Загадка шубы Деда Мороза: мучительное рождение канона
На модерации
Отложенный
Как выглядел дореволюционный Дед Мороз и насколько он похож на сегодняшнего, доминирующего в современной российской масс-культуре? История оказалась более запутанной, чем я ожидала, а иконографическое расследование -- более увлекательным.
Праведников Евгений Иванович (1890 - 1940). "Зимняя сказка - Мороз и Снегурочка". 1914. "Тотемское музейное объединение"
Историки культуры, культурологи и проч. достаточно активно исследуют происхождение "культа" Деда Мороза в нашей прздничной обрядовости (коротенько можно тут глянуть), однако нормального исследования именно визуальных составляющих я не нашла. Так что попробую собрать сама, и проанализировать искусствоведческой методой.
Исследователи текстов пишут, что важным этапом сложения его образа явилась запись народных сказок -- Афанасьевым, в первую очередь. Однако отдельная веха 1840 год, когда Владимир Одоевский издал сказку "Мороз Иванович". Затем возникла поэма Некрасова «Мороз Красный нос» (1863). Также популярностью стала пользоваться народная сказка "Морозко" в разных обработках (мы сейчас пользуемся поздней, А. Толстого -- я не нашла точной даты пересказа Толстым, сайт Ленинки самое раннее издание выдает 1940 года, но нам тут нужно дореволюционное).
Давайте взглянем, как иллюстрировали эти дореволюционные сказки, и много ли там привычной нам иконографии Деда Мороза.
Непонятно, насколько часто сказку Одоевского издавали с картинками. Вот единственное, что я навскидку нашла: иллюстрация Владимира Маковского к сказке Одоевского "Мороз Иванович". Первое издание 1871 года, 4-е, с теми же картинками - 1894 (значит, было востребовано). Мороз на этой картинке, однако, с таким же успехом может быть и Одином, и замерзшим Зевсом Олимпийским -- никаких характерных атрибутов.
Сказки и сочинения для детей / [Соч.] Дедушки Иринея (кн. В. Ф. Одоевского). М.: Д. Ф. Самарин, 1871.
Для сравнения -- картина Владимира Боровиковского «Аллегория зимы в виде старика, греющего руки у огня» (1810-е)
Но не стоит считать боровиковского старика прямым "русским" предком Деда Мороза. Дело в том, что если не считать тулупчика заячьего, на этой персонификации Зимы ничего русского в иконографии нет. Западные коллеги Боровиковского в 18 веке делали ровно тоже самое.
И. К. де Вермонт. "Аллегория зимы" (до 1761)
Ж.Б. Ресту. "Аллегория зимы" (до 1797)
Почему именно старик олицетворяет зиму? Это идет из достаточно древней европейской системы символов, где все 4 времена года обозначались разными возрастами человека. За весну отвечают молодые люди, желательно красивая девушка (см. Боттичелли), лето может обозначаться красавицей в расцвете сил (ассоциации с Церерой; или работающим здоровым крестьянином). Осень -- часто это довольные объедающиеся люди (время сбора урожая, Дионис). Ну а зима, конец года, период смерти и увядания, уходящего времени -- это старик, греющийся у огня (также ассоциации с Хроносом, богом времени, изображаемым бородатым стариком).
С. де Вос. Аллегория четырех времен года. 1635
Это было отступление в формате сноски, объясняющее, что олицетворять зиму стариком -- это старая культурная европейская традиция со времен ренессанса и барокко, а не только "исконно русский архетипический образ".
Вернемся к нашей литературе.
В отличие от Одоевского, с точки зрения иллюстраций некрасовская поэма "Мороз Красный нос" выглядит более многообещающей в наших поисках ранних дедов Морозов.
Однако что предлагает нам Елизавета Бем в 1872 году?
Провалиться мне на этом месте, если это не энт Древобород!
Если же мы взглянем на весь корпус иллюстраций этой поэмы, включая советские, выясняется, что и в ХХ веке отыскать отчетливую фигуру Мороза там не очень просто. Напомню, что поэма Некрасова про то, как одна женщина работала-работала, и ей было очень плохо, она пошла в лес и там замерзла, а перед этим ей явился Мороз-воевода. Иллюстрации к поэме в основном сосредотачиваются на фигуре героини, и Мороз появляется лишь единожды, будто в видении. Иногда он гигант, воплощение стихии.
Иллюстрация Владимира Конашевича (1938) -- типичный пример этой иконографии. Мы можем угадывать тут шубу и шапку (из требуемых атрибутов), но лишь угадывать. По сути, достоверна только борода, да снежная белизна.
Более ранняя иллюстрация Бориса Кустодиева (1921) более конкретна, но тоже посвящена стихии, видению, явлению Смерти в образе Мороза.
Кстати, давайте составим чек-лист образа, список атрибутов каноничного Деда Мороза, истоки которого мы тут ищем:
-
- борода (седая), усы, мощные брови
-
- шапка (тканевый верх, внизу меховая опушка)
-
- длинная шуба мехом внутрь, снаружи "крытая тканью", той же, что и шапка. Цвет -- красный или синий
-
- шуба может быть украшена вышитыми (?) узорами по ткани, некой аппликацией
-
- шуба может иметь длинные, прорезные рукава
-
- мешок с подарками (опционально)
-
- Снегурочка в эскорте (появляется в советское время, эта веха подробно исследована, вычеркиваем)
Для иллюстрации этого списка беру две картинки с первой страницы выдачи яндекса, не заморачиваясь.
На некоторых ранних иллюстрациях встречается тулуп, армяк, короче -- дубленка, коричневой выделанной поверхностью кверху (как на картине Боровиковского выше), но этот вариант не закрепляется. Тут нюанс: тулуп -- это вариант все-таки бедненький, крестьянкий.
А богатая шуба в таком варианте, как у каноничного Деда Мороза, вообще весь его имидж, имеет, с точки зрения искусства, весьма узнаваемый прототип.
Это русский боярин.
"Портрет русского посла Петра Потемкина", 1682, худ. К. Карреньо де Миранда
Н. Парилов. Эскиз костюма боярина к "Сказке о царе Салтане". 1958.
Именно благодаря этому прототипу в виде боярcкого наряда у Деда Мороза на оторочке шапки появляется иногда треугольный вырез по центру лба. Да в общем-то, именно благодаря тому, что наряды бояр нас фоново окружают с детства в фильмах, мультиках и книжной иллюстрации, мы безошибочно, даже не вдумываясь, отличаем настоящего русского Деда Мороза от перелицованного под него Санта-Клауса.
***
Но вернемся опять к Морозу в книжных иллюстрациях 19 века.
Некрасовский Мороз выпадает из нашего списка атрибутов Деда Мороза банально из-за своего роста -- параметра, который мне даже не пришло в голову включить в лист.
Вот второй вариант иллюстраций к этой поэмы, без главной героини: изображен один гигант, шагающий выше леса ("Идет — по деревьям шагает..."). Некоторые из этих образов действительно имеют необходимые нам атрибуты (шапка, шуба, борода), другие вполне сойдут за концепт-арты к "Игре престолов".
Яков Турлыгин. 1890-е
А.А. Попов. 1916
Но материала для анализа все-равно недостаточно.
Более полезной по части нормальных картинок оказалась народная сказка "Морозко", пусть и не принадлежащая перу великих мэтров. Видимо, потому что дед тут -- нормальный говорящий персонаж, с репликами, а не пугающая персонификация.
Тем не менее, на иллюстрациях 19 века мы не находим явственного прототипа канона. То, что совпадает профессия, гендер и наличие бороды -- недостаточно.
Здесь корона (западная) очевидно проникла из западных же иконографических источников.
Народные русские сказки в изложении П. Полевого / С рис. И.[С.] Панова. - Санкт-Петербург : тип. и хромолит. А. Траншеля, 1874
Тут опять проиллюстрирована Хтоническая сила.
Русские детские сказки, собранные А.Н. Афанасьевым / С картинками Н.Н. Каразина. - 3-е изд. - Москва : "Сотрудник школ" А.К. Залесской, 1889.
Здесь он даже бестелесен, хоть и бородат.
Сказки русскаго народа / текст под редакцией В. А. Гатцука ; рисунки художника Н. А. Богатова. - Москва : Тип. В. А. Гатцук (Д. Чернышевский), 1894-1895.
Очевидный перелом происходит после 1900 года, связанный с прорывом в полиграфии. В обилии появляются цветные иллюстрации, художники тоже (научившись у японской ксилографии, прерафаэлитской книги и французских пост-импрессионистских постеров), начинают развлекаться по-всякому.
К нашей цели мы при этом приближаемся медленно, хотя даже революция уже на носу, давно уже Дед Мороз должен был быть, вроде бы придуман.
Николай Маторин. 1908-10
Здесь у Мороза -- олицетворения стихии, даже чудесная корона из сосулек.
Худ. П.С. Афанасьев (1909)
Бестелесное существо.
Худ. И. Лебедев (1911, издание 1913)
Иллюстрация из той же книги, но не цветная, а графика. Видимо, из-за необходимости в четкости силуэта художник наконец дает Морозу четкую человеческую форму, в отличие от предыдущих листов. Каноничный? Ну, если не считать палицы с шипами в руке (японское канабо), вполне себе канон. Какой год? 1911/1913. Единственное, чего мне не хватает -- так это роста, стати у этого плюгавого мужичонки.
Издание "Морозко" с иллюстрациями Каррика считается важным, но я тут вижу вообще не Мороза, а мужчонку, которым он притворяется. Лапти какие-то. Не зачет.
Валерий Каррик (1916)
Прервемся с "Морозко" и просто поищем что угодно в рисунках на близкую тему в период 1900-1917 года.
Вот совершенно крышесносная иллюстрация неизвестно к чему 1914 года. Мне сначала показалось, когда мазнула взглядом, что это какой-то современный художник, типа Брома, Фразетты. Ан нет!
Праведников Евгений Иванович (1890 - 1940). "Зимняя сказка - Мороз и Снегурочка". 1914. "Тотемское музейное объединение"
А вот эта иллюстрация, датированная революционным годом, показывает нам каноничных Морозов, правда две штуки.
С. Ягужинский. Два мороза. 1917
Наконец, на иллюстрации Ивана Билибина мы видим уже почти то, что надо.
Проблема -- что это книга Contes de l'isba 1931 года, иностранная, нарисованная им, когда он был в эмиграции.
А вот то же самое, но год спустя, тоже эмигрантское.
Билибин повторил удачную композицию предыдущего года, но изменил, сделал более четкой фигуру Мороза. Вот теперь перед нами несомненно именно Дед Мороз. Забавное тут в том, что именно он использовал для этого. Помните выше, портрет маслом боярина 17 века Потемкина, кисти испанского художника Карреньо де Миранды? Потемкин был послом и впечатлил своей экзотической внешностью иностранного художника.
Фигура Мороза с иллюстрации Билибина 1932 года вдохновлена фигурами русских же бояр, членов иностранного посольства в Священную Римскую империю в 1576 году, изображенных с натуры. Гравюра эта сохранилась и очень известна, а историки русского костюма ее просто обожают.
Более того, до революции тот же Билибин использовал эту гравюру в качестве источника при работе над костюмами бояр, персонажей оперы "Борис Годунов". Эти эскизы пользовались большой популярностью и были выпущены в виде отдельных открыток.
Таким образом мы снова возвращаемся к образу боярина как к источнику, плюс возникает тема театра, о чем далее будет отдельно.
Посмотрите на этот рисунок Билибина для эмигрантской газеты 1925 года. Это явно Дед Мороз, но какая-то беднота: палка простая, деревянная, и кажется, что на нем обычный тулуп. Впрочем, варежки от Burberry/
***
Но, скажете вы, зачем вся эта лирика и практически бесплодные поиски, когда можно просто обратиться к сугубо практическому жанру и из него все извлечь. Открытки! Почтовые поздравительные и новогодние открытки! Наверняка именно на них можно узреть процесс сложения канонического Деда Мороза.
Оказывается, нет.
Оказывается, что такой важный жанр прикладной графики -- весьма поздний (для территории России). Первые сохранившиеся почтовые открытки у нас датируются 18 ноября 1895, а на "изобретение" рождественских открыток, которыми пользовался уже весь мир, потребовалось еще несколько лет. Первые русские рождественские открытки были выпущены с благотворительной целью Петербургским попечительным комитетом о сестрах Красного Креста (Община святой Евгении) для получения дополнительных средств на содержание больницы, амбулатории и курсов сестер милосердия к рождеству 1898 года.
Таким образом, если мы хотим считать, что иконографический канон Деда Мороза -- это дореволюционное изобретение, у нас остается весьма мало времени.
Что же творится со стариком, приносящим подарки, на дореволюционных открытках?
Очевидно, что спрос был велик. А художников (и вариантов изображения) не хватало
И видно, что печатники пошли по банальному, столь хорошо нам знакомому сегодня пути пиратства.
Брались западные открытки и переделывались на русский манер, подчас просто с изменением надписи.
Вот для этих открыток даже не стоит искать первоисточниках, человек с нормальными глазами и так видит, что это перелицованные Санта-Клаусы.
Стоит ли считать рождественские открытки, где старик не в красном, а в другом цвете, поисками канона русскими художниками?
Не обязательно.
Плагиат, судя по всему, был нормальным способом работы по обе стороны океана: например, мне кажется, что правая картинка ниже -- американская, а не английская, и явно было какое-то промежуточное звено.
Лишь в некоторых случаях мой геринг-радар мой навык опознания стилистики национальной школы соглашается назвать открытки работами именно русских художников.
Например, вот тут кадрировка и рисовка, которую в это время любили наши.
Или вот эта, периода Первой Мировой.
С Новым годом! : открытое письмо. - [Петроград : издание Н.И. Бутковской, между 1914 и 1917] (Печатня "Современное искусство"). - Цветная автотипия ; 14,2х9,6 см. (источник)
С Новымъ годом! [Изоматериал] : открытое письмо. - [Петроград : издание Н.И. Бутковской, между 1914 и 1917] (Печатня "Современное искусство"). - 1 л. : цв. автотип. ; 14,2х9,5 см. (источник)
Любопытно (так совпало), что все три примера выше изображают "бедного" Деда Мороза, в тулупчике. Не боярина. На двух примерах видны валенки.
Кстати, а что на ногах у каноничного Деда Мороза? Как-то я не задумалась над этим, составляя список. (Нет, ну понятно что та обувь, которая у актёра была в наличии поприличней, но все же?). Скорей всего, валенки, но какие-то нарядные. Сапоги также могут быть, наверное. В любом случае, из-за шубы не видно.
Александра Архипова пишет на Арзамасе, что Дед Мороз возвратился в советский был в 1937 году. Но когда же сложился его облик? Когда успел?
Мы увидели, что в 19 веке происходит очень слабое нащупывание канона, что книжная иллюстрация почти не приближается к нему. В почтовой открытке этого тоже не происходит, хотя хлынувшая с запада иконография Санта-Клауса, а также его "родственников", разумеется, начинает влиять на массовые ожидания.
Мы увидели, что, если отбросить стихийных духов зимы, первончальным типом скорее был "крестьянин в тулупе", а не "боярин в богатой шубе".
Что же было дальше? Кто окончательно породил Деда Мороза?
Эпиграф из комментов:
Шуба Деда Мороза белая, но из-за доплеровского эффекта она кажется синей тем, к кому он приближается, и красной - тем, от кого он удаляется. Ведь скорость перемещения Деда Мороза, по расчетам, близка к релятивистской (--arrenk)
Итак, когда же ему дали роскошную шубу навсегда-навсегда?
В прошлый раз мы остановились на том, что в предреволюционное время, плюс 1920-30-е у эмигрантов (т.к. в СССР празднование запрещали) наметился выбор между несколькими вариантами иконографии: "боярином в шубе", "крестьянином в тулупе", и теми дополнительными вариантами, которые предлагали импортные почтовые открытки с самыми разными европейскими вариантами развития типа Святого Николая.
Что же, какой вид искусства, какие художники, стали причиной того, что в нашей визуальной культуре победил именно "боярский" вариант?
Уважаемая kavery принесла нам вчера в комментарии свидетельства того, как после 1900 года "Мороз" обживался в бытовых предметах: фантики от конфет и страницу из книги 1909 года "Как устроить дешёвую ёлку".
Это показательные свидетельства о том, как процесс кристаллизации шел, исходя сразу из нескольких источников -- и сбоку, от производителей промтоваров, которые интуитивно ощущали, что стоит оседлать новогоднюю истерию (пока она только зарождалась), и снизу, от массовиков-затейников на местах, т.е. в первую очередь матерей в семьях и учителей, которым хотелось радовать детей. При советской власти насаждение уже будет сверху, как официальный праздник (напомню, что обычай ставить ёлку тоже пришел сверху -- от российских императоров, подхвативших его у своих немецких жён).
+ "Рождественский дед" А. В. Смирнова, рис. Б. Зворыкина. Издание Т-ва И. Д. Сытина 1917 (pdf)
selyanka1 дополняет: "Из Европы в Россию в 19 веке шли новые рождественские традиции с наряживанием елки, из Германии в основном, то есть из протестантских стран, соответственно в Российской империи была некая попытка идеологически с этим православно не то, чтобы бороться, но как-то "оправославить" В связи с этим проводились всякие эксперименты по созданию елочной мифологии и рождественских героев - пробовались Младенец Иисус, старый Рупрехт, Св. Николай или Дедушка Николай, бабушка Зима, Санта Клаус, старички-кулачки, заготавливающие в лесу елки, Святочный Старик, просто старик, живущий зимой в лесу, Ёлкич, елочный дед, рождественский дед и "властитель русских лесов" Мороз" (ее подробный пост об этом; + оч. интересное исследование, как российский бизнес развивает локальные версии дедов в регионах прямо сейчас).
***
Но я вернусь к своему сугубо искусствоведческому исследованию, с анализом визуального.
Не охваченным в прошлый раз оказался еще один жанр ИЗО, сильно влиявший на сложение массового восприятия.
Театрально-декорационное искусство.
Недавно я подробно рассказывала, как театр помог сочинить привычного нам Кащея Бессмертного. А здесь, в прошлом году, я подступалась к теме про Снегурочку. Оказывается, что театральные постановки, образы, созданные театральными художниками, персонажи, сыгранные актерами в костюмах и гриме, фотокарточки этих актеров, во 2-й пол. 19 - начале 20 века (до наступления кинематографа) оказывали очень большое влияние. Тем более это важно, что именно актеры (и костюмеры), многие из которых помнили дореволюционное время, потом, при советской власти, будут теми, кто понесет образ Деда Мороза в массы.
Итак, театр.
Важной вехой следует считать 1873 год, когда Александр Островский закончил пьесу "Снегурочка", где фигурировал персонаж по имени "Мороз", который был заглавной героине не дедом, а отцом. К этой пьесе музыку сразу написал Чайковский, и поэтому как отдельное произведение фигурирует его сюита под тем же названием. А в 1881 году Римский-Корсаков написал одноименную оперу. Также был одноактный балет на музыку А.К. Глазунова.
Образы Снегурочки и Мороза, созданные художниками для дореволюционных постановок, отличаются от привычных нам. Снегурочку наряжали в древнерусское (см. по ссылке выше), Мороз тоже весьма самобытен. (Напомню, что мы опять вернулись на несколько десятилетий назад в своем расследовании).
Костюмы для постановки делал, в частности, наш главный визуальный сказочник Виктор Васнецов. Интересно посмотреть, какие варианты Мороза рождались в его сознании.
В. Васнецов. Эскиз костюма к спектаклю по пьесе А.Н. Островского "Снегурочка". 1881
А вот уже знакомый нам тип "крестьянского" Деда Мороза, причем достаточно ранний. На подоле тулупа даже антуражная вышивка "снежинками".
Аналогично, 1882
Более известным, однако, стал другой эскиз
В. Васнецов. Мороз, эскиз костюма для постановки оперы. 1885
Давайте посмотрим, каким видели этого персонажа другие театральные художники.
Виктор Симов. Эскиз костюма к пьесе Островского "Снегурочка". МХАТ. 1900
Н. Рерих. Эскиз костюма для постановки оперы. 1912
Оба варианта выше -- чистой воды славянское фэнтези, изобретательное, но весьма далекое от того каноничного Деда Мороза, которого мы ищем. Традиция фантастического образа Мороза в "Снегурочке" продолжится и в советское время. Художники, в основном, пытаются сделать его необыкновенным.
Анатолий Афанасьевич Арапов. Эскиз костюма Мороза к спектаклю "Снегурочка" А.Н. Островского. 1918
Мусатов Николай Алексеевич. Эскиз мужского костюма. Мороз. "Снегурочка". Харьков, Государственный театр оперы и балета. 1926
Босулаев Анатолий Федорович. Эскиз костюма Мороза к спектаклю "Снегурочкка" А.Н. Островского. Режиссер И. Ефремов. Большой драматический театр им. М. Горького. 1951
Никитин Виктор Александрович. постэскиз персонажа. Мороз. Фильм: Снегурочка. 1952
Епишин Геннадий Иванович Эскиз костюма. Мороз. Для 1-го и 2-го действий. "Снегурочка" (Пост. 1961 г. Балетмейстер В.Бурмейстер. Сценограф Ю.И.Пименов, художник по костюмам Г.И.Епишин). Великобритания, Лондон. Театр Ковент Гарден
Бенедиктов Станислав Бенедиктович Мороз. К весенней сказке А.Н. Островского "Снегурочка" на музыку П. И. Чайковского. Эскиз костюма. 1983
Но бывало ли, чтобы Мороза из "Снегурочки" (пьесы ли, оперы) одевали как каноничного Деда Мороза?
Да, причем достаточно рано.
Вот отличный, если не считать дубины вместо посоха.
Ленский Александр Павлович. Эскиз мужского костюма. Дед Мороз. "Снегурочка" (Музыка П. И. Чайковского, реж. А. П, Ленский). Москва, Новый театр (филиал Малого). 1900.
А вот более фантазийные, разнообразные. Шуба расшита по-всякому.
Федоровский Федор Федорович. Эскиз костюма. Дед Мороз. "Снегурочка". Москва, Московская опера С.И. Зимина. 1901-9
Эти эскизы 1940-х, когда канон уже возник, даю для общего развития.
[Картинки под катом]
Любопытно при этом, что в постановке "Снегурочки" мы находим другого персонажа, более благообразного, который гораздо более похож на каноничного Деда Мороза, чем лохматые хтоничные персонажи на эскизах выше.
Осмелюсь предположить, что на каком-то подсознательном уровне положительный персонаж оперы, царь Берендей, повлиял на сложение "боярского" образа Деда Мороза.
Здесь у него на голове венец на византийский, древнерусский образец.
Варламов Константин Александрович в роли Берендея в спектакле 'Снегурочка' Н.Островского. 1900-е гг.
А вот шапка (кажется, это все еще по васнецовским эскизам костюм).
Эту фотографию, кстати, я нашла в интернете с надписью "Дед Мороз из оперы Снегурочка", что свидетельствует о том, что массовое бессознательное тоже склоняется к такому опознанию.
Леонид Собинов в роли царя Берендея. 1911
Опера «Снегурочка». Берендей - Лемешев С. Я. 1952
К.И.Пиотровский - Берендей в опере "Снегурочка" Н.А.Римского-Корсакова. Спектакль: «Снегурочка». Постановщик: Мейерхольд Всеволод Эмильевич. Премьера: 14.12.1917. Мариинский театр
Если мы посмотрим на эскизы, в которых виден цвет, то очевидна разница -- именно в нем (+ в высоте шапки).
Федоровский Федор Федорович Эскиз костюма. Царь Берендей. "Снегурочка". Москва, Московская опера С.И. Зимина. 1909-1911
На фотографиях же актеров в роли Берендея я ощущаю важный параметр, который перейдет к Деду Морозу, но отсутствует у Мороза из "Снегурочки" -- благообразность, патриархальность, отеческая роль.
Предположение о влиянии костюма царя Берендея -- моя версия, она недоказуема, но мне кажется правдоподобной.
Чтобы закончить с операми, расскажу еще об одной. Она поздняя, и каноничный костюм в ней налицо.
В советское время композитор Михаил Карасев написал оперу "Морозко". Премьера ее состоялась в 1950 году на сцене Большого театра.
Художник Николаев С.Ф. Эскиз костюма Морозко. 1950
А вот как был задуман персонаж экранизации.
Галей Евгений Михайлович эскиз костюма. Морозко Фильм: Морозко. 1964
Киновоплощение, на котором мы видим все каноничное.
По поводу цвета шубы, что из триколора? Голубой (синий) и белый -- цвета снега, остаются самыми популярными, однако красный, который и коммунистический, и традиционный цвет русского народного костюма, со 2-й пол. ХХ века набирает популярность. После введения в тандем Снегурочки, которую никогда не наряжают в красное, а только в холодные цвета, предпочтение красного как цвета мужского костюма в этом дуэте становится более частым, так удобней визуальней, на котрасте. Кроме того, тут забавно вспомнить и традиционную цветовую дифференциацию по гендерному принципу: младенцам-девочкам повязываем розовую ленточку, мальчикам -- синюю; тут она сделала реверс, но все равно присутствует.
Для контрольных замеров используем ватные подъёлочные игрушки (датировка по сайту госкаталога). Цвета там можно найти, в общем, все классические, и видно, что утверждение о том, что "правильный" советский Дед Мороз -- голубой/синий, но не красный -- это современная легенда, возникшая из-за усталости от Санта-Клаусов.
1940-е (Тюменское музейно-просветительское объединение)
1952 (Архангельский краеведческий музей)
Начало 1960-х (Тюменское музейно-просветительское объединение)
1970-е (Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей)
Иллюстрация из журнала "Крокодил".
***
Итак, переходим к выводам.
К 1917 году в русской культуре уже возникли и активно развивались рождественские (новогодние) традиции. Рождественский дед, приносящий подарки, вошел в городской, детский фольклор, изображался на открытках и игрушках, однако устоявшейся иконографии не имел -- существовало несколько вариантов.
Молодое советское государство было атеистическим, и все эти безобразия отменило.
Пока 28 декабря 1935 года не вышел номер "Правды" со статьей Постышева про необходимость праздника, на следующий день было обнародовано решение ЦК ВЛКСМ, предписывающее комсомольским организациям устраивать детские новогодние елки.
Первый номер «Огонька» за 1936 год был праздничным, но Новый год в нем не упоминался. На обложку второго попала одна из первых школьных елок, осторожно названная «костюмированным балом» (источник).
1939. Горшков В.А. Типография «Интурист» Набор фотографий «Веселые каникулы». Дед Мороз и дети. ГИМ
На это разрешение незамедлительно откликнулись художники и костюмеры, детство многих из которых пришлось именно на дореволюционную эпоху.
В своих работах они стали использовать старые варианты иконографии Мороза (Деда Мороза), отряхнув с них пыль.
При этом старик-Мороз потерял свою брутальность и суровость, возможно, это было одной из причин, почему больше не рисуют коричневый тулуп. По сравнению с Санта-Клаусом его фигура обрела большую основательность, другое распределение лишнего веса.
Обложка журнала 1936 года
То, насколько это было необходимо психике советского человека, подтверждает, с какой готовностью образ Деда Мороза стал использоваться везде, как быстро он обрел, скажем так, телесность.
Зима в парке Сокольники. 1938. russiainphoto.ru
Быстро были воскрешены старые обычаи.
Фото из семейного альбома. До 1939. russiainphoto.ru
Развитие же костюма Деда Мороза идет, направляемое требованиями трех жанров искусства:
а) прикладное:
разного рода полиграфия, иллюстрации, игрушки. Здесь царит относительная простота, контрастность, четкость силуэта. (Красный цвет также часто встречается, не только из-за коммунистической идеологии, но и из-за своей выигрышности).
Открытка 1944 года
Пригласительные билеты на елку 1948 и 1949 года
Мультфильм «Новогодняя ночь» (1948)
Это в среднем, бывали и более сложные художественные задачи, например, в серьезной книжной иллюстрации.
б) прикладное-сценическое
под этим я имею в виду многочисленные "новогодние елки", устраиваемые в стране, и работавших на них актеров в ролях Деда Мороза.
Здесь, насколько я вижу, использовался "средний" вариант наряда Деда Мороза -- не крестьянская дубленка, но и не боярская роскошная шуба.
Я думаю, что основной причиной развития этого костюма именно в таком варианте является исключительно ограниченность материального ресурса. Добыть роскошные меха и текстиль для пошива "боярского костюма" было нелегко, тяжело его и кроить. Гораздо проще и быстрее сделать яркий, но простой по крою "стандартный вариант" костюма.
Обложка "Огонька" 1968
в) сценическое (кино- и театральное)
При этом театр, с постановками русской классики и устоявшейся традицией костюмирования, и зависимый от него кинематограф, в первую очередь супер-популярный фильм "Морозко" (1965), имея и ресурсы, и талантливых мастеров, мог позволить себе разрабатывать наметившуюся в Серебряном веке линию "боярского" имиджа Деда Мороза.
Из-за своей дороговизны и сложности в производстве он оставался редким, но при этом был весьма запоминающимся.
В новой России случилось следующее:
-
- увеличилось материальное благосостояние граждан
-
- появился доступ к дешевым текстильным материалам (спасибо Китаю),
-
- стало намного дешевле изготавливать сложные костюмы,
-
- избалованный зритель стал требовать более яркой, сложной, дорогой картинки
-
- потребовалось увеличить градус "русскости" из-за обилия импортных картинок с Санта-Клаусом. Поэтому стало востребованным узорочье и прочая этническая антуражность
-
- стал более явным поп-культ Нового года (под влиянием западной рождественской шопинг-истерии, в том числе),
благодаря комбинации этих факторов этот "боярский" парадный, боХатый, сложный вариант наряда Деда Мороза и стал максимально популярным.
Официальный российский Дед Мороз из Великого Устюга
Комментарии