Предложения уровня семиклассника»: шахтеры со скепсисом отнеслись к введению клятвы горняка
На модерации
Отложенный
По мнению рабочих, инициатива заместителя губернатора Кузбасса — неудачный пиар-ход Анастасия Кяримова 21:10, 24 дек. 2021 Замгубернатора Кемеровской области Андрей Панов заявил о введении в регионе обязательной клятвы горняка. Шахтеры обязуются «быть достойными» и «честно трудиться на благо Кузбасса». Торжественную речь будут произносить рядом с российским флагом, каждому рабочему нужно будет расписаться. Шахтер с 15-летним стажем рассказал Daily Storm, что эта идея вызвала недоумение у его коллег. Сам же он считает инициативу популистской. С ним согласен глава Независимого профсоюза горняков Александр Сергеев — по его мнению, заставлять людей клясться сразу после трагедии на «Листвяжной» просто неэтично. «Лозунг «Служить Кузбассу» можно натянуть на любую профессию» Станиславу 37. На шахте в Кузбассе он работает больше 15 лет. В начале декабря горняк уже рассказывал Daily Storm, как члены шахтерского братства поддерживают друг друга после трагедии на «Листвяжной».
На появление новой клятвы горняка, которая якобы должна обеспечить безопасность работников, он отреагировал негативно: «Подобные предложения достойны уровня школьника седьмого класса, а не заместителя губернатора по промышленности. Если клятва Гиппократа и воинская присяга говорят о конкретном долге, то клятва горняка не имеет ничего общего с горняцким трудом. Общие популистские лозунги «служить Кузбассу» можно с таким же успехом натянуть на любую профессию. На механика автобазы или школьного учителя, например», — недоумевает мужчина. Его коллеги тоже не восприняли клятву всерьез — скорее задумались о компетентности властей, выдвигающих подобные инициативы: «В лучшем случае клятва у них вызывала смех. Но чаще — недоумение. Как подобные люди могут находиться в управлении области?» — добавляет Станислав. Замглавы региона уверяет, что клятва повлияет на качество «промышленной безопасности и охраны труда». Однако горняк с большой иронией говорит о целесообразности этой инициативы: «После предложения клясться в дальнейшем от замгубернатора последует и предложение молиться. Но вряд ли это повлияет на уровень промышленный безопасности», — уверен собеседник Daily Storm. «Поклянемся, и все будет хорошо? Ну это несерьезно!»
С шахтером Станиславом также солидарен председатель Независимого профсоюза горняков России Александр Сергеев. По его мнению, такие клятвы просто перекладывают ответственность за все ЧП на шахтеров. «Перед кем я должен давать клятву? На основании чего? Это где прописано? В Конституции? Если я служил, я давал клятву служить честно Родине.
Когда я на работе, я подписываюсь о промышленной безопасности и несу ответственность. Это просто попытка заблаговременно возложить ответственность за любое ЧП на работников шахты! Откровенно говоря, я в недоумении от такой инициативы властей», — заявляет Сергеев. Собеседник добавил, что никакой практической пользы клятва не несет. По его словам, ритуал также не соответствует нормам этики. «С момента гибели шахтеров на «Листвяжной» еще даже не прошло 40 дней», — напоминает Сергеев. «Как это с этической точки зрения рассматривать? Сейчас достаточно тяжелое психологическое положение в регионе. И у семей погибших, и у самих горняков. Постоянные проверки проходят. Идет дискуссия о том, что нам дальше вообще после трагедии делать. И тут вот это заявление: поклянемся, и все будет хорошо. Ну это несерьезно!» В целом же глава Независимого профсоюза горняков оценил инициативу как «несвоевременный и очень неудачный пиар одного из заместителей губернатора».
Также кузбасские горняки должны будут дать расписку, в которой упомянуты перечни «торжественной клятвы». Специалист по трудовому праву Олег Бабич считает, что никакой юридической силы этот документ не имеет. Соответственно, и санкции за нарушение клятвы последовать не могут. «У нас все вопросы, связанные с трудовыми отношениями, в том числе с обязательствами работника, определяются Трудовым кодексом. Все эти клятвы — это такая же история, как кодексы этики. Я бы клятвы воспринимал как некие рекомендательные принципы поведения». Даже тот факт, что клятва приносится еще и в письменном виде, не повлечет за собой никаких последствий, подчеркивает Бабич: «Ну подпишет человек. И дальше что? К чему его это обязывает? Это все морально-этические обязанности. Юридически — я уверен, что никакого значения не имеет. Никаких дополнительных обязательств на работника эта клятва не возлагает». Кроме того, напоминает специалист, все эти обязательства и так должен соблюдать каждый рабочий, вне зависимости от того, приносил он клятву или нет. «Я уверен, что это свод каких-то банальностей. Это попытка властей Кемеровской области показать, что они что-то делают. Мне кажется, нормальный контроль за соблюдением правил техники безопасности значительно больше повлияет на ситуацию, чем 10 клятв горняка. Можно клясться, можно не клясться. Это все и так имеет место быть», — резюмирует юрист. Трагедия на шахте «Листвяжная» в Беловском районе Кемеровской области произошла 25 ноября. В результате взрыва и последующего пожара на глубине 250 метров погиб 51 человек — 46 горняков и пять спасателей.
Комментарии