О философии как науке и ее основном вопросе.

На модерации Отложенный

Все, что раньше, с лёгкой руки марксизма, называлось философией - следует забыть, как о нелепом недоразумении. В том числе и о том, что в марксистско-ленинской философии считалось основным вопросом философии. Отношение бытия к сознанию, материи к духу – вопрос не только не основной, но и не философский, а скорее риторический. Отрицать очевидные, установленные наукой и опытом факты существования объективной действительности и сознания, субъективного, отражающего эту материальную реальность, - дело не достойное философских споров. Вопрос отношения материи к духу, а бытия к сознанию – это больше вопрос теологический, чем философский. Поскольку в то, что не наблюдаемо, что невозможно подтвердить и проверить - можно только верить, а вера – предмет не философского исследования, а религиозной веры. С этой точки зрения, разделение философии на материалистическую и идеалистическую можно расценивать как профанацию этой интеллектуальной деятельности. Все философы были материалистами, просто понимали эту объективность каждый по-своему: кто-то слишком упрощенно (вульгарный материалист), кто-то наделял материю творческой силой, через свойственную ей внутреннюю противоречивость (диалектический материализм), другие же полагали что за материей, как за ширмой стоит нечто, наделенное волей, сознанием и духом. Идем Платона, монады Лейбница, пантеизм Спинозы – вот далеко не полный перечень этих замысловатых, таинственных представлений о мироустройстве бытия, материалистических, по сути, в своей основе. Казалось бы фантастические философские взгляды, не имеющие никакого отношения к объективной действительности, на самом же деле самые материалистические в своей основе. Идеалистическими вышеперечисленные философские идеи являются лишь по отношению к примитивному материалистическому объяснению Бытия и Сущего. Для всех великих философов всех времен и народов вопрос отношения материи к духу, бытия к сознанию никогда не было основным вопросом философии: для всех них изначально было понятно, что человек и мир едины, и что они не раздельно связаны друг с другом, находясь между собой в неком диалектическом отношении. Проблема заключалась лишь в том - является ли эта связь ограниченной материальным бытием или она, эта связь, трансцендентна по своей сущности. Сознание, заключенное в физическом теле, может видеть только видимое – материю, и не видимую часть материи, с помощью сложных физических приборов. Но как тогда быть с тем Бытием, которое невидимо для науки, с ее даже самыми сложными физическими приборами?

И что, если невидимое для науки может быть видимым для чистого сознания? Понятно, что все эти вопросы – это вопросы веры, а не философии, а тем более, науки. Философия – это не наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, на все эти вопросы вполне успешно уже сейчас отвечают естественные науки. Философия может опираться на достижения науки, но обобщение достижений научно-технического прогресса – задача ученых- систематизаторов знаний. Основным вопросом философии является объяснение мира, построения целостной, логически непротиворечивой картины реальности. Используя в своих философских изысканиях научные знания о материальном мире, философы занимаются не поиском наиболее общих законов бытия, а лишь по-разному объясняют мир, поскольку сами научные знания сами по себе ничего не объясняют, все зависит от их интерпретации. Законы диалектики и категории Гегеля – это всего лишь одно из объяснений мира, выраженное в наукообразном виде. Однако философия Гегеля это скорее исключение из правил, чем пример философского образа мышления. Ее появление – реакция на успехи естественных наук, стремление, так сказать, соответствовать духу времени, не более того. В строгом смысле, научный метод базируется на отражении и познании объективной действительности, в то время как философский метод не ограничен объектом познания, являясь неким подобием свободного полета мысли, используя при этом логику, аналитическое мышление, что и естественные науки. Всякая философская система это своеобразный мыслительный, логический эксперимент, с целью доказательства исходных философских постулатов. Философская система чем-то напоминает математическую теорию и гипотезу, нуждающуюся в реальном подтверждении. С той лишь только разницей, что математика оперирует хоть и с абстрактными величинами, но имеющими опытную, объективную природу. Философия, в этом смысле, идёт дальше естественных наук и математики, заглядывая в неизведанное, в то, что не очевидно, где научные методы опытных наук являются неэффективными. Отсюда разница между философией и естественными науками в объяснении мира. Если опытные науки объясняют мир так, каким он есть, как он нам открывается, то философия объясняет сквозь призму отношения человека к объективной действительности, и его места в этом мире. Последнее, собственно, и является предметом философии и ее основным вопросом, в частности.