"Заявляла в полицию – не помогло". Житель Канска убил свою семью и себя

На модерации Отложенный
    • Сибирь Реалии - средство массовой информации, выполняющее функцию иностранного агента
    Сания Юсупова

Николай и Светлана К. с детьми

Николай и Светлана К. с детьми

 

В городе Канск Красноярского края в понедельник утром были обнаружены мертвыми супруги и двое их несовершеннолетних детей. Погибший Николай К. мог убить жену Светлану и несовершеннолетних детей, а затем покончить с собой, рассказали редакции Сибирь.Реалии в Следственном комитете по краю. Коллеги и подруги погибшей говорят, что Светлана в сентябре заявляла о побоях в полицию, но в итоге мужа лишь оштрафовали. Тогда она решила спасаться самостоятельно и сбежала на окраину Канска втайне от Николая.

"Бабушка пришла отвести детей в школу"

Следователи на месте убийства семьи в Канске

Следователи на месте убийства семьи в Канске

Первой о гибели Николая и Светланы К. узнала мать погибшей. Утром 27 декабря она пришла в дом по улице Эйдемана, чтобы отвести внуков в школу. Открыла дверь своим ключом и нашла тела всех четверых погибших – 38-летнего мужчины, его 35-летней супруги, их 11-летнего сына и 7-летней дочери – с колото-резаными ранами.

– Бабушка должна была отвести внуков в школу. Так они договаривались со Светой. Вместо этого она увидела их тела в ванной. В шоке выбежала в подъезд, начала кричать. На крик сбежались соседи, – рассказывает со слов матери потерпевшей ее коллега Валерия. – Они все пытались вызвать полицию, потому что видно было, что неживые уже. Но никак не могли дозвониться. Тогда соседка набрала скорую.

По словам Валерии, мать погибшей предположила, что ее дочь и внуков убил зять, поскольку их тела лежали отдельно в ванной.

Погибшая Светлана К.

Погибшая Светлана К.

– Сказала, что Света лежит поверх тел детей, поэтому она решила, что он сначала убил внука с внучкой, а после – ее. По ее словам, у них рты были заклеены, а у него – нет. Поэтому она вот такое предположила, – сообщила коллега погибшей. – Мы все в шоке от произошедшего. Сложно поверить, Свету так любят все – и дети, и родители ее воспитанников, и коллеги. Хотя чего-то подобного, по логике, стоило ожидать. Она же нередко приходила с замазанными синяками, в очках. Последние полгода особо и не прятала синяки уже, открыто признавалась, что это муж бьет. Даже заявляла в полицию. Но не помогло.

Подруга погибшей Анна С. говорит, что в сентябре после особенно серьезных побоев Светлана написала в полицию заявление на мужа.

– Побои сняла (синяки несколько недель не сходили), заявление у нее приняли. В этот раз даже у сына-школьника были синяки, он в школе открыто говорил, что бьет отец. Но в итоге смехотворный штраф – 5(!) тысяч рублей. И он, видимо, решил, что ему все сойдет с рук. Света подала на развод, и у мужа совсем "крышу сорвало". Ей пришлось срочно тайком съезжать на другую квартиру. Никому, кроме матери, не говорила адрес. Даже нам. Знаю только, что в другом районе, – сообщила Анна.

"Был адекватным"

Следователи на месте убийства семьи в Канске

Следователи на месте убийства семьи в Канске

В СК редакции подтвердили, что супруги разводились и вместе не проживали. Однако 26 декабря 2021 года Николай К. пришел в квартиру по месту жительства Светланы – по версии ведомства, "навестить детей". Убийство, по мнению следствия, произошло ночью 27 декабря.

В пресс-службе МВД по краю редакции сначала заявили, что семья погибших "на учете не состояла". Но позже подтвердили заявление Светланы К. о побоях мужа.

– В сентябре Светлана К. действительно написала на мужа заявление о побоях. Сотрудники МВД довели дело до суда, но в итоге ему назначили штраф в 5 тысяч рублей, – сообщили в пресс-службе МВД по краю.

После этого, подтвердили в ведомстве, Светлана сбежала от мужа, взяв с собой детей, и не сообщала мужу, где находится.

Он нашел их сам.

Редакции удалось связаться со знакомыми Николая – оба сообщили, что не подозревали о домашнем насилии и назвали его "адекватным".

– Николай был адекватным и спокойным, отзывчивым, возможно, это просто была маска, которую носил до последнего момента... Детей очень жалко, – говорит Ярослав Гаврилов из Канска. – Я знал о том, что они разводятся, но что Николай против развода – нет. В последнее время узнавал о нем новости из его телеграм-канала. Он часто писал там о похудении и своих занятиях в спортзале.

Блог подозреваемого в убийствах, который он вел в телеграме, посвящен в основном уходу за автомобилем, выращиванию табака на продажу и здоровому образу жизни. Последние несколько месяцев Николай К. рассказывал в нем исключительно о том, как проходят его занятия спортом, называя ЧП срыв очередной тренировки.

По словам другого знакомого, Александра, сильные ссоры с женой у Николая начались после того, как он решил похудеть и начал соблюдать диету, а от жены требовал помощи.

– Он жаловался, что жена не готовит ему то, что надо для диеты. Мол, приходится самому. Что не покупает нужные для этого продукты и все в таком роде. Он как будто помешался на этой теме. Мог из-за пропущенной тренировки сорваться, – рассказывает Александр.

"Закон о домашнем насилии не вписывается в повестку России"

В полиции объявили, что на место происшествия лично выехал начальник ГУ МВД по Красноярскому краю генерал-лейтенант полиции Александр Речицкий "для координации работы сотрудников". Следственный комитет края объявил о возбуждении уголовного дела об убийстве двух и более лиц и малолетнего, находящегося заведомо для виновного в беспомощном состоянии (ч. 2 ст. 105 УК РФ). О проверке по факту убийства четырех человек также объявила прокуратура региона.

Правозащитники уверены, что без ввода уголовной ответственности за домашнее насилие, а также без мер по защите жертв количество подобных преступлений в России продолжит расти.

– Домашнее насилие – это систематическое явление. Это значит, что домашние тираны не останавливаются на одном акте насилия – они делают это систематически. Издевательства становятся все более жестокими, а периоды "затишья" все более короткими, – говорит руководитель центра защиты пострадавших от домашнего насилия при Консорциуме женских неправительственных объединений, адвокат Мари Давтян (занимается проблемой свыше 10 лет; входила в рабочую группу по разработке законопроекта "О профилактике семейно-бытового насилия в РФ"). – Пострадавшие от домашнего насилия люди живут в постоянном страхе за безопасность – свою и родных. Ведь агрессору хорошо известно, где работает или учится жертва, где живут ее родные и друзья, у которых она может прятаться. Нередко бытовые агрессоры начинают преследовать жертву, когда та решает разорвать отношения. Для решения проблемы нужно вводить охранные ордера для жертв плюс протоколы оценки рисков повторения насилия для сотрудников полиции вместе со спецобучением полиции. А также спецпрограммы для самих агрессоров. На законопроекты, предложенные Госдуме РФ, были отклонены. Почему? Потому что такой закон "не вписывается" в консервативную повестку, которую Россия активно продвигает на национальном и международном уровне.

Россия является единственной из стран – членов Совета Европы, где не принят закон против домашнего насилия. В феврале 2017 года Владимир Путин подписал закон о декриминализации побоев в семье, разработанный сенатором Еленой Мизулиной. Побои в "отношении близких лиц" перевели из разряда уголовных преступлений в административные правонарушения – в том случае, если насилие было совершено впервые.

После этого, по данным правозащитников, количество жалоб на домашнее насилие только увеличилось. К примеру, по статистике уполномоченной по правам человека Татьяны Москальковой за апрель 2021 года, число жалоб на домашнее насилие в России выросло в 2,5 раза (с 6054 до 13 тысяч обращений). Омбудсмен тогда назвала ситуацию "достаточно неоптимистичной".

За последние десять лет законопроекты о профилактике домашнего насилия вносились в Госдуму более 40 раз, но не прошли ни одного чтения.​