По Демидовским Местам.
На модерации
Отложенный
По Демидовским Местам. Усадьба, которой уже нет.
Вы знаете, где обитал Соловей-разбойник? Жители Калужской области считают, что у них. И обитал он в густых и непроходимых лесах около села Брынь.
Вы скажете, а где же эти леса, да еще и не проходимые? Были-говорят краеведы, но их вырубили, когда на реке Брынь возле одноименного поселения был построен Демидовский завод. Если же заглянуть в историю села еще дальше, то мы увидим, что называлось поселение Толстошеево и принадлежало оно самим Милославским. Помните, первая жена царя Алексея Михайловича (отца Петра I) была из рода Милославских. Вдова Ильи Даниловича Милославского, Авдотья продала селение Василию Обухову, стольнику, воеводе.
В 1721 году он основал на реке Брынь железоделательный завод. Он же поставил не большую плотину, образовав запруду. В 1722 году он продает эти земли вместе с заводом Никите Никитичу Демидову. Правда , в официальных источниках Брыньковский завод уже как Демидовский датируется с 1726 года.
Сельское поселение, стоящее в 105 км от Калуги, место глуховатое и туристам неизвестное. А зачем сюда ехать туристам? Ведь уникальный памятник истории заводская усадьба Демидовых превратилась в руины.
Это, правда, усадьба в с. Брынь не самая эффектная и представительная. Это усадьба того времени, когда Демидовы не строили дворцы с золотыми дверями. Это образец усадьбы при заводе. Вот я прочитала в одной статье, мол, для центральной России эта усадьба вообще чуть ли не единственная, не Урал же. А что Урал, в Невьянске-промышленной столице Демидовых тоже никакой усадьбы нет. Здания стоят на территории завода, и выглядят примерно так.
Здание перестроено под заводской цех. Так что вполне возможно, что эта усадьба, когда она была цела, действительно была чуть ли не единственной в России (если не права, поправьте).
Как она выглядела хорошо известно. В 70-80-е годы она использовалась местным колхозом, что-то вроде автобазы, и про этот колхоз в 1973 году был снят документальный фильм. Вот там усадьба и засветилась, стояла целехонькая. Она представляла собой что-то вроде палат.
В интерьерах была великолепная барочная лепнина на потолках и дверных порталах. При господской усадьбе имелся конный завод, где выращивали лошадей турецкой породы.
Была построена деревянная церковь Преображения Господня в 1736 году. До нас дошла каменная, построенная позже, уже поле Демидовых.
Так же были построены две мельницы. А сегодня заросшие руины не так то и просто отыскать. От здания остались какие-то фрагменты, кое-где подвалы со сводами. Вот, посмотрите
Вы, скажете от 1973 года прошло 44 года, а вот 1726 до 1973 года 247 лет — и ничего стояла усадьба.
Обидно еще и потому, что владельцем завода и усадьбы был, по-моему глубокому убеждению, один из самых ярких представителей рода Демидовых, младший сын основателя династии Никиты Демидовича Антюфьева, младший брат , известного даже младенцам Акинфия Демидова, Никита Никитич Демидов. Он создал свою промышленную империю, даже две. Одну на Урале, другую в Центральной России. Создал их сам, не «благодаря», а «вопреки».
Весной 1704 года из Тулы на Урал двинулся караван с рабочей силой. С этим караваном ехал сам Никита Демидович и двое его младших сыновей Григорий и Никита. Акинфий к тому времени уже разворачивал кипучую деятельность в Невьянске. Всеми делами на Невьянских заводах заправляли отец Никита Демидович и Акинфий. Младшие братья исполняли роль приказчиков. Работали на износ все. Младшие взрослели, и у них выработался свой взгляд на ведение дел. Особенно у Никиты. Он был сыном своего отца, очень самостоятельный в суждениях и страшно амбициозен.
Слабым местом Уральских заводов была их удаленность от центра и полное отсутствие, как бы сейчас бы сказали, логистики. Все зависело от погоды, от разлива рек, от снежных заносов. И когда чуть не сорвался государев заказ (из-за разлива рек), то собрали семейный совет. На нем было решено, что передельное производство лучше ставить в центре России, и для этого Григорий поехал управлять Дугненским заводом (Калужская губерния).
Но тут забастовал и Никита, он тоже пожелал уехать с Урала. Отец был вне себя, но узнав истинную причину метаний сына, тотчас отпустил «Никитку». А дела были сердечные. Еще до отъезда на Урал, Никита влюбился в Настю, дочь одного из богатейших оружейников Тулы, Пастуховых.
Он так и не смог выбросить девушку из сердца, даже в суровых условиях Урала. Отец, конечно, благословил Никиту. Ему, вероятно, уже мерещились капиталы Пастуховых, так необходимые для его любимого дела. Ведь он уже провернул такой же финт со своим старшим сыном, женив его на приданом купцов Коробковых.
Но дело пошло не так, как это себе представлял Демидов старший. Никита отказался участвовать в семейном деле, он прекрасно понимал, что в Невьянске он всегда будет на вторых ролях. А он хотел своего дела. Никита открывает торговлю в Москве (помогли новые родственники).
Поднакопив капитал, занимается ростовщичеством. Деньги у него появились, а вот удовлетворения нет. Надо сказать, что отец первое время уговаривал, а где-то угрожал, для того, чтобы тот влился в семейное дело. Но все было бесполезно, и Никита старший рассвирепел, и выделили младшего сына из семьи. Никита получил не большую сумму денег, усадьбу в Туле, а также винокуренный завод. Но интерес к торговле лет через пять стал иссякать, все-таки он был заводчиком. Уральские заводы как магнитом тянули его к себе. Для начала он приобретает у среднего брата Григория за 1000 руб. Дугненский завод
К тому времени он после наводнения был не «комильфо». Никита Никитич восстанавливает его, запускает в работу. Возводит жилые помещения для рабочих, складские помещения и церковь (в 1718 году он его отдал в управление своему сыну Евдокиму). Никита Демидов старший совершает тайную вылазку на завод. Очень ему интересно как идут дела у сына. Оценка был уничижительной и не справедливой. Он писал Акинфию, что мол у Никитки на заводах дела плохонькие, лесов вокруг мало, продукция так себе-не конкурент он тебе.
Никита Никитич узнал об этом «промышленном шпионаже» и был крайне возмущен. Но в глубине души он был уже готов влиться в семейный бизнес. И когда на реке Выя ( Урал) была найдена руда и было решено там ставить завод, Никита Никитич предложил Акинфию стать дольщиком, и вместе строить завод.
Он предлагал не только деньги, но и свои связи в Москве. Акинфий-то был не против, встал на дыбы отец: «в деньгах твоих нужды нет, а горного дела здесь тебе не снесть и не уметь…» ответ был категоричным и грубым.
И Никита сорвался, иначе его поступок объяснить трудно. В 1715 году некто Сидор Томилин написал в Берг-коллегию, что Выйский рудник захвачен обманом. Началась тяжба, которую Демидов выиграл. Но самое неприятное было в том, что отец узнал, что за этой клеветой стоит его младший сын Никитка. Разрыв был безоговорочный и окончательный.
В 1725 году умирает Петр I и Демидов старший. Императорскую корону одела Екатерина I. Она очень нуждалась в своих сторонниках и хороших специалистах, особенно в области управления. У Никиты Никитича появился реальный шанс проявить себя. В 1726 году его приглашают на службу в Берг-коллегию. И тогда же он получает разрешение строить передельный завод на реке Брынь. В том же 1726 году Демидовы были возведены в потомственное дворянство, и получили право приобретать земельные владения вместе с крепостными. Никита Никитич начинает скупать деревни и вотчины, формируя основу будущей металлической империи. Он покупает деревни в Брянском, Алексинском, Казанском, Арзамаском и др. уездах. Слава о нем как о жестоком, даже беспощадном хозяине бежит резвее, чем он совершает покупки. Так, например, крестьяне одного села, узнав, что село купил Демидов, устроили бунт и вынудили власти вернуть село бывшему хозяину. Как им это удалось? Не понимаю, но это исторический факт.
Итак, в Центральной России Никита Никитич Демидов в разные годы построил и ввел в действие: Дугненский завод; Брыньский завод; Давыдовский завод и Выровский завод в Калужской губернии, а так же Людвиновский завод в Брянская губернии.
Может, конечно, я что-то пропустила, я намеренно не упоминаю его Уральские заводы.
Уже не раз пытается Никита Никитич подвинуть Акинфия на Урале, нет не влиться в его дело, а создать свое. И ему это удается, об его Уральской империи — отдельный рассказ.
У Никиты Никитича было пять сыновей: Василий, Евдоким, Иван,Никита (ну, без Никиты) и Алексей. Когда Никита Никитич почувствовал себя плохо, понимая, что конец близок, а наследство надо делить, он устроил жеребьевку. Из шапки что ли тянули? Дело вот в чем, старший сын Никиты Никитича Василий (тоже был истинный горнозаводчик) рано умер, а надежды на развитие своей империи он связывал, видимо, с ним. И после смерти старшего сына, ему было все равно. А как иначе объяснить эту странную жеребьевку. Она проводилась не раз, то одному сыну не понравиться, что судьба давала, то другому. Но наконец, договорились. Брыньскую часть получил Алексей. В неё входили Брыньский, Есенковский и Выровский заводы, и еще парусно-полотняная мануфактура.
Дележ, дробление единого целого всегда приводит к разрушению сложившегося комплекса. Алексей получил в наследство молотовые заводы без домен для выплавки. В таком виде заводы функционировать не могли. Алексей обращается с просьбой в Берг-коллегию построить на Выровском заводе 2 домны. Ему разрешают. И только он вводит их в строй, как выходит указ Шувалова о закрытии некоторых Подмосковных предприятий, в число которых входит и Выровский завод. Шувалов печется о своей выгоде, его цель сохранить тепловые ресурсы для собственных предприятий.
Алексею с Шуваловым было не справиться, уже не то время, когда Демидовы диктовали свои условия. Убытки были громадные. Заводское хозяйство начало медленно хиреть и с 1778 года числится не действующим. Алексей предпринимает попытку спасти производство. Он объединяется с купцом И.Н.Коробковым в 1780 году. Составляется контракт на 10 лет. По этому контракту вначале платит Коробков 16100 руб., а следующий взнос должен сделать Демидов на эту же сумму.
Завод запустили в 1782 году. Алексей тут же забирает себе всю продукцию, а взнос делать отказывается. Коробков пишет жалобу в Сенат. В ходе разборок выясняется, что Коробков весь в долгах и все его имущество продано за не платежи. Векселя на сумму 40000 руб. были предъявлены Алексею Демидову как компаньону. Ну, и кто кого обманул?
Умер Алексей Демидов в 1786 году в разгар тяжбы. Детей у него не было, и все обремененное долгами имущество перешло в казну.
Адрес усадьбы Демидовых в селе Брынь:
Россия, Калужская область, Кировский район, село Брынь
Комментарии
Усадьба Демидовых
Ускользающая история красивой усадьбы...
Поселок Тайцы, это то место, где расположена усадьба Демидовых, и она очень живописна, великолепная усадьба, которая, к сожалению, испытала на себе все прелести времени.
Александр Тургенев посещал эту усадьбу, и даже оставил воспоминания о ней,
Римский-Корсаков, именно здесь написал свою Третью симфонию, а художник Щедрин здесь писал свои знаменитые пейзажи.
Усадьба Демидовых в Тайцах является удивительным и впечатляющим местом, это одна из красивейших усадеб Ленинградской области, может быть безвозвратно потеряна.
Видя, как рушатся некогда величественные дворцы и усадьбы, мне становится очень и очень обидно.
И я сегодня подумал, что мир ускользающей истории, хранимой многими покинутыми усадьбами и дворцами, очень велик, и уже через пару лет, они едва ли смогут ее поведать, многие из них совсем разрушены и имеют мало шансов на восстановление. Наверное, именно поэтому они так привлекают меня к себе, любителя истинной красоты, истории города и окрестностей. Рекомендую…
Павел Л
написал(а) отзыв май 2016 г.
https://www.tripadvisor.ru/Profile/_F1606TT?fid=c30fc95d-cfdd-4064-bd01-606cd3929981
+++
Благодарю!
Радости , любви, добра, удачи , успехов!