50 лет "Граду обреченному". Превращения интеллигенции

На модерации Отложенный

 

По словам Бориса Стругацкого, картина Н.К. Рериха «Град обреченный» вдохновила писателей на создание романа. У Рериха две картины с этим названием (1914 и 1919 годов), но сюжет у них общий.
 

В наступившем году исполняется 50 лет роману братьев Аркадия и Бориса Стругацких «Град обреченный» (1972, опубликован в 1988—1989).

Теперь описанные в нём превращения общества, пожалуй, можно счесть пророческими.

 

И для 1972 года прямо поразительно точным предсказанием.

Судите сами.

 

В некоем фантастическом Городе после падения социалистического режима всеобщего равенства наступает — что?

НЕТ, вовсе НЕ идеализированная «сферическая демократия в вакууме».

 

Увы, приходит гнилой, коррупционный, воробуржуазный и регрессирующий режим «господина Мэра» со всеми прелестями хорошо знакомого нам постсоветского капитализма.

 

А что потом?

 

А потом против этого режима начинает выступать маленькая, но смелая Партия Радикального Возрождения во главе с бывшим унтер-офицером вермахта Фридрихом Гейгером, который сам себя аттестует как бывшего гестаповца.

 

 

 

 

Город. Иллюстрация Артёма Чебохи

 

Завершается всё правым переворотом с участием народных масс.

Майданом, короче говоря.

«Он увидел, как вдоль цепи фонарей, окаймлявших площадь, вдоль кольца сцепившихся телег и повозок со звоном и лязгом мчится бронеавтомобиль, его пулемётная башня ходит из стороны в сторону, обильно плюясь огнём, светящиеся трассы мечутся по всей площади...

 

И тут на открытое пространство выбежал длинный человек в чёрном, взмахнул рукой и плашмя упал на асфальт.

Под броневиком вспыхнуло пламя, раскатился гулкий удар, и железная махина грузно осела назад. Человек в чёрном уже снова бежал.

Он обогнул броневик, сунул что-то в смотровую амбразуру водителя и отскочил в сторону, и тогда Андрей увидел, что это Фриц Гейгер, а амбразура озарилась изнутри, в броневике грохнуло, и из амбразуры вылетел длинный коптящий язык пламени...

 

И тут бронированная дверца распахнулась, на асфальт вывалился охваченный пламенем лохматый тюк и с пронзительным воем стал кататься, рассыпая искры...»


А вот после победы восставших на трибуну взбирается этот самый Фриц Гейгер.

Что же он говорит?


«Над толпой, усиленный микрофонами, раздался надсадный яростный голос:

— ...И ещё раз повторяю: беспощадно! Мы очистим Город!.. от грязи!.. от нечисти!.. от всех и всяческих тунеядцев!.. Воров — на фонарь!..

— А-а-а! — проревела толпа...

— Ненависть! Ненависть поведёт нас! Хватит фальшивой любви! Хватит иудиных поцелуев!

Предателей человечества!

Я сам подаю пример святой ненависти!

Я взорвал броневик кровавых жандармов!

У вас на глазах!..

Я железной метлой выметаю нечисть и нелюдей из нашего Города!

У вас на глазах!

Я не жалел себя!

И я получил священное право НЕ жалеть других!..»

 

 

 

Город эпохи расцвета либеральной демократии. Нашествие павианов. Иллюстрация Артёма Чебохи

 

Но в этой ситуации для нас интересен НЕ столько Гейгер — с ним-то как раз всё абсолютно ясно — сколько главный герой романа, Андрей Воронин.

В начале романа он идейный красный, «комсомолец», как сам представляется.

Потом, при буржуазном режиме, — главный редактор «желтоватой оппозиционной либеральной газетки».

Которая при фашистах отнюдь НЕ закрывается, а «просто перестаёт быть оппозиционной и либеральной».

А сам Воронин, уже при Гейгере, делается крупным сановником фашистского режима.

Неожиданный поворот? Очень даже ожиданный.

Вот как характеризовал своего персонажа сам Борис Стругацкий: «главный герой, Андрей Воронин, комсомолец-ленинец-сталинист, правовернейший коммунист, борец за счастье простого народа — с такою лёгкостью и непринуждённостью превращающийся в высокопоставленного чиновника, барина, лощёного и зажравшегося мелкого вождя, вершителя человечьих судеб».

 

Ещё более интересно признание Бориса Натановича о том, что «роман этот задумывался изначально в значительной степени как автобиграфический».


Ну да, конечно.

Ведь роман — это НЕ только история типичного советского интеллигента, но и более того — история превращений целой социальной группы.

От красных бессребреников — к либеральным сторонникам воробуржуев, и далее — к фашистам.

 

Вначале Воронин был жутко красным, идейным, бескорыстным, искренне верил в мировой коммунизм (пардон, «Эксперимент»).

В равенство всех со всеми (регулярная ротация должностей дворников-мусорщиков и директоров в Городе).

Потом как-то естественно и непринуждённо стал «желтоватым» либералом, защитником всех и всяческих свобод.


А потом точно так же естественно и незаметно для себя самого превратился в соратника «отпетого нациста-гитлеровца» (это характеристика Бориса Стругацкого, если что).

Для которого самое милое в жизни - собирать коллекцию дорогого старинного оружия и развешивать у себя дома на ковре.

 

А фашистские вожди при ближайшем рассмотрении оказались НЕ такими уж жуткими людоедами.

Ну да, они могут при случае застрелить оппозиционного журналиста, который в глаза назовёт их фашистами, хладнокровно жгут из огнемётов «нелюдей» (например, пациентов психиатрической больницы), следят за неблагонадежными высказываниями («пропагандой Эксперимента»), но в общем-то — милейшие люди.

 

Пожалуй, роман следует оценить как очень жестокое, беспощадное саморазоблачение советской интеллигенции.

Откуда она есть пошла и куда в итоге пришла.


Ну, а поведение Андрея Воронина в дни фашистского переворота — это один к одному сегодняшний эталон поведения либералов в дни ультраправых переворотов.

 

Оно всё — в паре фраз:

«— Что делать? В городе фашистский переворот.

— Почему — фашистский? - ошеломлённо спросил Андрей... — Почему ты думаешь, что фашистский?

— Я не думаю, я знаю, — нетерпеливо сказал Кэнси».


Этого журналиста-антифашиста, Кэнси, который «НЕ думал, а знал», фашисты в тот же день и грохнули.

 

 

 

 

Останутся такие, как Воронин — хлопающие ушами и ровным счётом ничего НЕ понимающие в происходящем, но при этом — вполне пригодные кирпичики для строительства нового фашистского порядка.


Есть определённая логика и в развитии от социальной революции к торжеству либералов, а потом и фашистов.

Социальная революция даёт огромные, неслыханные прежде возможности самым простым людям, огромным массам.

 

Простого грузчика Вана в романе она упорно выталкивает наверх, сначала назначая секретарём мэра.

Он отказывается, несёт за это наказание, работает дворником.

 

Потом его назначают директором комбината... Он вновь отказывается...


На втором этапе — либеральном — такого уже НЕТ.

 

Мэр — это мэр, директор комбината — директор, дворник — это дворник.

 

Завоевания революции уже растащены по карманам отдельных людей.


Но из этого этапа, как проницательно поняли Стругацкие ещё в 1972 году, с необходимостью вытекает и третий этап — фашистский.

 

Когда новообразованная «элита» всеми средствами защищает свои привилегии от таких, как Ван...

 

Так что три стадии развития главного героя: красный идеалист — либеральный борец за все и всяческие свободы — фашистский «зажравшийся лощёный барин» — НЕ только НЕ случайны, но и железно необходимы.


Печальна, конечно, «автобиографическая» история деградации советской интеллигенции — от красных к либералам и далее к фашистам — описанная Стругацкими в романе, и которую мы видим сейчас воочию.

 

Увы, интеллигенция поколения Стругацких вместе с грязной водой выплеснула вон и ребёнка - то есть отреклась от «Эксперимента», от всяких идей социальной справедливости, равенства, уважения к человеку труда...


Но ведь история на этом ещё НЕ заканчивается.

 

Как говорил Маркс, крот истории хорошо роет.

 

Вот на него-то, на этого крота, теперь вся надежда.