комитета начальников штабов совершенно необычный документ, скромно озаглавленный:
«Планы Центрального командования США относительно военной кампании против Советского Союза в 1979-1987 годах».
Первоначально с этим документом ознакомились нынешний руководитель Центрального командования (CENTCOM) Фрэнк Маккензи и его офицеры.
Сегодня сотрудничество между израильскими военно-морскими силами и базирующимся в Бахрейне американским Пятым флотом стало обычным делом.
Так же, как и участие израильских военных в учениях, проводимых американцами на Ближнем Востоке.
Но в 1980-е годы это было совсем не так, и трудно было представить себе, что США рассчитывают на партнерство с Израилем в борьбе против СССР.
Реальное сотрудничество между министерствами обороны Израиля и США началось после Войны Судного дня и получило ускорение вследствие заключения Кэмп-Дэвидских соглашений, обозначивших присоединение Египта к альянсу с Западом.
Новых высот оно достигло в годы правления Рональда Рейгана: тогдашние министры обороны США и Израиля – Ариэль Шарон и Каспар Уайнбергер – подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве между двумя странами.
Это соглашение было практически сразу отменено, когда Израиль аннексировал Голанские высоты.
Его пришлось оживлять премьер-министру Ицхаку Шамиру и министру обороны Моше Аренсу, сменивших соответственно Менахема Бегина и Ариэля Шарона.
В Вашингтоне им, а также тогдашнему начальнику военной разведки Эхуду Бараку, оказывали теплый прием. Там они обсуждали со своими американскими коллегами размещение на территории Израиля складов и прочих объектов армии США.
Всего речь шла о шести таких объектах, получивших кодовые номера 51–56. Известно, что под 54-м номером подразумевался американский полевой госпиталь, рассчитанный на 500 коек.
Американцы издавна подозревали СССР в намерении включить Иран в свою сферу влияния, возможно, с помощью иранских коммунистов (партия «Туде»).
Но в конце 1970-х Советский Союз вторгся в Афганистан, а Иран оказался под властью Хомейни, угрожавшего экспортом исламской революции. Тогда американцы решили вытащить из загашников старые планы.
В это время СССР опасался распространения хомейнизма в своих мусульманских республиках и в Афганистане.
Москва также выступала против «дефрагментации иранского государства» путем иностранного вмешательства в ирано-иракскую войну.
Советский Союз был заинтересован в Иране по двум причинам.
Во-первых, в долгосрочной перспективе он рассчитывал присоединить район Иранского Азербайджана к Советскому Азербайджану,
Во-вторых, хотел бы использовать Персидский залив как базу для своих военно-морских сил.
Крайст обнаружил в архиве «План масштабного советского вторжения».
Со стороны Армении и Каспийского моря на нем были прочерчены красные стрелки в направлении Тегерана и далее в направлении Исфахана, Бендер-Аббаса и провинции Хузестан.
По американской оценке, силы вторжения должны были включать 24–29 мотопехотных и бронетанковых дивизий, одну дивизию ВДВ и 700–1000 боевых самолетов.
Крайст утверждает, что стратегия США заключалась в том, чтобы предостеречь Советский Союз от вторжения в Иран, «демонстрируя готовность к массированному размещению собственных сил в ближневосточном регионе».
Вашингтон также давал понять Москве, что «любая атака американских объектов будет означать войну с США». Она должна была завершиться срывом советских планов взять под свой контроль нефтяные запасы Ближнего Востока.
Кроме того (и здесь свою роль должен был сыграть Израиль), США планировали «распространить конфликт за пределы Ближнего Востока в другие регионы, где американцы и их союзники имели военное преимущество».
Приведенные выше цитаты взяты из переписки министра обороны Уайнбергера с начальником Объединенного комитета начальников штабов Дэвидом Джонсом и неназванным генералом ВВС США.
Это выглядит как сценарий ограниченной версии третьей мировой войны, включающей применение ядерного оружия.
Он не предусматривал использование ракет стратегического назначения, однако вполне допускал применение тактического ядерного оружия против СССР и Ирана.
«План 1004» предполагал так называемую горизонтальную эскалацию, при которой Иран должен был оказаться зажатым с тиски с запада и с востока.
Американские войска могли использовать в качестве плацдарма для своих действий Пакистан, Египет, Турцию и Саудовскую Аравию.
На последующих этапах военных действий к ним должны были присоединиться и союзники США из числа умеренных прозападных режимов.
Их войска должны были «атаковать советских клиентов, исторических враждебно настроенных по отношению к США».
В документах, опубликованных Крайстом, среди американских союзников упоминается и Израиль, на который возлагались следующие задачи: «обеспечить безопасность в районе Суэцкого канала и атаковать советские силы в Восточном Средиземноморье».
Когда в Египте израильские летчики вступали в бои с советскими или наносили удары по транспорту, доставлявшему советское оружие в Сирию, все израильские лидеры – от Бен-Гуриона до Эшколя и от Голды до Даяна – подчеркивали, что не питают никаких иллюзий относительно исхода гипотетического противостояния с Советским Союзом.
Но американцы в своем воображении зашли значительно дальше. Они планировали использовать своих израильских партнеров в войне с СССР.
«Мы соглашались участвовать в планах американцев, – вспоминает представитель израильских сил безопасности, занимавший один из ключевых постов в 1980-х годах. – Это помогало нам укрепить отношения с США.
И мы действительно рассматривали возможность оказаться втянутыми в конфликт между сверхдержавами в районе Сирии или Кипра.
В этом случае мы могли вступить в столкновение с советскими военно-морскими и военно-воздушными силами. Это был постоянно уточняющийся сценарий, в центре которого находилось противостояние с Ираном.
Однако его развитие могло привести к самым разнообразным последствиям. Важно отметить, что это был не план как таковой, это было рассмотрение различных вариантов нашего сотрудничества с США».
Комментарии