Крис Семброски вспоминает миссию Inspiration4

На модерации Отложенный

Инженер Lockheed Martin из Сиэтла Крис Семброски рассказывает об опыте работы с командой SpaceX и своих впечатлениях от первой полностью частной орбитальной миссии Inspiration4.

Когда в марте (2021) вам сообщили об успешном прохождении отбора для полёта, были ли вы обеспокоены тем, как совмещать работу, семейную жизнь и подготовку к полёту?

— Конечно. Я беспокоился о том, как сохранить баланс в семье, работе и жизни. В то время я только-только получил новую должность в Lockheed Martin и в апреле должен был приступить к работе. Поэтому нужно было убедиться, что они согласятся на это и не возникнет никаких проблем с работой. Но с их стороны всё было великолепно: компания поддерживала меня на протяжении всего этого приключения.

В изначальный план входили тренировки в SpaceX, а между ними - большие выходные. Так как это их первая полностью частная миссия, план не раз переписывался прямо по ходу подготовки. Это совсем не похоже на миссии, с которыми им приходилось иметь дело в прошлом. Всё становилось намного интенсивнее, чем мы ожидали. Какое-то время удавалось поддерживать баланс с работой и личной жизнью, но занятость становилась всё больше и больше. Моя жена поддерживала меня на протяжении всего процесса подготовки. В конце концов мероприятий по подготовке стало так много, что от работы пришлось отлучиться: я взял отпуск на несколько месяцев, чтобы целиком сосредоточиться на подготовке к полёту.

Спектр вашей подготовки был очень обширным: от практических занятий в штаб-квартире SpaceX в Калифорнии до похода в горы и полётов на истребителях. Какие моменты вам особенно понравились?

— Каждый из них... даже если бы мне довелось пережить всего один из них, любой бы сделал этот год удивительным приключением. Мне показалось, что восхождение на гору Рейнир (в штате Вашингтон) было самым полезным для подготовки к миссии. В процессе обнаружилось, что на самом деле человеку нужно не так много вещей, как все мы привыкли думать. То же касается и еды. Все налаживали контакт друг с другом в стеснённых условиях. Сперва поход казался мне далеко не самым интересным занятием, но когда мы добрались до вершины, стало ясно, что те виды, которые открылись нам оттуда, стоят всех потраченных усилий.

Могу также сказать, что тренировочные полёты на истребителях были очень весёлыми. Мы занимались аэрофотосъёмкой, выполняли фигуры высшего пилотажа и даже имитировали воздушный бой у побережья Флориды где-то за неделю до старта нашей миссии. А ещё - приземление на посадочной полосе для Space Shuttle, виды на здание вертикальной сборки (VAB), нашу башню обслуживания, стартовые площадки... это были впечатляющие моменты. В особенности осознавая, сколько исторически важных событий произошло в этой точке земного шара.

Похоже, что именно поход стал одним из первых мероприятий, которые поспособствовали вашему сближению, не так ли?

— Совершенно верно. Мы действительно работали как команда, поддерживали друг друга, не сдавались и всё время держались вместе. Для нас это был настоящий момент сплочения. Мы осознали, что можем быть достаточно сильными и спокойно переносить некомфортные ситуации. Все понимали, что вне зависимости от развития событий, мы сможем пройти через любые трудности и проблемы. С того момента стало очевидно, что мы - настоящая команда, а не просто четыре случайных человека, которым предстоит делать что-то вместе.

Ваши тренировки были довольно интенсивными. Как по-вашему это отразится на будущем космических полётов, туризме и самой идее доступности космоса?

— Я действительно думаю, что если люди готовы приложить необходимые усилия и просто сказать "да", когда перед ними открывается такая возможность, то почти каждый может сделать то же, что удалось нам - отправиться в орбитальный полёт. Но это не так просто, как подойти к билетной кассе и забронировать место на завтрашний космический рейс. Мы пока не на таком этапе. Думаю, важно отметить, что мы проходили те же тренировки, что и астронавты NASA в SpaceX. Нас должны были подготовить к любым проблемам, угрожающим безопасности в полёте, несмотря на то, что шанс их возникновения оценивался в <1%. Но на орбите нужно быть готовым к чрезвычайным ситуациям любого рода.

Людей, которые планируют провести в космосе несколько дней, всё ещё ждёт множество тренировок, но на самом деле это не намного отличается от похода в горы.

Нужно позаботиться о своём снаряжении и некоторое время посвятить тренировкам, чтобы убедиться, что вы физически способны осилить это путешествие. Мы прошли программу физической подготовки и убедились, что находимся в наилучшей для нас форме и можем справиться со всеми перегрузками во время запуска и возвращения на Землю.

Как вам стеклянный купол корабля Crew Dragon, из которого открывается панорамный вид на Землю и космос?

— Купол определённо сделал своё дело. Миссия и сама по себе была невероятной: без купола, мы бы любовались потрясающими видами из иллюминаторов, но перемещение "обзорной площадки" в нос корабля - действительно впечатляло. После открытия люка, нам были обеспечены лишние 10-15% пространства корабля и потрясающие непрерывные виды на Землю. Для меня это определённо было одной из лучших частей нашего путешествия.

К запуску нужно хорошо подготовиться. От разговора со своими детьми до составления завещания - есть о чём побеспокоиться, не так ли?

— Нужно быть готовым ко всему. Хочется убедиться, что оставляешь все свои дела в порядке, и своё завещание - в должном виде. Я написал письма своей семье. Они получили их, когда корабль благополучно вышел на орбиту. Другие письма, написанные для альтернативного сценария, к счастью, позже были уничтожены, так как в них не было необходимости.

Подготовка семьи по большей части состоит в том, чтобы убедиться, что родные понимают, как в SpaceX реализован весь процесс космического полёта - каково это, наблюдать за запуском Falcon 9 и за тем, в каких условиях мы будем жить на корабле Crew Dragon. Вне зависимости от того, на какой ракете ты отправляешься в космос, хочется, чтобы у твоей семьи было хотя бы самое базовое понимание того, что это из себя представляет. Им будет намного комфортнее, если они осведомлены о том, что происходит во время запуска.

Были какие-нибудь разговоры о финансах и страховании жизни?

— Этим вопросом начинают заниматься ещё на самых ранних этапах подготовки. Компаний, которые специализируются на страховании космических полётов - не так много, поэтому их услуги очень дорогостоящие. Джаред проявил щедрость по отношению к нам и уладил этот вопрос, чтобы мы были уверены, что о наших семьях позаботятся, если произойдёт что-то плохое. К счастью, ничего из этого не понадобилось.

Отправились бы снова в полёт?

— Не задумываясь. Я бы вернулся туда без каких-либо колебаний.

Мы были в восторге от красоты Земли. Джаред заметил восход Луны над горизонтом и сказал "О боже, мы забрались так далеко. Почему же мы не летим дальше?". Его реакция была осознанием того, что на этом нельзя останавливаться.

Похоже, это один из самых ярких моментов в вашей жизни. Одно из тех событий, после которых она никогда не становится прежней?

— Оно определённо повлияло на моё мышление. Всё это преследует меня каждый день. Я смотрю на небо и облака уже не так, как раньше, а с осознанием, что всё это можно наблюдать с другой стороны. Когда смотришь вверх, находясь на Земле, небо кажется таким огромным, но зная, что и у него есть свои границы, а атмосфера простирается не так уж и далеко... каждый день задумываешься о том, в каком особенном месте все мы находимся. Этот опыт навсегда изменил меня и мою жизнь.