Эпидемии в истории человечества

На модерации Отложенный
Эпидемии в истории человечества

Вам наверняка знакомо высказывание: «Взмах крыльев бабочки в Бразилии вызовет торнадо в штате Техас». Чаще его называют просто «эффектом бабочки». Оно иллюстрирует идею о том, что одно незначительное событие может вызвать совершенно непредсказуемые последствия. Роковым трепетом хрупкого крыла может стать всё что угодно, даже такие неприглядные вещи, как укус блохи или комара, дойка верблюда или разделка туши шимпанзе. В своё время именно с них начинались эпидемии, уносившие жизни немалой части населения планеты. А ведь среди жертв болезней были не только простые миряне, но и люди, наделённые потенциалом изменить ход истории. Если бы Чайковского не напоили сырой водой недобросовестные рестораторы, если бы Луис I и Пётр II чаще катались верхом, если бы Айзеку Азимову достался чистый донор, а Тутанхамона и Оливера Кромвеля не покусали комары — каким был бы мир сегодня?

Чумные времена

Только очень ленивый или очень счастливый человек ничего не слышал о том, что происходит сейчас в Китае. Новый штамм коронавируса CoVid-19 продолжает распространяться в Поднебесной и за её пределами, разбрасывая свои цепкие удушливые щупальца. Около сотни тысяч подтверждённых случаев заражения, три тысячи погибших, повсеместный карантин и лихорадочные поиски вакцины ознаменовали начало 2020 года. Подобное случалось множество раз, но из века в век, из года в год человек оказывается бессилен перед лицом невидимой угрозы. Пандемии сопровождали цивилизацию с момента зарождения, несколько раз едва не стерев человечество с лица земли. Каким бы стал наш мир, если бы погибшие от эпидемий люди всех наций и сословий остались бы жить? Сколько несостоявшихся изобретателей, художников, философов, революционеров, мессий забрали пандемии? Сколько гениев так и не родились на свет, потому что их родители не пережили моровых поветрий? Никто не знает, и, вероятно, уже никогда не выяснит. Но кое о чём всё-таки можно судить. Массовые заболевания отнимали жизни людей, уже успевших вплести свои имена в кружево истории. Кому же из великих пришлось расплачиваться по-нашему общему счёту?

Для «чёрной смерти» все равны

Если речь заходит о глобальных эпидемиях, в первую очередь на ум приходит чума. Не удивительно: род людской не видел более смертоносной и массовой болезни. Она стала именем нарицательным, каждую гибельную эпидемию так или иначе уподобляют ей. Каждая её вспышка подобна лесному пожару, надежда на спасение сгорала в лихорадке вместе с больными. Всепоглощающая паника и отчаяние наводили на мысли о каре божьей и наступлении Судного дня.
Чума — дочь нечистот. Она передалась человеку с блохами от заражённых крыс. Всего на памяти мира случилось три чумные пандемии. Первая эпидемия вспыхнула в 541 году в Восточной Римской империи при императоре Юстиниане I и за считаные годы поглотила полмира от Европы до Восточной Азии. Она свирепствовала почти два века, пожрав своей ненасытной утробой более 100 млн. жизней. Простолюдин или правитель — для чумы все равны. Вспышки чумы первого тысячелетия нашей эры отняли жизни воскресителя могущества ослабшего Рима Клавдия Готского, последнего из «пяти хороших императоров» Марка Аврелия, чья смерть положила начало затяжному периоду диктатуры и репрессий, и византийского властителя Константина IX, при котором произошёл эпохальный Раскол христианской церкви на православие и католичество. Вторая пандемия окрестила чуму новым именем — «чёрная смерть». Она пришла из Китая в середине XIV века. Всего два десятка лет потребовалось новой моровой волне, чтобы погубить 60 млн. человек по всему Евразийскому континенту. Среди её жертв — один из наиболее почитаемых русских иконописцев, преподобный Андрей Рублёв.
Третья волна грянула довольно поздно, в XIX веке, и вновь пришла из Китая. Остановить её удалось лишь в XX веке усилиями русских учёных. В 1886 году иммунолог Владимир Хавкин разработал и успешно попробовал на себе первую вакцину из убитой температурой чумной палочки, чем спас от эпидемии второй по величине город Индии Бомбей, а в 1936 году бактериолог Магдалина Покровская создала эффективную вакцину из живой культуры. Позже в её честь напишут пьесу «Сильнее смерти». В послевоенные же годы советские врачи успешно применяли стрептомицин для лечения заражённых в Маньчжурии.
Чуму удалось победить. Но ежегодные локальные вспышки по сей день напоминают: игра ещё не окончена, мрачная жница лишь дожидается следующей поры сбора урожая.

Убийца искусства

Туберкулёз без преувеличений можно назвать убийцей людей искусства. Он отнял жизни многих писателей и поэтов: Франца Кафки, Антона Чехова, Ильи Ильфа, Константина Аксакова, Алексея Кольцова, Андрея Платонова, Ивана Сурикова, Фридриха Шиллера, Венцеслава Новака, Генри Торо, Густаво Беккера, всех трёх сестёр Брон-те. Не пощадил художников Василия Перова, Обри Бёрдсли, Бориса Кустодиева и композитора Фредерика Шопена. И это лишь малая вытяжка из написанного чахоткой мартиролога. Многие творцы погибли, так и не успев завершить задуманное.
Веками туберкулёз гасил людей, как тоненькие свечки, но в XIX веке эпидемия достигла таких масштабов, что погубила больше четверти взрослого населения Европы. Бактерия, вызывающая болезнь, была открыта ещё в 1882 году Робертом Кохом и названа в честь первооткрывателя палочкой Коха, но надёжный способ лечения не открыт до сих пор. Пока врачи научились лишь эффективно подавлять бактерию, но не избавлять от неё полностью. Каждую секунду кто-то в мире заболевает. Больному достаточно чихнуть или покашлять, чтобы инфицировать окружающих. Фактически более трети населения планеты являются латентными носителями туберкулёза: они не болеют сами и не распространяют болезнь, но малейшее ослабление иммунитета может нарушить это шаткое равновесие.

Холера

Холерный вибрион — ещё один бездушный массовый убийца, для которого человеческая жизнь не значит ровным счётом ничего. Поданным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), только с 1816 по 1966 год человечество пережило семь пандемий холеры. Так как инфекция передаётся с грязной водой, заносчивые европейцы до последнего полагали, что им-то, адептам чистоты и гигиены, бояться нечего. Что болезни подвержены только дремучие жители бедных районов. Как же они ошибались! Потребовалось 10 тысяч смертей английских солдат в Индии, чтобы открыть глаза на реальность проблемы. Вместе с военными и торговцами холера проникла на Запад и в Россию, а после впервые в истории охватила Африку. Только в нашем отечестве за последующие 50 лет погибло около 2 млн. человек. Люди считали, что их заражают намеренно, на этой почве не раз вспыхивали солдатские и крестьянские холерные бунты.
В 1857 году от холеры скончался художник Александр Иванов, чьей кистью написано полотно «Явление Христа народу». Десятью годами ранее холера погубила и его отца, живописца-классициста Андрея Иванова. Незавидная судьба гибели от кишечной инфекции постигла и выдающегося русского композитора Петра Чайковского, которому по чистой случайности подали в элитном ресторане на Невском проспекте стакан некипячёной воды. Ушёл маэстро фортепиано «неожиданно и безвременно» в 1893 году в возрасте 53 лет ночью четвёртого дня после злополучного застолья.

Непрекращающаяся эпидемия

Для населения Африки и Азии случаи заболевания малярией — обыденность. Как для нас простуда. Вот только простуда не убивает ежегодно по 300-500 тысяч человек. Малярию можно сравнить с неторопливой чумой. Если «чёрная смерть» вспыхивает стихийно и за короткий период убивает миллионы, малярия действует размеренно и методично. Она никуда не спешит.
Это даже не одна болезнь, а группа инфекционных заболеваний, передающихся человеку через укусы от самок комаров. Сколько миллионов жизней погубили малярийные комары — подсчитать невозможно. В первую очередь страдают дети до 5 лет. По оценкам ВОЗ, каждые две минуты где-то в мире от малярии умирает один маленький ребёнок. Попадая в кровь, паразитические протисты (одноклеточные существа, не относящиеся ни к животным, ни к растениям, ни к грибам) вызывают жёсткую лихорадку, озноб, судороги, головокружение, малокровие и отёк внутренних органов, медленно убивая заражённого. Особенность малярии — цикличность приступов при отсутствии специфических симптомов. Лихорадка появляется раз в 3-4 дня, после чего наступает облегчение, и так повторяется снова и снова. Малярию легко можно спутать с любой другой инфекцией, что крайне осложняет диагностику и лечение. Причём эффективного средства до сих пор не найдено. Учёным даже не сразу удалось определить переносчика заразы. Лишь на рубеже XIX и XX веков врачи, осознанно позволявшие .кусать себя пойманным в малярийных госпиталях комарам, ценой собственных жизней выяснили, что к чему.
Малярия считается одной из наиболее достоверных причин гибели юного фараона Тутанхамона, при котором велось усиленное восстановление культа отринутых Эхнатоном богов, после вновь отошедшее на второй план. Веками позже малярия прервала жизни Данте Алигьери и Оливера Кромвеля — английского революционера, так и не успевшего закончить государственный переворот 1640-1660 годов.

Оспа - болезнь королей

Учёные считают, что оспа появилась на заре цивилизаций — примерно 10 тыс. лет до н.э. на Среднем Востоке. Она передалась человеку от первых одомашненных копытных — верблюдов, коров и лошадей. Издавна лекари замечали, что люди, регулярно контактировавшие со скотом, — доярки, кавалеристы, конюхи, караванщики, — почти никогда не заболевали оспой, а вот августейших особ эта нелицеприятная смертельная болезнь сражала с ужасающей регулярностью.
В разное время жертвами оспы стали: королева Англии Мария II, покровительница «Билля о правах», юный внук Петра Великого Пётр II, первый испанский наследник династии Бурбонов Луис I, чья смерть вынудила вернуться на престол его отца (изъеденного меланхолией, и оттого совершенно импотентного правителя Филиппа V), и король Франции Людовик XV. Последний, по легенде, любил говаривать: «После меня хоть потоп!» — и оказался прав. Его правление настолько обанкротило страну, что его преемнику, попытавшемуся, кстати, исправить положение и внедрить конституционную монархию, Людовику XVI, пришлось испытать на себе весь гнев потопа Великой французской революции.
Кроме того, в древней Японии VIII-IX веков великая эпидемия чёрной оспы способствовала укоренению буддизма, так как была воспринята местью Будды за непочтение, и обанкротила и без того ослабленную страну, пустившую последние средства на постройку храмов.

Чума нового века

К счастью, сегодня ВИЧ начал сдавать позиции, но в 2000-2010 годах он входил в десятку ведущих причин смерти в мире, занимая восьмое место после ишемии, инсульта, воспалений лёгких, слабоумия и диабета. Но статистика — на то и статистика, что призвана обезличить проблему. Ежегодно СПИД и его последствия уносят 1,5 млн. жизней. Главным очагом распространения «чумы нового века» считается Африка южнее Сахары — там болезнь зародилась, передавшись аборигенам от шимпанзе, оттуда же она была занесена в Новый Свет. В 1980-х годах козлом отпущения, точнее, «нулевым пациентом» (первым носителем вируса), объявили стюарда канадской авиакомпании Air Canada Гаэтана Дюга, прославившегося своими весьма бодрыми и беспорядочными гомосексуальными связями, но позже пальму позорного первенства передали некоему оставшемуся безымянным охотнику из Конго, жившему в начале XX века.
Среди знаменитостей жертвами безжалостного СПИДа стал философ и историк Мишель Фуко, создатель первой кафедры психоанализа во Франции, советский балетмейстер Рудольф Нуриев, звезда чёрно-белого кино Рок Хадсон, лидер группы «Queen» Фредди Меркьюри и идейный отец роботехники — американский фантаст советского происхождения Айзек Азимов. Азимову просто не повезло с донором крови. Он заразился ВИЧ в 1983 году во время операции на сердце. О том, что один из несущих столпов мировой научной фантастики был болен СПИДом, стало известно только через 10 лет после его смерти.
Упомянутые имена — лишь горькие крупицы истинного масштаба трагедии. Цену убийственных эпидемий, которую пришлось заплатить человечеству, трудно даже вообразить.

А.Собакина

X-Files.site,Ufostation.net 2004-2022