МЕРТВЫЕ ХВАТАЮТ ЖИВЫХ

На модерации Отложенный

МЕРТВЫЕ ХВАТАЮТ ЖИВЫХ

 

Перестроились – многие. Действительно, зачем терять хорошую должность, общественный статус, приличную зарплату, да всё свое прекрасное будущее. А совесть? А совесть – понятие растяжимое.

 

На фото – ухоженный, респектабельный, сытый режиссер Владимир Хотиненко. В 2010 году получил звание народного артиста России. С того же года - член Патриаршего совета по культуре РПЦ. Зав. кафедрой режиссуры во Всероссийском государственном институте кинематографии (ВГИК).

 

В 1984-м был лоялен власти, и не просто лоялен – вместе с Фаттахутдновым снял фильм «Один и без оружия», прославляющий большевиков, о доблестном командире РККА Воронцове, который вступил в борьбу с главой преступного мира города по кличке Корней.

 

Началась перестройка, и Хотиненко вновь лоялен власти, и не просто лоялен, он снова исполняет ее заказ, в 1987-м снимает фильм «Зеркало для героя» о людях, поклоняющихся Сталину, «всё, что вы нам говорили – оказалось неправдой».

Словом, Хотиненко никогда не колебался относительно линии партии, колебался вместе с линией.

 

Когда началась оголтелая кампания по обливанию помоями большевизма, Хотиненко не остался в стороне. Душа его чутко отозвалась на зов партии целой серией фильмов: «Бесы», «Достоевский», «Демон революции», «Меморандум Парвуса», «Ленин. Неизбежность», «Гибель империи».

И, разумеется, для массового зрителя, фантазии с привкусом либеральной демократии: «Мусульманин», «По ту сторону волков», «Макаров».

 

Если Достоевский в «Бесах» основательно исказил историю стачки на Невской бумагопрядильной фабрике и приписал социал-демократам нечаевщину, то Хотиненко не постеснялся радикально фальсифицировать историю в каждом из фильмов, фальсифицировать в том духе, в котором требовала правящая партия.

 

Хотиненко не одинок: точно так же перестроился Никита Михалков, снявший бездарные «Сибирский цирюльник», «Утомленные солнцем» и «Адмирал» - после талантливых «Раба любви» и «Свой среди чужих, чужой среди своих» с положительными героями - большевиками. И не стыдно Михалкову, что в одночасье перестроился, стал антикоммунистом, монархистом, капиталистом, преданным президенту РФ. Ибо Париж стоит мессы.

 

Неплохи и фильмы «Один и без оружия» и «Зеркало для героя». В последнем режиссер еще не собирается сильно искажать прошлую действительность, он просто выдает за новое то, что уже было хорошо всем известно после XX съезда КПСС.

 

Но знаете ли вы, что американский «День сурка» 1993 года и российский «Мы из будущего» 2008 года - это воровство, украли тему из фильма «Зеркало для героя» - по одноименной повести Святослава Рыбаса, производства свердловской киностудии. Причем украли отвратительно, американский фильм – банальная мелодрама с некрасивой главной героиней, которую стандартно выдают за верх совершенства, российский фильм – примитивный новодел.

Можно добавить еще фильмы «Назад в будущее» Земекиса, в котором главный герой встречается со своими молодыми родителями, и «Временная петля».

 

Основатель сего направления фантастики – Герберт Уэллс, продолжатели - Курт Воннегут («Бойня №5» 1969), Айзек Азимов. У Азимова Голливуд украл ну очень много. Рэй Бредбери («И грянул гром»). Наконец, Евгений Шварц («Сказка о потерянном времени»), Михаил Булгаков («Иван Васильевич меняет профессию»), «Чапаев с нами» (1941), «Разбудите Мухина» (1967), «Бегство мистера Мак-Кинли» (1975), «Что-то с телефоном» (1979, по Киру Булычеву), «Гостья из будущего» Павла Арсенова (1985), «Новые приключения янки при дворе короля Артура» (1988), «Похищение чародея» Кобзева по Киру Булычеву (1989).

 

***

 

Фантастика с помощью кинематографа превратилась в реальность. Путешествия во времени – как само собой разумеющееся, приплетают и Эйнштейна, и кротовые норы и даже Тесла. Для режиссера нет ничего легче, как пропустить героя через черную дыру, он попадет в прошлое, убьет своего дедушку – и плевать на причинность.

Основу под фабрику грез подводят физики, которые в этом плане ничем не отличаются от лириков: растяжимость совести, безграмотность, зоологическая ненависть к марксизму. Как же: ведь нарушение причинности – против проклятого материализма, это оправдание больных фантазий святого Августина, примитивного релятивизма Витгенштейна, это воскрешение Лазаря.

Сопротивляющихся, конечно, не будут пытать, как Галилея, не сожгут, как Бруно, но десятки лет будут обливать помоями, как Кондильяка, или затопочут, как Больцано или Рулье.

 

На самом деле любой летательный аппарат по мере приближения к черной дыре из-за огромных приливных сил вытягивается в волос толщиной в атом. Но даже гипотетически нет Вселенных прошлого и будущего. Они возникают лишь в моделях - на диаграммах Пенроуза и Крускала-Секереша, и дело том, что мощное гравитационное поле черной дыры рвет вакуум, рождаются пары частиц-античастиц, они аннигилируют с возникновением фотонов, часть из них устремляется к центру черной дыры, смещаясь в ультрафиолет, который вырезает на диаграммах все Вселенные прошлого и будущего.

Уравнения Эйнштейна позволяют существовать времениподобным замкнутым геодезическим – временным петлям, например, в метрике Гёделя. Зельдович даже предлагал ввести особый тип цензуры на такие решения уравнений теории относительности. Однако не нужно никаких дополнительных запретов вне физики, временные петли – это затухающие решения уравнений, то есть, они существуют – но реализуются лишь на исчезающе малый промежуток времени.

Аналогично есть физический смысл и у тахионных решений, и у запаздывающих и опережающих решений уравнения Шредингера, например, запаздывающие решения – это не сигнал из прошлого, а всего лишь радиационное затухание.

 

Стивен Хокинг вместе со многими ведущими физиками полагал, что направление стрелы времени выделяет термодинамика. Это неверно. Термодинамика лишь запрещает возврат всех движущихся атомов, скажем, газа, на свои прежние места – в реальном времени.

Тем не менее, введение Декартом отрицательного времени, которое является следствием абстрагирования от реального времени – таки опередило время на столетия. Дело в том, что координатная симметрия времени – это отражение симметрии парных физических законов, эта парность не могла бы существовать без отрицательного времени.

 

Еще один феномен, дающий обильную пищу манипуляторам массовым сознанием – квантовое запутывание, основанное на парадоксе Эйнштейна-Подольского-Розена. Скажем, если вы разносите два связанных электрона на какое-то расстояние и переворачиваете спин одного электрона, то в силу запрета Паули спин другого электрона должен перевернуться – за нулевое время, т.е. импульс должен быть передан с бесконечной скоростью, больше скорости света. Квантовое запутывание удалось осуществить на расстояниях порядка тысячи километров.

Но в этом феномене нет ни передачи импульса, ни передачи вообще чего-то материального, ни модной «передачи информации». Здесь есть лишь два разных состояния одной и той же волновой функции двух связанных электронов.

 

Чтобы прочувствовать, представьте мысленно ваше перемещение в прошлое на секунду назад. Вам некуда перемещаться, т.к. с прошлом это место занято – вами. Час назад это место тоже было занято: другим человеком, стулом или еще чем. Сто лет назад это место тоже было занято: воздухом, молекулами азота, кислорода и углекислого газа, они там были в прошлом, это их законное место.

 

Однако ж спекуляций – тьма, тут и пришельцы из разных галактик, переместившиеся через кротовые норы, и времятрясение и т.п. Представление о путешествиях во времени стало новым способом оглупления масс. Подумайте: фильм «Терминатор» глуп уже потому, что логически Скайнет мог просто не посылать терминатора в прошлое, тогда в прошлое не отправили бы отца Джона, лидера сопротивления машинам, тогда бы Джон не появился на свет.

Прочие фильмы такого пошиба – еще более нелепы, впечатление, что режиссеры нарочно не учились физике в школе.

 

И уже нет фильмов, где такой оборот речи, как возврат в прошлое – средство выразительности, как у Азимова, Воннегута или Булычева, как художественный прием.

 

***

 

Собственно, фильм 1987 года – заслуга не Хотиненко, а, во-первых, Бизе, в фильме звучит

изумительная серенада Смита из его оперы «Пертская красавица» в исполнении Пищаева, почти на подъеме, не такая угнетающая, как жалоба Надира из «Ловцов жемчуга» (еще хорал пилигримов из третьего акта оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер» в исполнении Богачёва), и сценариста Надежды Кожушаной, которая придумала сюжет с повторяющимся днем. Точнее, и Кожушаная отчасти позаимствовала приём у Джека Лондона («Межзвездный скиталец»).

От патриотической повести Рыбаса о буднях шахтёров конца 1940-х осталась только шахта, да и у той имя «Пьяная».

 

Двое парней из времени перестройки, когда люди внезапно узнали то, что они знали всегда – о периоде репрессий, неожиданно попадают в 8 мая 1949 года. Встречают там своих родителей и себя самих. Начальник шахты Тюкин – отпетый сталинист, хотя воевал – людей ему не жаль. Безграмотный демагог. Чуть что – звонит в НКВД.

 

Новый день полностью повторяет 8 мая.

 

Конечно, герои схематичны, уже в 70-е над такими смеялись, но с подобными Тюкину лично сталкивался, и неоднократно – в 80-е. Правдорубов встречал меньше, но были.

Смысл фильма: двое застряли в прошлом. Они не могут ничего изменить - потому что не понимают, что произошло с людьми.

 

И до сих пор: одни во всем винят марксизм, ничегошеньки в нем не понимая, другие одного Сталина, третьи - евреев, четвертые - англосаксов, пятые - предателей Горбачева и Ельцина, шестые - недостойный Сталина рабочий класс и т.д.

 

На самом деле двое героев фильма Хотиненко - смотрят на себя. Начальник шахты - это их отражение в зеркале. Отражение в зеркале не двух героев – всех.

 

Ритм больной, перевернутый

Беспомощною рукой.

Рай, навсегда отнятый,

Как матери молоко.

 

Меты его небесные

Переступи - и страх.

Ведала ли, как тесно

Будет в твоих руках.

 

Фальшью потери меряли,

Книги несли в костер.

Ты воскресила - первая! -

Косноязычный вздор.

 

Мерой твоих старателей -

Разве Москва одна? -

Чтобы провинция спятила

От вынутого со дна,

 

Впалые мысли вогнаны

В косноязычный бред

В зеркале перевернутых

Тоннах твоих газет.

 

(«Попытка ревности», Свердловск, 1992).

 

***

 

Что дальше?
Уровень мышления потерян (если сегодня вообще есть смысл говорить о мышлении). В науке разбойничают безграмотные, бездари и мошенники. Культура потеряна. Бездуховность. И конца-краю не видно. Стряпают методички - как написать статью в популярный журнал. Их сотни миллионов. Социальные страты невосприимчивы, аутизм. Способны только махать руками на площадях по призыву Навального или, как в США, свергнуть памятник лосю и заставить целовать ботинок.

Очевидно, что пандемия - не последнее. Сказать, что это результат глобализации, следствие жадности торгашей - значит ничего не сказать. Тотальная бездуховность.

Человек уходит, когда исчезает смысл.

Искусство – это такое состояние души, которое позволяет выжить. Искусство находит смысл там, где его нет.

Наступила эпоха, когда исчезло уже и само искусство.

 

Борис Ихлов, 14.1.2022