Дом декабриста Муравьева-Апостола

На модерации Отложенный

https://youtu.be/UEot7ssYx5k

Дом декабриста Муравьева-Апостола в г. Ялуторовске

Дом декабриста Муравьева-Апостола в г. Ялуторовске
В 1935 году в Ялуторовске при ремонте дома-музея декабристов (он был создан в 1927 году), была найдена старинная бутылка с запечатанным горлышком. Сейчас это один из экспонатов музея.

Она лежала под плахой черного пола, на котором стояла печь. Внутри как положено, было вложено письмо-послание потомкам.

Матвей Иванович Муравьев-Апостол

Написано послание было Матвеем Муравьевым-Апостолом, который и жил в этом доме. Матвей Иванович в этом послании описал дом, перечислил всех декабристов и их семьи (те, которые проживали в Ялуторовске), а завершалось письмо словами: «Для пользы и удовольствия будущих археологов, которым желаю всего лучшего в мире, кладу эту записку 18 августа 1849 года». Да-да, здорово облегчил жизнь Матвей Иванович ялуторовским краеведам этим посланием.


… Матвей Иванович Муравьев-Апостол декабрист, брат казненного декабриста Сергея Муравьева-Апостола. Вообще, в этой аристократической семье было много декабристов. Например, родной брат Матвея и Сергея, Ипполит тоже был активным участником одного из тайных обществ. Он погиб во время восстания Черниговского полка в 1825 году, был ранен, а под арест не захотел. Вот и застрелился на глазах у старших братьев. Юноше исполнилось тогда 19 лет. А вот старшие братья пошли на Голгофу, Сергей был повешен, а Матвей сослан. Для Матвея приговор суда, а он гласил 20 лет каторжных работ с лишением всех чинов и дворянских титулов, думаю, показался не таким уж и строгим. Ведь, что ни говори, а это был государственный заговор, и покушались его участники на государственный строй, и в планах у них было уничтожение всей царской семьи. И какими бы высокими идеалами не прикрывались, они покушались на основу российской государственности. Оправдывает этих образованнейших людей лишь то, что они больше болтали, чем делали. А вот те, что пришли после них, народовольцы и так далее, действовали куда решительнее, и не без помощи тех идей, которые проповедовали все эти общества и «Южное…», «Северное…», «Союз Спасения», «Союз благоденствия» и так далее. Много их было.

Итак, Сергей повешен, а Матвей отправился в ссылку. Вначале его держали в Роченсальме. Крепость была расположена на берегу Финского залива, и по воспоминаниям современников была довольно мрачною. На защиту Матвея не раздумывая, бросилась его сестра Екатерина Ивановна, в замужестве Бибикова.

Помогло и то, что следствие обнаружило переписку Матвея с братом Сергеем, в котором Матвей Иванович пытался удержать брата и все тайное общество от кровопролития.
Но все же Матвей Иванович был сослан в Вилюйск, Якутской области. Жизнь в Якутии была совсем не сахар, приходилось жить в чуме с ледяными окнами (лед вместо стекол). И опять на амбразуру бросилась сестра. По её просьбе Матвей был переведен из Вилюйска в Бухтарминскую крепость в Омской обл.

В Бухтарминской крепости у Муравьева-Апостола пошла несколько другая жизнь. Да, под строгим надзором, да, не в царских палатах. Жил Матвей Иванович в доме статского советника Бранта. Домик его стоял на берегу реки Семуневки, и там даже свой огородик был. Там же, видимо, он встретил свою будущую жену, с которой прожил долгие годы. Мария Константиновна Константинова была дочерью местного священника. Когда она осиротела, её на воспитание взяла тетка того самого Бранта. Свадьба с этой милой и обаятельной девушкой, а именно так её вспоминают современники, состоялась в 1832 году там же в крепости. Вот фото Муравьевых- Апостолов, но сделано гораздо позднее.

Сестра Екатерина снова похлопотала и семье Муравьевых-Апостолов было разрешено переехать в грорд Ялуторовск, куда они и приехали в 1836 году. К этому времени в Ялуторовске уже проживали семьи других декабристов, так что ехали они не на пустое место. Поселились в доме купца Егора Прокопьевич Белоусова, вот в этом самом доме, где теперь музей.

Доме купца Егора Прокопьевич Белоусова

И Егор Прокопьевич и его сын Петр числились курганскими купцами. Продавал дом, в котором семья прожила 40 лет, Петр. Он к тому времени был исключен из гильдии купцов и переведен в мещане. Дом представлял собой шестистенок с 5-ю комнатами. Вокруг находился двор с надворными постройками. Часть комнат Белоусовы сдавали и вот что выяснилось. Оказывается, еще до Муравьева-Апостола в этом доме проживал еще один знатный ссыльный. А именно, кригс-комиссар князь Сибирский Федор Васильевич, сосланный в Сибирь еще Императором Павлом. Князь Сибирский был потомком хана Кучума. Он был сослан в Сибирь за злоупотребления, лишен чина и дворянства.

Говорят, Павел затаил обиду на потомка Кучума за то, что тот вывел солдат на развод в мундирах старого (видимо еще Екатерининского) образца.

Интересный факт, судьбы князя Федора Васильевича Сибирского и декабриста Муравьева-Апостола еще раз пересекутся и опять по квартирному вопросу. Когда Муравьев-Апостол после амнистии появится в Москве, а это ему буде запрещено, то временно проживать он будет в доме, который принадлежал князю Сибирскому.

Еще Сибирский начал ремонтировать старый дом купцов Белоусовых. Он оштукатурил одну из комнат. До этого момента о штукатурке в Сибири никто и слыхом не слыхивал. Ну, а Матвей Иванович начал перепланировку дома. Он сделал пристрой и веранду, утеплил комнаты. Дом приобрел вид маленькой дворянской усадьбы.

Конечно, новое место жительства было не таким как в Москве. Вот усадьба Муравьевых-Апостолов на улице Старой Басманной.

Усадьба Муравьевых-Апостолов на улице Старой БасманнойУсадьба Муравьевых-Апостолов на улице Старой Басманной

Да, и на поместье в Хомутинеце тоже мало похоже.

Поместье Муравьевых-Апостолов в ХомутинецеПоместье Муравьевых-Апостолов в Хомутинеце

Дом был уютным и теплым, как улыбка Марии Константиновны. Наверняка, это она развела цветник у дома, про который говорили и судачили во всех декабристских семьях.
В 1837 году в семье случилось большое событие, у Муравьевых-Апостолов родился сын. К несчастью, он вскоре умирает. И Муравьевы- Апостолы берут на воспитание 4-х летнюю Августу Сазонович. А вскоре священник одной из Ялуторовских церквей принес в семью еще одного младенца, девочку. Её подбросили на порог церкви. Так у Муравьевых-Апостолов появилось две девочки, которых воспитывали как аристократок. Обучали грамоте, иностранным языкам, музыке, этикету.

Община декабристов в Ялуторовске была очень дружной. Они тесно общались, ходили в гости то в одну семью, то в другую. В доме Муравьева-Апостола побывал Кюхельбекер, жена декабриста Фонвизина Наталья Дмитриевна, Сергей Трубецкой и Сергей Волконский с семьей.
Матвей Муравьев-Апостол как человек образованный и деятельный со всем жаром не растраченной энергии отдался педагогической работе, обучал местных детишек. Но об этом подробнее я, расскажу позже. Прекрасная библиотека Матвея Ивановича была открыта для местной интеллигенции. А вот беднейшим жителям Ялуторовска он помогал и в медицинском плане. А еще он был страстным охотником. Ну, в Сибири, как известно, это была не проблема. В музее сохранились охотничьи сапоги Матвея Ивановича.

Охотничьи сапоги Матвея ИвановичаОхотничьи сапоги Матвея Ивановича

А еще он увлекался выращиванием картофеля, и пытался заразить этим жителей Ялуторовска. Не очень удачно, полагаю.
Так и текла их жизнь целых 20 лет. Амнистия случилась в 1856 году в царствование Александра II. Амнистированным было запрещено проживание в Москве и С-Петербурге. Богатые родственники не бросили семью и подарили Муравьеву-Апостолу деревню с 500 крепостными. Историки пишут, что Матвей Муравьев-Апостол до конца дней остался верен своим политическим взглядам. Впрочем это ему не помешало пользоваться трудом крепостных в своей деревне.

Умер Матвей Иванович в 1886 году в возрасте 93-х лет. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В конце жизни ему разрешили носить боевые ордена, заработанные им в сражениях с Наполеоном. Мария Константиновна похоронена на Ваганьковском кладбище. Аннушка и Августа получили дворянские титулы и фамилию Матвеевы. Аннушка ухаживала за уже больным Матвеем Ивановичем до последних дней.
Скажу честно, что музей-усадьба декабристов в Ялуторовске с первого взгляда показался мне довольно скромным. Комнаты маленькие и тесноватые. Но разглядывая экспонаты, а особенно изображения, с которых на меня смотрели такие чистые лица, все больше проникалась духом, атмосферой того времени.

И мысли и чаяния этих людей как бы оживали, становились зримыми. Поэтесса Людмила Лебединская написала такие строки, посвященные музею:
«… Я в этот дом вхожу с благоговеньем,
Как выразить признательность свою

Здесь помнит все6 высоких дум стремленье
Надежность, верность, дружбу и терпенье,
Закованные в ледяном плену».

Спасибо Ялуторовчанам за память, не во всех городах так трепетно её хранят, например, в Тобольске не сохранилось ни одного дома, где жили декабристы.

Адрес дома купца Белоусова:

Тюменская область, г. Ялуторовск, ул. Революции, 75 с3