С помощью доброго слова и пистолета можно добиться гораздо большего
На модерации
Отложенный
Институт РУССТРАТ
С помощью доброго слова и пистолета можно добиться гораздо большего
МОСКВА, 8 ноября 2021, Институт РУССТРАТ. Ежегодная российско-американская международная конференция «Диалог Форт-Росс» прошла 2 ноября 2021 года в виртуальном формате. Это был уже десятый по счёту форум. Особого внимания заслуживает выступление на данном мероприятии заместителя министра иностранных дел России Сергея Рябкова. Замглавы российского МИД в очередной раз сделал акцент на существовании неотъемлемой связи «между стратегическим потенциалом нападения и защиты с обеих сторон».
Он также оценил потенциал противоракетной обороны Соединённых Штатов и возможность 100% защиты от российского ядерного удара: «Я не думаю, что это возможно, в лучшем случае США смогут защитить себя от ограниченных ракетных атак с некоторых очень определенных направлений.
Но по мере того, как технологии продвигаются, выстраивается новый потенциал, а США добавляют инструменты в этой области, мы видим всё больше рискованных ситуаций, где этот потенциал начнет в конечном счёте подрывать, если не девальвировать критические элементы российского ядерного сдерживания».
Следует заметить, что именно по инициативе Вашингтона в июне 2002 года прекратил своё действие Договор об ограничении систем противоракетной обороны между СССР (РФ) и США, действовавший с 1972 года. С того времени не осталось ни юридических, ни политических инструментов сдерживания в области противоракетных вооружений и технологий.
Надо учитывать и существующие в Соединённых Штатах планы по развёртыванию ПРО в космосе и по обеспечению организации обороны страны путём уничтожения ракет противника на земле ещё до их запуска, которые увеличивают риск различных сценариев применения ядерного оружия.
В то же время можно констатировать, что Вашингтону так и не удалось создать эффективной системы ПРО. Американские эксперты вынуждены признать, что данная система не гарантирует защиту континентальной части Соединённых Штатов даже от ракетно-ядерного удара Северной Кореи, не говоря уже о России и Китае. При этом на неё были выделены астрономические суммы: за двадцать лет Агентство по противоракетной обороне США истратило на создание системы ПРО 163 миллиарда долларов, а в период с 2020 по 2024 год планирует потратить ещё 45 миллиардов.
Россию не может не беспокоить наличие позиционных районов американской ПРО в Европе. С 2016 года в Румынии у населённого пункта Девеселу развёрнут стационарный комплекс ПРО Aegis Ashore c перехватчиками ракет типа SM-3. Заканчивается строительство аналогичного позиционного района ПРО в Польше у населённого пункта Редзиково.
Кроме того, пусковые установки Мк 41 для запуска противоракет SM-3 позволяют применять и крылатые ракеты Tomahawk с дальностью полёта около 2500 километров. Таким образом, данные объекты противоракетной обороны США имеют двойное назначение и могут решать как противоракетные, так и ударные задачи.
Неоднократные попытки России в течение более 15 лет усадить США за стол переговоров по системам ПРО не увенчались успехом. Поэтому наша страна была вынуждена пойти по пути создания современнейших систем вооружений, не имеющих аналогов в мире, которые полностью нивелируют американскую систему противоракетной обороны.
На сегодняшний день в России на боевом дежурстве находятся четыре стратегических ракетных комплекса 15П771 «Авангард» шахтного базирования, несущих по одному планирующему гиперзвуковому боевому блоку 15Ю71. У этого комплекса межконтинентальная дальность и очень высокая точность попадания, которая сопоставима с точностью попадания крылатой ракеты. «Авангард» гарантированно преодолевает американскую систему ПРО и может поразить цель в глубине территории США уже через пятнадцать минут после запуска. Всего должно быть развёрнуто двенадцать таких ракетных комплексов до 2024 года.
До 2027 года в боевой состав ВМФ РФ должна быть введена океанская многоцелевая система «Посейдон» - ассиметричный ответ на России на развёртывание системы противоракетной обороны США. Две подводные лодки, несущие по 6-8 ядерных беспилотных подводных аппаратов (ядерных торпед) будут в составе Северного флота и две - в составе Тихоокеанского флота.
Мощность ядерного заряда беспилотника «Посейдон», по открытым данным, может составлять до 100 мегатонн в тротиловом эквиваленте. Беспилотник двигается под водой со скоростью до 200 километров в час на глубине один километр и на межконтинентальную дальность до 10 тысяч километров.
Одна ядерная торпеда «Посейдон» способна полностью уничтожить авианосную ударную группу ВМС США. Удар такой торпедой по океанскому побережью Соединённых Штатов вызовет радиоактивное цунами, которое смоет всё на своём пути, превратив в зону радиоактивного заражения американскую прибрежную территорию на десятки лет. Очевидно, что от такого оружия нет защиты, и в перспективе не предвидится.
Когда Сергей Рябков говорит, что «в лучшем случае США смогут защитить себя от ограниченных ракетных атак с некоторых очень определенных направлений», уместно рассказать ещё об одной перспективной российской системе стратегических вооружений - стратегической крылатой ракете наземного базирования неограниченной дальности «Буревестник» с ядерным двигателем.
Ракета «Буревестник» за счёт своей неограниченной дальности способна зайти на цель на континентальной территории США с любого направления и обойти существующие районы ПВО и ПРО. А создать круговую противоракетную оборону континентальной части Соединённых Штатов даже при возможности практически неограниченной эмиссии долларовой массы в обозримом будущем невозможно. В открытой печати со ссылкой на данные американской разведки сообщалось, что ракета «Буревестник» должна быть принята на вооружение в 2025 году.
Выше были приведены данные о ряде поступивших на вооружение новейших и перспективных системах стратегических вооружений России. При этом надо понимать, что все стоящие на вооружении российские межконтинентальные баллистические ракеты и стратегические крылатые ракеты воздушного базирования оснащены средствами для преодоления ПРО США.
Ответный характер действий России на вызов со стороны США в области развёртывания систем ПРО на самом высоком уровне признают и американские военные. Так, заместитель председателя Объединённого комитета начальников штабов Вооружённых сил США генерал Джон Хайтен на встрече с вашингтонской Группой военных обозревателей (Defense Writers Group) 28 октября 2021 года признал, что Россия приступила к производству гиперзвуковых систем в ответ на строительство Соединёнными Штатами системы противоракетной обороны:
«Даже невзирая на то, что наша система ПРО сейчас не направлена на Россию или Китай, а направлена на Северную Корею, тем не менее, они [россияне] хотели обзавестись этим потенциалом, создали и развернули его». Не выдерживающую элементарной критики фразу о направленности ПРО США исключительно против Северной Кореи даже не будем комментировать.
Возвращаясь же к выступлению замглавы российского МИД Сергея Рябкова на российско-американской международной конференции «Диалог Форт-Росс», надо отметить, что его тезисы имеют прямое отношение к диалогу по вопросам стратегической стабильности между США и РФ, два раунда которого уже прошли в Женеве - 28 июля и 30 сентября 2021года. Очередная встреча должна состояться в ближайшие несколько недель.
Российская дипломатия на данном этапе стремится решить стратегическую задачу – восстановить архитектуру системы международной безопасности и контроля над вооружениями, существовавшую до выхода США из Договора об ограничении систем ПРО в июне 2002 года. По инициативе Вашингтона 2 августа 2019 года прекратил своё действие Договор о ликвидации ракет меньшей и средней дальности. Далее США первыми вышли из Договора по открытому небу. Россия 17 июня 2021 года также покинула группу участников данного договора.
В силе остался только один крупный договор о контроле над вооружениями между РФ и США – Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), который был продлён до 5 февраля 2026 года.
Очень важный момент. В диалоге с США по вопросам стратегической стабильности российский оборонно-промышленный комплекс и Вооружённые силы РФ со своей стороны обеспечивают нашу дипломатию серьёзными силовыми аргументами в виде стоящих на боевом дежурстве новейших и перспективных систем стратегических вооружений, не имеющих аналогов в мире. Как говорится, «с помощью доброго слова и пистолета вы можете добиться гораздо большего, чем только одним добрым словом». Пожелаем нашим дипломатам удачи.
Александр Владимиров
Комментарии
- А с помощью мозгов и здравого смысла?...